Краткие итоги конференции «1917 – 2017: уроки столетия для Кореновского района» 17 февраля 2017 года
Неужели история ничему не научила,
или Пройдя круги ада, мы вернулись к тому, от чего пытались уйти
Духовно-образовательные чтения, научно-практические конференции на эту тему проводятся во всех епархиях не только Екатеринодарской и Кубанской митрополии, но повсеместно на Святой Руси. В Кореновском церковном округе конференция «1917 – 2017: уроки столетия для Кореновского района» прошла 17 февраля 2017 года - буквально накануне 100-летия февральской революции 1917 года и 99-й годовщины трагического события для духовенства района – расстрела красными священника станицы Кореновской - отца Петра Назаренко. Организаторами конференции выступили Благочиние Кореновского церковного округа и Кореновское районное общество историков-архивистов. Проведение конференции потребовало глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно последствий и итогов государственного переворота октября 1917 года, или, по другим формулировкам, Октябрьской революции. Но как бы мы ни называли событие, происшедшее в России, оно стало, без преувеличения, поворотным моментом как в новейшей истории нашей страны, так и всей мировой истории трагического XX века.
На состоявшемся два месяца назад, 16 декабря 2016 года, заседании экспертной комиссии по подготовке конференции председатель отдела по образованию и катехизации Тихорецкой епархии протоиерей Андрей Дашевский высказал много замечаний и пожеланий в адрес авторов рефератов, представленных для предварительного заслушивания и обсуждения. А подводя уже итоги состоявшейся конференции, отец Андрей с удовлетворением отметил, что авторами докладов была проведена большая исследовательская работа, вскрыт глубокий пласт событий вековой давности, сделан анализ фактов.
Как и заседание экспертной комиссии в декабре 2016 года, докладчиков и слушателей нынешней научно-практической конференции любезно принял актовый зал Кореновского политехнического техникума. В конференции приняли участие священнослужители Кореновского церковного округа, представители Тихорецкой епархии, управления образования МО Кореновский район, городского казачьего общества, студенты техникума.
Со вступительным словом к присутствующим обратился настоятель Свято-Владимирского храма Кореновска благочинный Кореновского церковного округа, руководитель рабочей группы по подготовке и проведению конференции игумен Трифон (Алексеев).
Благословив начало работы, батюшка сообщил, что доклады этой научно-практической конференции будут изданы отдельным сборником. А пока широкой аудитории они неизвестны, попытаемся сделать краткий анализ сказанного на конференции.
Правда, юным участникам конференции – слушателям учебно-воспитательной группы при Свято-Владимирском храме – было позволено отступить от темы уроков столетия революции. Под руководством преподавателя Владимира Байбакова Людмила Сазонова, Ангелина Гизатулина, Богдан Мельник и Анастасия Войтенко подготовили и показали перед началом конференции документальный фильм о своем паломничестве на летних каникулах по храмам района.
Это была как бы дань традиции, когда принимающая сторона рассказывает гостям о месте, где проходит мероприятие. А уже в ходе конференции воспитанники группы подробно рассказали о храмах благочиния.
О станице Кореновской на изломе исторического развития рассказал потомственный казак Артем Бондарь – внук известного кубанского писателя Евгения Бондаря, автора книги «Над Кубанью».
