Записки начинающего коптеровода. DJI Phantom 3 Professional & Advanced
01. Необходимые знания
______________________
Disclaimer: Всё, что вы прочитаете ниже- не является истиной в последней инстанции. Всё, что вы прочитаете- является наблюдениями обычного коптеровода, описанные (насколько это возможно) доступным и понятным языком и, по возможности, каталогизированные и структурированные. Надеюсь, эти советы помогут многим начинающим коптероводам и позволят им избежать наиболее часто встречающихся ошибок. В основном, советы и наблюдения касаются продукции фирмы DJI, а точнее, одной из их последних моделей – DJI Phantom 3 Professional & Advanced, однако практически все советы и наблюдения применимы к любым моделям фирмы DJI, а в своём большинстве- и к моделям других фирм. Автор отказывается от любой ответственности при применении описанных советов, всё, что вы примените из того, что здесь описано- вы делаете на свой страх и риск. Остальные статьи данной тематики вы можете найти в разделе «Статьи» главного меню сайта. Они будут добавляться по мере написания.
______________________
Продолжим цикл статей про коптероводство. В предыдущем цикле статей я вам рассказал, что нужно знать, если вы- владелец DJI Phantom 2 Vision Plus.
Однако прогресс не стоит на месте, и фирма DJI выпустила новую линейку квадрокоптеров 3 серии, а также Inspire. Про Inspire я в этой статье опущу, так как не имел и не имею такого аппарата, а вот про Phantom 3 Professional & Advanced мы и поговорим более подробно. Также не будем останавливаться о более дешёвых разновидностях третьей серии- Phantom 4k и Standart, т.к. большинство указанного в этой статье подойдёт и для этих урезанных версий. Часть можно взять с предыдущего цикла статей про Фантом 2.
В любом случае я вам рекомендую прочитать и прошлый цикл статей про фантомы 2 серии, т.к. бОльшая часть логики работы и причин крашей унаследовались от предыдущей линии аппаратов. Если вы хотите быть уверенным пилотом Phantom 3- прочтите и про Phantom 2.
Как и в предыдущей серии- я постараюсь сильно не нагружать статью специфическими терминами, а постараюсь описать всё максимально доступным и понятным языком.
Итак, приступим.
ОТЛИЧИЯ PHANTOM 3 СЕРИИ ОТ ЛИНЕЙКИ PHANTOM 2
Если вы уже ранее держали Phantom 2 в руках и тем более, если были пилотом второй серии- вас непременно удивит и обрадует то, что третья линейка Phantom существенно отличается от второй как надёжностью, так и нововведениями.
Прежде всего- это новая камера. На профессиональной модели она поддерживает разрешение 4k (пусть не совсем настоящее, но это не суть). Главное- вы сразу отметите крайне хорошую детализацию и размер изображения. На адвансед модели разрешение пока ограничено 2.7k, что, впрочем, не исключает разлочивание функциональности камеры в дальнейшем.
Второе- это увеличенный ресурс батареи. В усреднённых условиях батареи Phantom 3 вам уверенно зватит на 20 минут полёта плюс видеосъёмка.
Третье- это встроенная система лайтбридж, позволяющая получать видео с коптера (соответственно и управлять им) на расстоянии до 2 км. Для сравнения- линейка вторых фантомов в стоке позволяла в среднем это осуществлять на расстоянии примерно 800 метров, да и то- если повезёт. 500 метров для второй линейки было отличным средним результатом, далее видео начинало "сыпаться" и пропадало вовсе, хотя комптер и сохранял управляемость гораздо более длительное расстояние.
Есть и ещё немало улучшений, но перечислять их в данной статье нет смысла, вы прекрасно всё прочитаете в спецификации к моделям 2 и 3 линейки.
Это всё из плюсов.
Из минусов- следует отметить один, но ОЧЕНЬ существенный: это единая центральная плата, на которой в том числе расположены и регуляторы моторов (впаяны), что влечёт за собой массу нежелательных моментов. Так, ремонт в случае краша вашего аппарата и повреждения любой части центральной платы выйдет вам в копеечку, так как повлечёт за собой замену всей центральной платы. То же самое вам грозит и в случае выхода одного из регуляторов из строя (если вы будете обращаться в специализированные центры, а не к частным мастерам). Также вы не сможете заменить моторы вашего Phantom на более мощные- это также повлечет за собой замену всей центральной платы, т.к. новые усиленные моторы DJI требуют новых регуляторов (которые, как мы помним, впаяны в центральную плату).
