«…не бойтесь убивающих тело
и потом не могущих ничего больше сделать…»
(Лк.12:4,5)
Ст. Кореновская (с 1961 г. – г. Кореновск), расположенная в центре Краснодарского края, в годы гражданской войны оказалась в эпицентре многих значимых явлений и событий.
Но, поскольку наш доклад посвящен прояснению некоторых эпизодов судьбы священника Саввинской церкви ст. Кореновской Петра Максимовича Назаренко убитого 18 февраля 1918 г., считаем необходимым проследить ход боевых действий в районе станицы и за ст. Кореновскую в феврале 1918 г.
Убийство священника в те годы – явление нередкое, но факт убийства священника Петра Назаренко в ст. Кореновской привлекает наше внимание в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, то убийство стало проявлением характера взаимоотношений противоборствующих сторон гражданской войны, 100-летнюю годовщину которой мы отмечаем.
Во-вторых, уже делалась безуспешная попытка собрать информацию о священнике Петре Назаренко для комиссии по канонизации святых РПЦ.
Вот такую таблицу составили участники научно-практической конференции студенты Кореновского политехнического техникума Дмитрий Ершов и Илья Лавренов. Всю информацию для таблицы они собрали, работая в районном архиве с метрическими книгами записей храма Святого Саввы Освященного более чем за 20 лет.
Кореновская к началу I мировой войны – одна из крупнейших Кубанских станиц с развитым производством зерновых, с огромным, по тем временам, товарооборотом. Местные предприниматели полностью обеспечивали население всеми необходимыми товарами и продуктами.
В ст. Кореновской в 1915 г. проживало, по данным Кубанского Обл. Стат. Комитета, чуть более 23 тысяч человек, причем иногороднего населения, с учетом постоянно и временно проживающих, почти 2/3. Казачье население составляло около 34%.
Начало первой мировой войны жители станицы встретили с большим воодушевлением. (Е.В.Брацун. Из казаков ст. Кореновской. Доклад 17.02.2017 г. на конференции).
Первые годы войны станица продолжала жить спокойной размеренной жизнью, хотя известны случаи проявления стихийных бунтов потерявших мужей женщин-солдаток, как иногородних, так и казачек. (Е.Н.Бондарь. Над Кубанью. Жизнь, как она есть, с. )
В начале 1918 г. на Кубань и Северный Кавказ хлынули стихийно демобилизовавшиеся части развалившегося Кавказского фронта. Железнодорожная магистраль с Ростовской и Екатеринодарской пробками не давали возможности свободного проезда, и деморализованные остатки воинских частей оседали вдоль магистрали, скапливаясь на железнодорожных узлах. Усложняла обстановку активность иногороднего населения, которое формировало революционные отряды при участии моряков Черноморского флота. Ст. Кореновская, в полуверсте от которой была железнодорожная станция, оказалась ареной боевых действий.
В.Л. Покровский Начальник 1-й Кубанской казачьей дивизии, генерал-майор
Л.Г. Корнилов, командующий Добровольческой армии
Революционный Юго-Восточный батальон "Сорокин", 1918 г.
В начале февраля 1918 г. отряд полковника Покровского двигался вдоль железной дороги, сбивая красных с занятых ими станций и разъездов. 6 февраля он овладел станцией Выселки. Закрепившись на станции, отряд овладел станицей Выселки (Севернее ст. Кореновской), после чего полковник Покровский со штабом выехал в Екатеринодар, так как на него была возложена вся оборона города.
Через 10 дней в ночь с 15 на 16 февраля отряд Сорокина выбил белых из станицы и со станции Выселки, застав их врасплох. В. Леонтович так писал: «Отсутствие распорядительности и бдительности, вино, широко лившееся в штабных вагонах – все это было причиной катастрофического отката от Выселок». Прилетевший на следующий день полковник Покровский привел отряд белых в порядок и организованно отступил к Екатеринодару. 18 февраля в день убийства священника Петра Назаренко Кореновская была взята красноармейцами Сорокина почти без боя.