Многие ли жители Кореновска знают, почему мост через Бейсужок в конце улицы Бувальцева называется Баронов мост? Мы уверены, что кинотеатры в городах и станицах появились лишь в советские времена, а между тем в станице Кореновской кинотеатр «Чара» работал еще до революции 1917 года (потом там был кинотеатр «Юность», теперь торговый дом). Знаем ли мы, что до революции 1917 года в Кореновской работали пять мельниц, три маслозавода, два кожевенных завода, 14 кузниц, три хлебопекарни, две нефтебазы, два кустарных предприятия по изготовлению валенок и шуб, мыловарня и завод по выпуску ситро? Так что считать Кореновскую чисто сельскохозяйственной станицей было бы неправильно. Да и торговля была весьма развита: только на улице Красной работали 36 магазинов. А тот самый мост построил купец Баронов, который занимался скупкой зерна и имел вальцовую мельницу. Он и соорудил мост, чтобы доставлять для помола зерно с железнодорожной станции. А еще купец Баронов торговал сельскохозяйственными машинами отечественного производства, создавая конкуренцию европейскому предпринимателю Гельфери Саде, который торговал западной техникой. Открылось несколько банков. Здание одного из них построено в 1911 году, это было единственное двухэтажное здание в станице. Действовало девять учебных заведений: 2-, 3-, 4- и 5-классных и прогимназия на втором этаже здания банка. Несмотря на спокойную и размеренную жизнь, в станице, как и в других селениях, появились волнения и недовольства, связанные с гибелью земляков на фронтах первой мировой. В книге Е.П. Бондаря описываются эти события так: «В центре на главной улице вспыхнул бунт женщин-солдаток, мужья которых не вернулись с фронта, и вместе с иногородними протестуют одинокие казачки. А когда начались и революционные волнения, то остро стал вопрос о земельном праве, так как преимущественно население к тому времени составляли иногородние. Все эти события неизбежно вели станицу, как и всю страну к революции».
И вот после событий октября 1917 года и разразившейся гражданской войны почти весь промышленный, торговый, да и сельскохозяйственный потенциал станицы Кореновской был практически уничтожен. И только спустя много лет, после индустриализации, станица стала возрождаться, в 1930 году вошел в строй сахарный завод. Но это уже другая часть истории города и района.
После доклада атамана городского казачьего общества О.В. Бычкова «Значимые сражения гражданской войны в районе станицы Кореновской» стало ясно, почему экономика станицы пришла в упадок к 1920 году.
Кратко пересказывать очень ёмкий и насыщенный фактами, фамилиями и событиями доклад просто невозможно. Скажем только, что в окрестностях Кореновской и в ней самой шли весьма ожесточенные бои. В станице то устанавливалась, то свергалась Советская власть. 14 марта 1918 года в Кореновскую на автомобиле въехал сам командующий Добровольческой армией генерал Лавр Корнилов, но на следующий же день войска белой гвардии покинули станицу. Летом того же года начался новый поход белых против большевиков. В июле начались бои, и станица несколько раз переходила то в руки красных, то в руки деникинцев. Как и везде во время гражданской войны, в Кореновской шли брат на брата, отец на сына, Докладчик привел малоизвестный факт, что в армии Корнилова сражались против большевиков не только мужчины казаки и иногородние, но и совеем юные девушки, в том числе 18-летняя Юлия Пылаева и прапорщик Евгения Тихомирова. Они погибли в братоубийственной войне и были похоронены на кладбище. Завершая доклад, атаман О.В. Бычков предложил обратиться к властям города и района с предложением на месте кладбища, где сейчас идут работы по сносу захоронений, установить мемориал памяти предков, погибших в годы гражданской войны, чтобы мы и наши потомки помнили и чтили всех павших.
Наш гость из Краснодара кандидат исторических наук Егор Брацун рассказал на конференции о заслугах и подвигах наших земляков, защищавших национальные интересы России тогда, когда на просторах страны уже полыхала гражданская война.