К счастью, на этом большие минусы (да и маленькие) Phantom 3 заканчиваются.
ЕДИНОРАЗОВАЯ ПРЕДПОЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА
Как бы не был продвинут ваш Phantom 3- вам будет необходимо провести единоразовую предполётную подготовку вашего аппарата. К счастью, в Phantom 3 уже не требуется проклейка дополнительного экрана gps- он уже его имеет. Также Phantom 3 необязательно разбирать- он достаточно надёжно сконструирован и собран. И уже тем более вам уже необязательно, как владельцам 2 серии- знать особенности сигналов коптера в режимах Phanton и Naza - тут это лишнее. Поэтому единоразовая подготовка сведётся к нескольким простым пунктам:
1) Первым делом вам обязательно надо озаботиться выбором телефона или планшета для управления вашим коптером. Учитывая то, что видео с коптера передаётся в реал-тайм на ваш планшет в HD качестве, а также производятся расчёты для вывода данных о полёте и прочее- это требует мощного аппарата. Большинство функций управления как режимами съёмки, так и режимами полёта осуществляется теперь из специализированной программы DJI GO. Список поддерживаемых устройств вы найдёте на сайте DJI, а также в коптерной wiki. Но советую вам не экономить в этом пункте- система управления коптером имеет значение не меньшее, чем сам коптер, и её отказ в самый неподходящий момент преподнесёт вам неприятнейший сюрприз. Для примера у меня, как андроидовода- Sony Xperia Z3 Tablet Compact. Это очень мощный планшет, и работа с DJI GO и передаваемым видео для него особого труда не составляет.
2) Вам необходимо визуально осмотреть ваш коптер, вынутый из коробки, на предмет физических повреждений, вмятин и сколов. Если таковые не обнаружились- снимите все предохранительные вставки и запустите коптер без пропеллеров. Послушайте звук моторов- он должен быть ровным и одинаковым, без визгов, свиста и скрежета. Последнее означает, что вам достался бракованный мотор. Если всё прошло хорошо- переходим к следующему пункту.
3) Обязательно обновите прошивку коптера и всех батарей до последней. Если потребуется, обновите прошивку пульта, а также поставьте последнюю версию программы DJI GO. Наличие новой прошивки и необходимость её установки показывается в программе DJI GO. Обязательно проследите за тем, чтобы батарея коптера, пульт управления и ваш планшет были заряжены на 100%. Обычно процесс прошивки происходит так:
а) Скачиваете с сайта DJI последнюю версию прошивки для вашего аппарата. Распаковываете и записываете файл .bin на флэшку коптера, вставляете его (коптер должен быть выключен), затем включаете коптер. Пульт управления при этом включать необязательно. Прошивка занимает 10-20 минут и вы увидите её окончание, когда коптер замигает обычными огнями, а также лампочка на камере коптера загорится зелёным. Прошивка окончена. Если у вас не одна батарея- выньше предыдущую, вставьте следующую и включите коптер. При этом файл прошивки должен всё время находиться в коптере. Когда прошивка батареи окончится- коптер перестанет издавать специфические звуки и замигает обычными огнями. Вы всегда сможете проверить, как прошла прошивка, открыв файл txt, который будет создан на карте памяти рядом с прошивкой. Если видите надпись suggest - прошивка прошла успешно. В противном случае повторите процесс прошивки.
б) Для прошивки пульта вам будет необходимо включить пульт и коптер, а также запустить программу DJI GO. Если имеется обновление прошивки пульта- программа вам об этом скажет. Вам только нужно будет согласиться с обновлением, после чего прошивка будет загружена DJI GO из интернета самостоятельно и прошьёт пульт через usb-шнур, который соединяет ваш планшет с пультом управления. После окончания прошивки огни на пульте загорятся зелёным. Программа DJI GO сообщит вам об успешной либо неуспешной прошивке. Обычно всё проходит нормально.