Через две недели 4 марта двигавшаяся на Екатеринодар Добровольческая армия генерала Корнилова повела наступление на Кореновскую и, несмотря на численное превосходство в два с половиной раза красных, стремившихся удержать станицу, добровольцы в упорном бою выбили красных из Кореновской, захватив большие трофеи на станции. Это был один из эпизодов легендарного «Ледяного похода».
О факте убийства в ст. Кореновской священника Саввинской церкви мы узнаем из записи в разделе «Об умерших» метрической книги записей за 1918 г. Саввинской церкви ст. Кореновской Ставропольской Духовной Консистории. Священник Петр Назаренко убит 18 февраля, обряд погребения совершен 20 февраля священником Саввинской церкви Симеоном Ковалевым и псаломщиком этой же церкви Михаилом Лавровым. Захоронение произведено на приходском кладбище.
Существуют три версии гибели св. Петра Назаренко.
Местный краевед С.М. Сынча в газетной статье, опубликованной в декабре 2006 г., утверждает, что священник Петр Назаренко был «зверски» замучен большевиками «еще в 20-х годах» (С.М. Сынча. Загадки старых кладбищ. «Кореновские вести» 26.12.2006 г.). Аргументация отсутствует.
Иную версию гибели св. Петра Назаренко высказал кореновский историк Н.В. Хализев в докладе на научно-практической конференции «1917-2017. Уроки столетия. Кореновский район».
Он в начале 2000-х годов, работая в архиве Краевого УВД, просмотрел папку с документами уголовного дела, отрытого по факту убийства священника Петра Максимовича Назаренко.
Н.В. Хализев считает, что имеет право на существование версия об убийстве с целью ограбления, хотя и допускается, что убийство было местью за его высказывания с проклятиями в адрес власти Советов.
Версию о характере, причинах убийства священника Петра Назаренко, на наш взгляд наиболее убедительную, разработал Н.В. Кияшко, член комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии.
Цитата: Священник Саввинского храма станицы Кореновской Петр Максимовича Назаренко 18 февраля 1918 года во время штурма станицы всячески стремился остановить кровопролитие, служил в храме молебен об умиротворении междусобной брани. Как только большевики ворвались в станицу, был пущен слух, что священник служит молебен о даровании победы «кадетам» (то есть белым -ред.) В облачении его вытащили из храма на площадь. Узнав о готовящихся расстрелах местных казаков, он, с крестом в руках, на коленях умолял прекратить убийства. Ему закричали, чтобы он бросил крест, но он ответил, что умрет с крестом у груди, тогда один из красноармейцев выхватил у него крест из рук, и священник был расстрелян в упор. Погребение его состоялось через два дня, 20 февраля.
В станице Кореновской в то время действовали два кладбища: приходское Саввинской церкви на левом берегу реки Левый Бейсужек и приходское Успенской церкви на правом берегу. (Е.Н.Бондарь. Над Кубанью с.) Захоронение священника Петра Назаренко, как отмечено в метрической книге записей, проведено на приходском кладбище Саввинской церкви.
В 1930-е годы храмы были порушены, кладбища с годами потеряли свои наименования. Старейшее Кореновское кладбище (бывшее Саввинское) на левобережной части станицы закрыли, и в конце 1950-х годов, на его территории разместили городской стадион.
В середине 1960-х годов закрыли для захоронений другое старое городское кладбище (бывшее Успенское), а в 2016 г. на его территории решено организовать парковую зону (слава Богу, хоть не ристалище!). Но тут цепь событий и фактов начинает приобретать почти детективную форму.
В центре этого (второго по возрасту и по очереди) кладбища, заметим: бывшего приходского Успенской церкви, было захоронение с приметным большим памятником из красного кирпича. Народная молва упорно утверждала, что это - памятник на могиле батюшки-священника. Тему развила местный краевед С.М.Сынча, утверждая: «Могила эта, скорее всего, принадлежит священнику Петру Назаренко, зверски замученному большевиками еще в 20-х годах» (С.М. Сынча. Загадки старых кладбищ. «Кореновские вести» 26.12.2006). На совести краеведа оставим всю детализацию и продолжим наше расследование.