Он напомнил слушателям, что в книге нашей землячки Светланы Сынча есть рассказ об уроженце станицы Кореновской прапорщике казачьей сотни Иване Аксаковском. Младший офицер за мужество, отвагу и находчивость в боях был удостоен высоких наград – орденов Святой Анны IV степени и Святого Станислава IV степени. В годы первой мировой войны он командовал партизанским отрядом на Персидском фронте и был удостоен еще одной награды – Георгиевского креста IV степени. Воинская часть, в которой служил И. Аксаковский, вела боевые действия и после переломных событий в России в феврале – октябре 1917 года. Поясним этот момент: военные действия на территории Персии между странами Антанты (России и Великобритании) с одной стороны и турецкими войсками шли за влияние в Закавказье. Таким образом, Иван Аксаковский воевал не за белых и не за красных – за интересы Российской империи уже тогда, когда на его Родине вовсю полыхала гражданская война. И если бы не революционные события в России 1917 года, карта Закавказья имела бы несколько иные очертания… Кстати, Иван Аксаковский погиб в 1918 году, когда ему, отважному младшему офицеру было всего 22 года. Но имя этого человека не осталось вписанным золотыми буквами в историю Кореновского района, потому что для пришедшей тогда новой власти он был всего лишь офицер царской армии, а таких тогда и после не чтили. Так может, нам, сегодняшним, стоит исправить эту историческую ошибку?
Очень интересный доклад, с глубоким анализом событий и роли духовенства в переломные годы сделала студентка 3 курса факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ Алла Илова.
В своем исследовании «Кубанское общество и РПЦ накануне Октябрьской революции» Алла отметила, что в событиях 1917 года негативную роль сыграли и некоторые деятели церкви. К началу ХХ в. сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, православная церковь как институт была неразрывно связана с российским самодержавием, являлась его составным компонентом. С другой - православная церковь как часть российского общества, впитывала его пороки и болезни. В результате, духовный кризис, охвативший к началу ХХ века все слои российской империи, затронул и православное духовенство. Не случайно многие среди священства поддержали революционные события 1905-1907 гг. В это время на страницах епархиальных ведомостей часто печатались статьи о родстве социалистических идей с христианскими, о необходимости церковного реформирования, именно тогда впервые появились идеи, позже получившие название обновленчества. РПЦ поддержала и февральскую революцию. В начале марта 1917 на имя временного правительства ото всех епархий пришли поздравительные телеграммы, приветствующие свержение самодержавия. Правда, как отметила докладчик, в отличие от жителей центральных губерний России кубанское казачество и духовенство долгое время сохраняли приверженность дедовским традициям, и менее других были подвержены влиянию просветительской идеологии. Поэтому духовный кризис здесь проявился значительно позднее. Главным носителем нового мировоззрения в казачьем крае были приезжие. На Кубани именно иногородние в большей своей массе вступили на путь атеистической пропаганды, именно приезжее духовенство составило основной костяк обновленческого движения, а активное сопротивление ему оказывали местные священники. Но, к сожалению, их силы были неравными.
Завершая свой доклад, А. Илова с тревогой подчеркнула: «Словно предупреждение нам, нынешним, звучат слова святителя Феофана Затворника: «Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову. Ужели мы не образуемся… Нас увлекает просвещенная Европа. Если у нас все пойдет таким путем, то, что дивного, если и между нами повторится конец ХVIII века со всеми его ужасами». И хотя святитель говорит о революциях в Европе конца XVIII века, его слова как нельзя лучше характеризуют нынешнее состояние нашего общества, когда нам усиленно навязывают так называемые европейские ценности…
Схожие по сути мысли прозвучали и в докладе историка Николая Хализева «Некоторые морально-этические аспекты воздействия Февральской революции 1917 года на русский народ».
Суждения автора доклада были иногда довольно резкими, непривычными не только для сторонников самодержавия, но даже и для убежденных его противников.
Докладчик подчеркнул, что отстранение императора Николая II от власти - это важное, судьбоносное событие в нашей истории. В морально-этическом представлении народа и значительной части казачества власть царя – это власть от Бога, а император – это помазанник Божий. Говоря о причинах поддержания в российском обществе отречения царя, докладчик выделил несколько факторов.
