Свято-Троицкий Храм в станице Платнировской

Кореновский район, ул. Карла Маркса, станица Платнировская
Сайт: mykor.ru



Храм Святой Троицы в станице Платнировской

 

     Церковь посвящена Святой и Живоначальной Троице. Построена в 1906 году. Главным архитектором храма был И. Мальгерб, спроектировавший Свято-Екатерининский собор в г. Екатеринодаре. Место для строительства храма выбрано самое высокое в станице. Храм построен из красного кирпича, привезенного из Ростова-на-Дону. Архитектурный стиль здания – византийский с русским завершением (купола – русские «маковки»). В настоящее время храм является единственным храмом, сохранившимся с начала XX века в Кореновском районе.

     При храме было построено первое учебное заведение в станице – Церковно-Приходская школа, которая успела сделать несколько выпусков своих воспитанников.

     Сообразуясь с современной географией станицы, можно сказать, что храм расположен в 2 км от центра станицы на пересечении улиц Пушкина и К.Маркса. Территория, отведенная в ведение храма в 1993 году – 0,9 га.

     В 1933 году храм был закрыт. Были снесены купола и шатер колокольни. Председатель колхоза В.Г. Долгих выкупил у государства церковь за 28 тысяч рублей и использовал ее как хранилище для зерна.

     В 1942 году храм вновь был открыт для богослужений. В 1943 году верующие станицы собрали три тысячи рублей для строительства танковой бригады «Защитник Юга». Через полгода в адрес Свято-Троицкого храма пришла благодарственная телеграмма от И.В. Сталина. Эта телеграмма хранилась в храме до 1963 года. Дальнейшая ее судьба не известна.

     С 1951 по 1959 год в храме служил протоиерей Николай Терентиенко, всячески защищая храм от закрытия и разорения. В этот период Приход Свято-Троицкого храма имел хор численностью до 50-ти человек, и пользовался уважением правящего архиерея, который посещал храм каждый год и не один раз. В это время храм был духовным центром всех близлежащих станиц, в которых вообще не было действующих храмов. А в Свято-Троицком храме 37 пудовый колокол возвещал станичникам о московском времени, «отбивал часы», как говорили прихожане.

     Однако в 1963 году храм вновь был закрыт по настоянию директора СОШ № 25 Дудника Н.Ф. Совместно с секретарем комсомола Колесником А. и председателем сельсовета Гришко К.М. в октябре 1963 года директор школы перепилил замок храма, в который с 1962 года не назначался священник, и вывез церковную утварь на колхозные амбары. Книги в большинстве были сожжены, а утварь и иконы разнесли по домам жители станицы, сохраняя от поругания. Храм вновь превратился в зернохранилище. Некоторое время в нем был устроен тир для учеников школы, построенной в 1950 году рядом с храмом.

     Прихожанам разрешили купить частный дом для возможности совершать богослужения. Этот дом был куплен на окраине станицы по ул. Казачьей, 42. В 1975 году из-за пожара, устроенного на деревянных сводах храма учащимися школы, сгорели все кровельные конструкции храма. До 2000–го года храм простоял без единого окна и двери, без крыши.

     В 1990 году церковь была передана Кореновским Районным советом депутатов в собственность Прихода Свято-Троицкого молитвенного дома. Настоятель храма с прихожанами стали пытаться проводить посильные восстановительные работы. Поставили временные металлические двери, покрыли кровлей малые помещения храма. Предпринимались попытки создать проект восстановления храма. Однако существенного продвижения восстановительного процесса, в силу различных причин, не получилось. Богослужения в храме возобновились лишь в 2000-году. Первая служба в храме, спустя 37 лет, состоялась на Престольный праздник – в День Живоначальной Троицы. Самый первый и самый тяжелый шаг в направлении восстановления храма был сделан именно прихожанами храма, пенсионерами в большинстве своем. Однако именно они восстановили боковые кровли колокольни и соединительного корпуса, возвели временные перегородки и алтарь, оштукатурили первый этаж притвора и сделали его пригодным для богослужений, тем самым показав пример жертвенного труда рабочим строительных организаций, которые выполняли те или иные работы в храме за деньги.

     С 2007 года собственником здания храма и прилегающей территории является Приход Свято-Троицкого храма ст. Платнировской Екатеринодарской и Кубанской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).

     В современной общественной жизни прихода выделяются два исторических события. 11 июня 2006 года Свято-Троицкий храм праздновал столетие со дня своего открытия. На Престольный праздник прибыло много гостей и паломников со станиц Кореновского района и г. Краснодара. Храм удостоился внимания губернатора края Александра Николаевича Ткачева, который направил поздравительное письмо в адрес настоятеля храма и прихожан. Самым ярким даром к 100-летию храма стала звонница из 8 колоколов, отлитая мастерами г.Каменск-Уральского (ЗАО «Пятков и К») специально для храма. Дар сей был преподнесен храму от семьи руководителя Международного Промышленного Банка г. Москвы Пугачева В.В. Таким образом, в день своего юбилея, храм впервые за долгие годы призвал станичников на службу своим новым колокольным голосом.

     Высочайшим повелением Императора Александра III, 2 августа 1890 года, ст. Платнировская была назначена сборным пунктом 1, 2 и 3 казачьих полков Кавказского отдела. 24 августа 1914 года на молебне в Свято-Троицком храме, казаки 2-го Черноморского кавалерийского полка получили благословение на защиту Российского Отечества в I Мировой войне. Спустя 93 года, 29 сентября 2007 года, по инициативе Кореновского районного казачьего общества, состоялось чествование-поминовение казаков Кавказского отдела, участвовавших в 1-ой Мировой войне, которое прошло в Свято-Троицком храме и состояло из установки и открытия Мемориальных досок на западной стене храма с именами всех казаков Кавказского отдела отдавших свои жизни в войнах 19-20 столетий, и панихиды по погибшим казакам с поименным поминовением последних. Возглавил это мероприятие атаман Кубанского Казачьего Войска генерал Громов В.П.