До конца декабря 2016г. сохранялось убеждение и полная уверенность, что на ликвидируемом кладбище, в центре его – захоронение священника Петра Назаренко. Благочинный Кореновского церковного округа игумен Трифон (Алексеев) получил благословение правящего архиерея Преосвященнейшего Стефана епископа Тихорецкого и Кореновского на перезахоронение останков из могилы в случае подтверждения, что это захоронение священника, на территории недавно построенного Саввинского храма.
Недалеко от кладбища в Кореновске построен новый храм Преподобного Саввы Освященного (с таким посвящением действовал старейший построенный около 1800 г. в ст. Кореновской храм, порушенный в годы воинствующего атеизма. Построен новый храм на правом берегу, рядом с тем местом, где стоял Успенский храм, недалеко от которого действовало и приходское Успенское кладбище.
Пока мы не можем объяснить, как сложилась легенда о том, что в центре этого кладбища «могила батюшки-священника… Батюшку очень уважалы, як ставилы памьятник, со всих станыц на возах везлы яйца. Мешалы у раствор…» (С.М. Сынча. Загадки старых кладбищ. «Кореновские вести 26.12.2006 г.»). Но то, что это захоронение не является могилой священника – можно утверждать с уверенностью.
Во-первых, даже с учетом, что захоронение подвергалось разграблению, возможно дважды, должны были сохраниться подтверждения, что могила-священника. В том числе-фрагменты облачения из парчи, пуговицы: никаких следов. Волокна ткани, на костном фрагменте, осмотренные специалистом СМЭ оказались шелковыми, фрагмент, предположительно ткани с двойным швом (такой шов применялся при изготовлении облачения священника), оказался истлевшим кусочком тонко выделанной кожи, вероятнее всего — от кошелька.
Во -вторых, захоронение осуществлено в склепе с арочным сводом и памятник установлен на своде склепа. (фото) По мнению руководителя исторического отдела музея -заповедника им. Фелицына Копасова подобные захоронения встречаются на Кубани, но священника таким образом никогда не хоронили. Поэтому данное исследованное захоронение не является могилой священника, тем более — Петра Максимовича Назаренко.
Чтобы установить место захоронения священника Петра Назаренко необходимо вспомнить, где стояла Саввинская церковь и где, все-таки находится старейшее городское кладбище. Сегодня мы уже не сомневаемся: Саввинская церковь была на месте нынешнего мемориального сквера с вечным огнем (фото), а Саввинское кладбище «заботливо» упокоено под городским стадионом.
Там же к слову «упокоен» и священник Саввинской церкви Павел Калиновский. В 1918 г. заштатный 71-летний священник, был убит в г. Ставрополе в I годовщину октябрьского переворота, 25 октября и после обряда погребения, совершенного 3 декабря 1918 г. св. Н. Глаголевым и псаломщиком Михаилом Лавровым также упокоен на приходском кладбище Саввинской церкви.
Т.о. установить могилу св. Петра Назаренко представляется невозможным: при строительстве, а затем при реконструкции стадиона немало костных останков убрали вместе со строительным мусором.
Работа по поиску родственников и потомков св. Петра Назаренко начата (см. таблицу). Мы уже видели эту схему составленную Кореновскими студентами Д. Ершовым и И. Лавреновым.
Зафиксировано два обращения из Краснодара о подтверждении рождения детей св. Петра. Интересная информация: будущий новомученик Кубанский Андрей Ковалев, уроженец ст. Кореновской, являясь уже воспитанником Ставропольской духовной семинарии, стал крестным отцом одного из сыновей Петра Назаренко.
Судьба человека-это дела его земной жизни с след, оставленный в сердцах и умах потомков. Судьба священника — это результата его непрестанных молитв ко Господу о спасении душ, наших и своей. Поэтому убийство священника-это не просто насильственное прерывание его земной жизни, но, вероятно, приближение его к Богу, дополнительная возможность ему молиться о нашем спасении.