Первый – роль генералитета. Роковым для последнего царя России Николая II стало то, что его не поддержал генералитет армии. Ещё до прибытия в ставку Х.А.Гучкова и В.Шульгина, везущих императору от лидеров Думы просьбу об отречении, начальник штаба М.Алексеев особой телеграммой запросил мнение «старших генералов» об отречении. Большинство из них высказалось за отречение. Элита армии, по сути, отступила от присяги и предала императора. Это подтверждает запись в дневнике Николая II на другой день после отречения (3 марта): «Кругом измена, и трусость, и обман». У нас принято изображать офицерство Российской империи, как славящееся верностью присяге и отечеству. Не будем спорить, но генералитет в трудную минуту для России и монарха, которому присягали на иконе и целовали крест, встал на сторону сил, враждебных трону и монархии. В Петрограде в дни Февральской революции находилось более 50 тысяч офицеров, и мы не знаем сколь-нибудь серьёзной попытки освободить царя.
Фактор второй - роль церкви. Чудовищна перед историей вина священников. Они всей своей массой отвернулись от царя – помазанника божьего. Уже 2 марта члены Синода признали «необходимым немедленно установить связь с Исполнительным Комитетом правительства». А 4 марта они официально заявили, что февральская «революция дала нам свободу». И, наконец, 9 марта Синод призвал паству «довериться Временному правительству». В богослужениях священники не предавали анафеме тех, кто устранил императора от власти, наоборот, они призывали к лояльности Временному правительству. Между тем именно это правительство удерживало помазанника Божьего под арестом. И возмездие не заставило себя ждать: к власти пришли большевики. Очень многие священнослужители закончили жизнь мученической смертью.
Плачевна судьба нашего священника Петра Назаренко. В ночь на 18 февраля 1918 года он был убит на улице Красной ст. Кореновской. История не имеет однозначного ответа на вопрос о том, кто убил нашего священника. Сейчас всех убитых в то время относят на счёт политических репрессий, и мало кто вспоминает, что уголовная преступность достигла в те времена небывалого размаха. Уже в 1915 году бандиты грабили вагоны, людей, магазины. В Кореновской действовало несколько банд, упоминания об этом сохранились в архивах Краснодара. У убитого священника пропал большой серебряный крест, это вроде бы говорит о том, что без грабежа не обошлось. Однако убийство произошло сразу же после того, как Пётр Назаренко два часа кряду во время службы предавал анафеме власть Советов. Впрочем, речь не о том, кто убил, не о том, от кого принял мученическую смерть наш священник. В контексте нашей работы нас больше интересует вопрос: почему Пётр Назаренко не сделал этого годом раньше – не предал анафеме Временное правительство, арестовавшее царя - помазанника Божьего?
Февраль 1917 года стал роковым для русского народа, для его самосознания. Февраль посеял хаос в мировоззрении русского народа. Сейчас в обществе стало модным хулить коммунистов и «жуткий красный террор». Это, вероятно, справедливо, но, как нам кажется, далеко от истины. В кровавой круговерти революционных событий 1917 года участвовал не весь русский народ. Лишь 10 – 15% населения нашей огромной России были активными участниками гражданской войны. Именно эта часть населения потеряла морально- этическую идентификацию. Причём, началось это сразу же после Февраля. Есть множество упоминаний о том, что уже в апреле солдаты не чтили религиозную обрядность. Только 10 -12% военнослужащих шли на причастие к полковому священнику. В Пасху солдаты требовали от командира полка обеспечить их куличами, угрожая физической расправой. Всем известный атаман Краснов вспоминал: «дивизия начала дурить … нацепили красные банты, ручкались с офицерами, перестали выполнять требования командиров…».
Таким образом, мы приходим к выводу, что в связи с революцией и приходом к власти Временного правительства, коренные изменения произошли не только в политической, экономической и социальной сферах жизни России, но и в мировоззрении людей. Элита общества в лице офицерства и духовенства отбросила религиозный постулат о том, что «власть царя от Бога». Это предательство не только императора, но и веры. Такое вероломство народ не простил ни офицерам, ни духовенству.