Проблемы: если в процессе прошивки произошёл сбой или прошивка коптера была прервана- может издаваться неприятный звук и коптер не будет реагировать на ваши действия. Не пугайтесь. Проверьте ещё раз зарядку всех составных частей, перескачайте-перезалейте прошивку на карту и вновь повторите процесс. Если всё пройдёт успешно- звук прекратится и коптер прошьётся.
Советую вам не пренебрегать новыми прошивками, несмотря на то, что бытует мнение о том, что новые прошивки выходят "сырыми". Оставим в стороне логику, голосящую о том, что "сырые" прошивки сами по себе стать нормальными не могут, но почему-то через некоторое время их начинают считать "нормальными". Просто имейте в виду, что перед выпуском прошивки в массы они проходят длительные испытания, в том числе и в бета- версиях. Поэтому держите прошивки коптера-пульта-батарей всегда в актуальном состоянии.
4) В программе DJI GO сразу назначьте действия на нижние вспомогательные кнопки пульта. Доступны различные действия, и каждый назначает, как ему удобнее, но рекомендую в любом случае на правую кнопку назначить отображение состояние батареи. Нередки случаи крашей Phantom 3 при кратковременной просадке заряда одной из банок батареи до критического уровня и, несмотря на то, что в целом батарея в порядке, эта просадка отключала фантом и приводила к крашу. Назначение отображения состояния батареи на правую нижнюю вспомогательную кнопку пульта не раз спасёт вашему любимцу жизнь. Особенно часто сверяйтесь с показаниями батареи при помощи этой кнопки в случае полётов в тяжёлых условиях- при минусовой температуре, при сильном ветре, при необходимости резких и длительных манёвров. Старайтесь не допускать проседания показаний батареи по любой из банок до красной зоны.
5) Ну и...прочтите инструкцию ;) Есть такая шутка, что все инструкции в России должны начинаться словами "Ну всё, пипец, поломал..." и в этом есть доля правды. В инструкции содержится масса полезных сведений, которые вам необходимо знать. Также я настоятельно рекомендую вам прочесть предыдущий цикл статей про Phantom 2 - бОльшая часть сведений в этом цикле актуально и для Phantom 3.
Поздравляю- теперь ваш любимец готов летать «из коробки»)))
ПОСТОЯННАЯ ПРЕДПОЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА
Вот эту часть я рекомендую вам выполнять перед каждым полётом. Или, по-крайней мере, при каждым выходом с коптером для полётов. Эту часть вам обязательно надо заучить наизусть. Это спасёт вам нервы, а вашему любимцу- продлит жизнь.
Итак, перед каждым выходом на полёт вам необходимо: 1) Зарядка. Самое главное- проверить ПОЛНУЮ зарядку всех составляющих фантома. Это: а) Аккумулятор коптера б) Пульт управления в) Телефон или планшет, на который установлена программа DJI GO. Вы должны понимать, что смартфон или планшетник, куда вы принимаете сигнал- служит не только для приёма видео, но и отображает данные телеметрии. Не выходите на полёты с одним из этих составляющих, не заряженным полностью
2) Винты. Проверьте затяжку винтов. При недостаточной затяжке может случиться, что один из них просто открутиться в воздухе с последующим опрокидыванием и крашем коптера. Винты на коптере- самозатягивающиеся, однако затягивайте поплотнее, на второй линейке краши от этого были. Затяните винты покрепче, для этого даже не нужен специальный ключ, просто придержите одной рукой мотор, а другой- прокрутите винт в сторону нарисованного закрытого замочка на винте до сильного упора.
3) Пропеллеры (пропы). Если вы используете неродные пропы фантома- убедитесь, что они хорошо отбалансированы и не имеют сильных повреждений. Оригинальные пропы фантома способны работать в нормальном состоянии с повреждениями до 5% общей несущей площади, однако не рекомендую на этом экономить и летать с повреждениями. Неродные пропы вы можете отбалансировать сами при помощи балансира с магнитными фиксаторами, который вы можете купить в магазине радиоуправляемых игрушек, подточив одну из поверхностей пропа обычной наждачкой, однако рекомендую не жадничать и не колхозить, а прикупить запасные комплекты пропеллеров- при цене в полторы тысячи рублей колхоз того не стоит. Помните- неотбалансированные пропеллеры являются причиной критической вибрации и неконтролируемого поведения коптера в воздухе.