     Таким образом, Свято-Троицкий храм в ст. Платнировской, который Божиим Промыслом сохранился до нашего времени, признан Памятником истории и культуры Краснодарского края. Он является для казаков символом возрождения казачества, а его воссоздание – воспринимается и осознается всеми как восстановление исторической справедливости в отношении православной веры и Кубанского казачества.

     Восстановительный процесс, начатый в 2000 году развивался следующим образом:
     В 2001–ом году воссоздание храма поддержал первый заместитель главы Администрации Краснодарского края Хворостина Николай Иванович. При его непосредственном участии Свято-Троицкий храм был признан Памятником истории и культуры Краснодарского края.
     В октябре 2001 года главой Кореновского района Козицким А.Г. был сформирован попечительский совет по восстановлению храма. 26 января 2002 года в Платнировском доме культуры прошел благотворительный концерт Кубанского Казачьего хора.
     В январе 2003 года завершились исследовательские работы на предмет возможности восстановления храма. Эту работу провели специалисты кафедры оснований и фундаментов Кубанской Сельхозакадемии под личным руководством академика Шадунца Константина Шовгеновича. Результаты этих исследований дали положительный ответ на вопрос о возможности воссоздания храма, при условии проведения усиления несущих конструкций здания.
     В июне 2003 года на благотворительную помощь Администрации Краснодарского края, в размере 300 тысяч рублей, был заказан проект воссоздания храма Научно-творческой мастерской «Памятники Кубани» г. Краснодара. Параллельно с этой работой проводились мероприятия по усилению несущих конструкций здания храма, восстанавливались верхние ряды стен и арок храма, строилась кровельная система основного четверика храма.
     В апреле 2004 года рабочий проект был одобрен Комитетом по охране памятников истории и культуры и благословлен Митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.

     К Пасхе 2005 года строителями были полностью возведены центральный и четыре малых барабана храма, заменены кровельные покрытия центрального алтаря, карнизов и кокошников на фасадах здания, восстановлены все существующие окна храма. К 100-летнему юбилею храма в 2006 году, были полностью отреставрированы наружные фасады здания.

     В период 2006-2007 годов в процессе воссоздания храма приняла участие администрация Кореновского района, осуществившая финансирование строительства центрального купола храма. При поддержке предприятий Кореновского района в 2008 г. начато восстановление утраченной части колокольни, отремонтирован верхний хор (2 этаж здания), заложена система орошения зеленых насаждений на территории храма.

     Столкнувшись с отсутствием здания, необходимого для миссионерской и просветительской деятельности, Приход храма обратился в Администрацию Кореновского района с просьбой вернуть некогда принадлежавшее храму здание приходской школы, расположенное в 6 метрах от храма, в собственность прихода. В настоящее время (2010 г.) здание используется для обучения начальных классов общеобразовательной школы № 25.

     В 2009 году продолжились работы по воссозданию колокольни храма: водружен колокол весом 3,3 тонны, продолжалось строительство шатра колокольни, воссоздание декоративных кирпичных элементов внешнего убранства колокольни. Жертвователем колокола стал директор детского оздоровительного центра «Кавказ» п. Лазаревское (на побережье Черного моря) Каравайный Владимир Васильевич.

     В Праздник Живоначальной Троицы в 2010 году шатер колокольни был увенчан куполом и крестом. Таким образом завершилось воссоздание колокольни.

     16 октября 2010 года состоялось освящение и воздвижение Крестов на малые купола храма, начат разбор лесов.

     В условиях отсутствия регулярного финансирования, строительная фирма Капитель-2 продолжает строительные работы в долг.

Следующими этапами восстановления храма являются:
1. Восстановление интерьеров храма, иконостаса, полов, дверей
2. Газификация, электрификация храма, проведение охранно-пожарной сигнализации
3. Строительство административного здания
4. Завершение строительства часовни для св. воды
5. Строительство нового забора с аркой главного входа
6. Завершение благоустройства территории

Источники: Справочник Ставропольской епархии, Ставрополь 1913 г.,
Архивные выписки Архива Краснодарского края,
Архивные выписки музея Культурно-Досугового центра ст. Платнировской

 

С 2001 года Свято-Троицкий храм признан Памятником истории и культуры Краснодарского края

 

 

Сведения о Храмовой Иконе Свято-Троицкого Храма в станице Платнировской

      «Троица» (также «Гостеприимство Авраама»)— икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
   Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.
   В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамбре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.
   В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.
   Именно рублевская икона, как считают в настоящий момент учёные, как нельзя лучше соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые традиционно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов.
   «Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трех ипостасей Св. Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».
   Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39).
    Свойства каждой их трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.
   Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (таинственность и неизведанность величественных горних высот всегда действовали на воображение людей. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской)").
   Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православных мистиков XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.

 

________________________________

Кореновский район, станица Платнировская

улица Карла Маркса

 

- Свято-Троицкий Храм в станице Платнировской. Трижды рождённый

 

 

  • Выходные дни: Без выходных
  • Перерыв: Без перерыва
  • Кто здесь был?
  • Trang
21 ноября 2016
20 февраля 2016
16 октября 2014

Все новости

Сообщить об ошибке Вставить карту на свой сайт
Отзывы (0)

Нет отзывов. Ваш будет первым!