Прослушав этот доклад, председатель отдела по образованию и катехизации Тихорецкой епархии протоиерей Андрей Дашевский заметил, что, действительно, духовные проблемы в церкви тех лет были, и в чем-то Николай Хализев прав. Однако совершенно нельзя согласиться с его мнением о том, что «в советское время морально-этическая составляющая православия стала моральным кодексом строителя коммунизма». Последние пункты этого кодекса напрочь перечеркивают суть православия - любви к человеку, каким бы он ни был. Мы можем бороться с грехами человека, но самого человека Христос призывает любить. А вот кодекс призывал проявлять непримиримость к врагам, к носителям грехов, обозначенных в христианстве как сребролюбие, леность, стяжательство.
Словно споря с Н.Хализевым, утверждавшим, что народ не простил предательства духовенства и почти отвернулся от веры, гостья из Краснодара С.Н. Гетманская в своем докладе «Религиозная жизнь православных Кореновского района (советский период)» неоднократно подчеркивала, что не только после революции и гражданской войны, но и гораздо позже жители района, несмотря на отсутствие храмов, продолжали молиться в домах перед уцелевшими иконами и храмовыми святынями.
Да, люди, родившиеся в 30 - 40-х годах, жили традициями и культурой советской эпохи, участвовали в советских праздниках и обрядах, чуть не насильно насаждавшихся. Однако они не смогли окончательно переделать и создать нового человека, подменить веру. Люди продолжали тайно крестить детей, отпевать умерших, праздновать престольные дни и т. д. Среди жителей станиц и хуторов всегда были исповедники веры, продолжавшие жить церковной жизнью. Благодаря им открывались молитвенные дома в 60-е годы, сохранялись святыни старых храмов, осуществлялись паломнические поездки.
Об открытой и непримиримой борьбе новой власти с церковью рассказала в своем докладе Яна Пустовитова - студентка 3 курса факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ. Она отметила, что события октября 1917 года оказали сильнейшее влияние не только на русскую историю, но и на судьбу Русской Православной Церкви. Особенно сильный удар по церкви был нанесен в годы политических репрессий, которые на Кубани имели некоторые отличия. В отличие от других регионов России на Кубани было не 4 волны гонений, а три, что связано с местной спецификой.
Первый период – весна-лето 1918 года - совпал с усилением гражданской войны на Кубани, главным обвинением священников в это время было сотрудничество с белым движением. Казни проходили без суда и следствия. Именно в это время впервые православные храмы стали подвергаться грабежам и разрушениям. За короткое время (весну и лето 1918) в Кубанской области большевиками было убито, по предварительным данным, 43 священника.
Второй период – 1921-1925 годы - неразрывно связан с началом изъятия церковной собственности, поэтому главным обвинением священнослужителей и мирян было пособничество контрреволюционным элементам, саботаж помощи голодающим Поволжья. Но в действительности основной причиной новой волны репрессий было стремление уничтожить казачество (в это время уничтожаются именно те священники, которые относились не только к духовному ведомству, но и принадлежали к казачьему сословию), а также подорвать авторитет Церкви в обществе. На смену физической расправе с духовенством приходит тактика психологического воздействия. Часто под дулом пистолета священников заставляли отрекаться от веры и признавать советскую власть.
В третий период – 1933-1939 годы - основной удар был направлен против высшего крыла духовенства, а также наиболее почитаемых в народе пастырей. Всех арестованных обвиняли в антисоветской деятельности. Особенно черным для Кубани стал 1933 год: новая власть карала неугодных, активным помощником в этом стал массовый голод. В это время перед следствием предстал архиепископ Феофил (Богоявленский), которого обвиняли в организации антисоветской деятельности. По данному делу к суду было привлечено свыше 30 лиц духовного звания.