Родные фирменные пропы для фантома фирмы DJI отлично сбалансированы. Если у вас родные пропы и коптер в полёте хорошо себя рекомендует- беспокоиться не о чем.
4) Батарейный отсек. Перед каждым полётом проверяйте надёжное защёлкивание батарейного отсека. Бывали случаи отщёлкивания батарейного отсека в воздухе с последующим выпадением батареи и крашем коптера, лишившегося питания (на второй линейке).
5) Компас. Старайтесь не хватать за него руками, а также приближать к источникам повышенного магнитного поля. Например- категорически нельзя его ставить рядом с компьютерными колонками (что очень часто происходит при подключении фантомоводами коптера к компьютеру через USB).
Калибруйте компас перед каждым вылетом. Даже если вы летаете каждый день в одном и том же месте. Если вы пришли точно на это же место на следующий день- обязательно станцуйте «магнитный танец» (откалибруйте компас). Многие коптероводы считают, что частая калибровка необязательна, т.к., к примеру, место полётов одно и то же. Однако подумайте сами: магнитный датчик очень чувствителен к магнитным полям, и если он попадает в зону их действия- он сбивается. Если вылетали последний раз вчера, то какова гарантия, что сегодня, то есть за сутки, он не попадал в такую зону? Если вы не откалибровали датчик перед вылетом- он может руководствоваться искажёнными значениями и ваш фантик словит флайавей. Не рискуйте и не доказывайте кому-то, что это необязательная процедура. Это обязательно. Это важно.
Также калибровка компаса имеет свой порядок действий:
а) Поставьте на ровную и открытую поверхность задней частью к вам (чтобы видеть сигнальные огни коптера)
а) Включите пульт, запустите DJI GO
б) Включите коптер
в) Дайте коптеру найти спутники
г) Нажмите в программе DJI GO на кнопку калибровки компаса, следуйте указаниям программы
д) Поставьте коптер на землю и выключите коптер.
е) Включите коптер и дайте ему найти спутники. НЕ ПЕРЕДВИГАЙТЕ И НЕ ТРОГАЙТЕ коптер, пока он ищет спутники и записывает точку "дом"! Калибровка закончена!
ВАЖНО: следите за тем, чтобы при проведении калибровки около компаса не находились источники магнитных полей, а также сотовые телефоны. Не держите включённый сотовый телефон у себя в кармане при проведении калибровки компаса. Также попросите людей с вами, имеющие сотовые телефоны- держаться от вас на достаточном расстоянии. НЕ ПЕРЕДВИГАЙТЕ И НЕ ТРОГАЙТЕ коптер, пока он ищет спутники и записывает дочку дом.
6) Сотовые вышки и линии электропередач. Визуально проверьте наличие рядом с вами линий электропередач и вышек сотовых операторов. Не рекомендуется взлетать при наличии в точке взлёта множества активных wi-fi сетей, вышек сотовых операторов на расстоянии 200-300 метров, а также линий электропередач (обычных- до 50-100 метров, высоковольтных- до 300-500 метров). Все перечисленные составляющие оказывают непосредственное и сильное влияние на качество видеосигнала и управляющего сигнала с аппы и могут привести как к обрыву управляющего сигнала (потерю сигнала коптером от аппы), так и некорректное поведение фантика с последующим крашем или флайавеем. Особенно это касается сотовых вышек и линий электропередач.
7) Фиксатор камеры. Не забудьте отсоединить пластиковый фиксатор камеры коптера перед включением питания фантома. Если забудете его снять- перегреете подвес с последующим выходом его из строя. После окончания полётов или работ через компьютер с коптером выключите питание фантом и оденьте фиксатор- он убережёт вашу камеру от разбалтывания.
8) Программа DJI GO. Запустите программу DJI GO. Проверьте отображаемый уровень зарядки аккумулятора. Проверьте наличие спутников- их должно быть не менее 12. Лучше взлетать при количестве спутников от 14 и более штук. Если их менее этого количества- рекомендую отказаться от полёта или сменить место дислокации.