В Кореновском районе и в Кореновском благочинии, в умах и сердцах инициативных граждан идет работа, зреют проекты создания на месте ликвидированного бывшего Успенского кладбища не просто парковой зоны но мемориального комплекса, ведь здесь были сделаны братские захоронения в гражданскую войну и мы даже не знаем, сколько их «зде лежащих и повсюду, православных»- тысячи. Здесь были захоронены умершие от голода и инфекционных заболеваний в 1932-1933 годах — сотни. Кладбище было закрыто для захоронений в 1960-е годы и многие сотни сегодняшних жителей города знают и помнят места ликвидированных могил их родственников. Имена, известные нам, захороненных на этом кладбище, должны быть сохранены для потомков. Это долг наш перед предками и и перед будущими поколениями.
Член Кореновского районного общества историков-архивистов В.Г. Байбаков
17.02.2017 г. в г. Кореновске в зале политехнического техникума (ул. Выселковская, д. 29 а) состоится научно-практическая конференция, посвященная 100-летию революционных потрясений и гражданской в...
Мало имеется информации об истории становления православной культуры, а также строительстве и становлении православных храмов в Кореновске. В этой статье мы вам расскажем основные вехи э...
Следственный комитет Кубани начал доследственную проверку в связи со смертью младенца после укола в больнице Кореновска. В смерти малышки родные винят местных врачей.
Подробнее читаем далее...
В этой статье кореновский историк Николай Васильевич Хализев даёт свой взгляд на некоторые морально-этические аспекты воздействия Февральской революции 1917 года на русский народ.
Подробнее чита...
Видео ток-шоу "Культурная революция". 19.01.2012 В 22:15 Т/К КУЛЬТУРА
Программа Михаила Швыдкого. Участники: Наталия Басовская - доктор исторических наук, профессор РГГУ, писатель; Виталий Сундаков - журналист, профессиональный путешественник; Евгений Ивахненко - доктор философских наук,...
- Инвестируй в инновационные технологии и обеспечь свое будущее и будущее своих детей.
- сайт компании
- регистрация
serhii1211 - скайп для консультаций
В 1789 году в Генуе в переулке Чёрная кошка в семье портового грузчика родился мальчик. Его назвали Никколо. Однажды во сне его мать увидела...
Мавро Орбини - средневековый католический священник из города Рагуза, благодаря которому древние описания славян из итальянских библиотек - из так называемого “запрещённого” Римом списка - дошли до наших дней. В 1601 году в городе Пезаро в свет вышла книга Орбини c подробным описанием истории...
Подписка
Наш крамольный инстаграм
Секретный телеграм-канал
Материал по теме
Ссылка на таблицу
Принято считать, что история - это наука, а то, что она заявляет - это точная и неоднократно проверенная информация. Специалисты в области истории чертят карты, отражающие политическое...
Эта ваза мало чем отличалась от любой другой вазы. Если бы вы увидели ее в антикварном магазине, то вряд ли обратили бы на нее внимание. И все же, несмотря на свой непримечательный внешний вид, ваза Бассано скрывала в себе страшное проклятие. Сама ваза – это парадокс. Несмотря на то что на многих...
Группа ВКонтакте
Группа Фейсбук
3 Роковые ошибки Николая 2
Историки вот уже век спорят о царствовании Николая II, одни обвиняют его в безволии и фатализме, другие, напротив, считают, что любые его телодвижения в ту или иную сторону были обречены, т. к. время вносило свои коррективы, и эра...
Подписывайся на канал Цифровая История:
Хронометаж выпуска:
0:40 - Про восстание Кондратия Булавина
1:59 - Про некрасовцев и турков
3:45 - Про архиепископа Варлаама и нашествии Наполеона
5:53 - Про русский батальон персидской армии Самсона Макинцева
9:08 - Про отношение к соотечественникам,...
Иван Ива́нович Охлобы́стин (род. 22 июля 1966, дом отдыха «Поленово», Тульская область) — российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священник Русской православной церкви, временно запрещённый в священнослужении. Креативный директор компании Baon.