9) Расстояние до коптера. Проверьте расстояние от вас до коптера, отображаемое на экране мобильного приложения DJI GO. Если оно существенно различается (вы на расстоянии метра, а показывает к примеру 10 метров)- выключите фантом, а после включения перекалибруйтесь и дайте заново найти спутники и перепрописать точку дом. Если пренебрежёте этим пунктом- можете словить флайавей.
10) Запуск двигателей. Запустите двигатели одной из 4-х комбинаций стиков. Прислушайтесь- коптер должен работать тихо и устойчиво стоять. Не должно быть вибраций и подозрительных шумов. Если услышали что-то подозрительное- выключите двигатели наклоном левого стика на себя вниз до упора на 3 секунды и идите разбираться с причиной. НЕ ВЗЛЕТАЙТЕ в этом случае ни в коем разе!
Итак, все пункты пройдены и вы можете взлетать.
ВЗЛЁТ И ПОСАДКА
Взлетайте ТОЛЬКО после того, как коптер пропишет точку "дом". Вы об этом узнаете, так как программа DJI GO на карте покажет специальным маркером записанную точку. Убедитесь, что точка "дом" на карте соответствует вашему реальному местоположению, а не записалась, скажем, в Никарагуа.
Взлетайте желательно только в режиме "P" на пульте. Это соответствует режиму GPS и является наиболее безопасным режимом для управления полётом вашего Phantom 3. Режим "А" соответствует режиму Atti (см. цикл статей про Phantom 2), а режим "F" включает интеллектуальные режимы управления коптером, такие как запланированный полёт, точка интереса и другие, которые добавляются в новые версии программы DJI GO.
Старайтесь сразу после взлёта не делать резких движений коптером. Оцените его устойчивость и управляемость, после чего дайте ему секунд 10-20 повисеть в воздухе при минимальной нагрузке, и потом плавно начните движение, оценив показания батареи. Были случаи отключения питания коптера при кратковременном проседании заряда батареи хотя бы в одной из банок, особенно после взлёта и одновременного начала резкого манёвра. Особенно это касается полётов при минусовой температуре и сильной ветреной погоде. Будьте аккуратны.
Вкратце- это всё, что вам надо знать конкретно про Phantom 3. Однако, в данной статье, чтобы не повторяться, заведомо упущены моменты по крашам и флайавеям, а также особенностям взлёта и посадки вашего коптера. Эти моменты были очень подробно описаны в предыдущем цикле статей о Phantom 2, которые я вам настоятельно рекомендую прочитать.
Если что-то забыл добавить в статью- пишите комментарии либо пишите по адресам, указанным в разделе «Контакты» главного меню сайта- добавлю в статью.
Кому статья понравилась – респостите-ретвитите её на свои страницы с помощью кнопок социальных сетей на этом сайте. Кому-то эта статья может помочь продлить жизнь своему любимцу- DJI Phantom 3.
Всем отличных полётов!
Все статьи этого курса:
01. Записки начинающего коптеровода. DJI Phantom 2 Vision Plus. 01. Введение в коптероводство
02. Записки начинающего коптеровода. DJI Phantom 2 Vision Plus. 02. Предполётная подготовка
03. Записки начинающего коптеровода. DJI Phantom 2 Vision Plus. 03. Флайавеи и крэши
04. Записки начинающего коптеровода. DJI Phantom 2 Vision Plus. 04. Взлёт и посадка
05. Записки начинающего коптеровода. DJI Phantom 3 Professional & Advanced 01. Необходимые знания
Всем отличных полётов!
Похожие записи:
Эта заключительная статья о коптероводстве расскажет вам о двух очень важных и сложных манёврах для фантомовода- это взлёт и посадка.
Подробнее читаем далее... | Эта статья расскажет вам о предполётной подготовке вашего Phantom 2 Vision Plus. Обязательно для прочтения начинающим коптероводам.
Подробнее читаем далее... |
На портале госзакупок размещена информация о том, что администрация Кореновского городского поселения разместила тендер на приобретение квадрокоптера на сумму более 170 тысяч рублей.
Подроб... | Эта статья расскажет вам о таких понятиях, как флайавей (Fly away) и краш, а также как их избежать. Вам обязательно это знать, если вы являетесь владельцем Phantom 2 Vision Plus. Обязательно д... |