Подводя итог своему исследованию, докладчик подчеркнула: существенной спецификой политических репрессий против православного духовенства Кубани была его ассоциация с казачеством. Основным проводником репрессий выступало иногороднее население. Во многом политическим репрессиям против православия способствовали просчеты во внутренней политике самой Православной Церкви, позволившие появиться обновленчеству, ослабление нравственности в обществе, и появление массы лиц, попавших в сети антирелигиозной пропаганды. Но, несмотря на все меры, предпринятые против православия, уничтожить его советская власть не смогла, чему в немалой степени способствовала деятельность православного духовенства.
О судьбе расстрелянного 18 февраля 1918 года священника станицы Кореновской Петра Назаренко сделали доклад студенты политехнического техникума Илья Лавренов и Дмитрий Ершов.
Как бы «вне конкурса» с докладом и слайд-фильмом о своем деде Василии Лила выступила студентка техникума Дарья Лила. О прадеде и истории семьи Стороженко рассказала также студентка Вика Настюшенко.
Завершил конференцию протоиерей Андрей Дашевский.
Он обратил внимание присутствующих на то, что в начале ХХ века люди подменили духовность обрядовой стороной жизни. Тогда многим показалось, что обряды, фольклорные традиции – это и есть духовная составляющая русского народа. Нечто подобное происходит и сейчас: люди крестят ребенка не потому, что веруют в Бога, а потому, что «так положено». Они считают себя православными христианами, а в церковь не ходят. Некоторые казаки считают себя таковыми лишь потому, что носят красивую форму, а не потому, что в них дух казачий. Говорят: форма дух бережет. Но если нет духа, то и форма пуста. Жизнь человеку дана Богом, а вот какова она, чем наполнена, каким духом – от этого зависят наши дела и содержание жизни. Если мы умеем только красиво говорить, то в нас дух не Божий, а диавольский. Сегодняшняя жизнь общества искусительна: когда время благополучно, мы не питаем душу Духом Святым. Мы подменяем потребности души потребительством, удовлетворением материальных потребностей. Со времен революций 1917 года прошел век, но время хоть и промчалось, а в нас ничего не изменилось с той поры. Вот мы снова подменяем духовность обрядовой стороной. Взять ту же масленицу. Для нас она – это блины, веселье, пляски, сожжение чучела. Но ведь это совсем неправильно, масленица для того установлена церковью, чтобы каждый из нас в течение недели побывал у родных, зашел к друзьям, испросил прощения за обиды вольные и невольные, сам простил их за обиды. И подойти к Прощеному Воскресению очистившимися, чтобы войти в Великий пост полностью подготовленными.
Последствия событий 100-летней давности остаются в нас и до сих пор. Остались мы не просто без царя, а без царя в голове, и только сейчас начинаем потихоньку понимать это. Подтверждение тому – нынешняя конференция и содержательные, глубокие в своем большинстве доклады, помогающие понять суть трагедии, происшедшей в феврале и октябре 1917 года.
Участники конференции вместе сфотографировались на память.
17.02.2017 г. в г. Кореновске в зале политехнического техникума (ул. Выселковская, д. 29 а) состоится научно-практическая конференция, посвященная 100-летию революционных потрясений и гражданской в...
Борьба с незаконным оборотом наркотических средств в Кореновском районе ведется целенаправленно и постоянно, однако победить данное зло полностью до сих пор не удалось. С начала 2017 года работника...
В Краснодарском крае в 2017 году на ремонт дорог в муниципалитетах из регионального бюджета выделят 1,5 млрд рублей. Из них 158 миллионов получит Кореновск.
Подробнее читаем далее...
Следственным отделом по Кореновскому району СКР по краю возбуждено уголовное дело в отношении 35-летнего гражданина Республики Узбекистан, подозреваемого в умышленном причинении тяжкого вреда здоро...
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Опубликовано 13.07.2013
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте:
Заезд по Скандинавии - краткие путевые заметки.
Большой и подробный фильм будет по возвращении домой.
Снято на камеру GoPro HERO3. Сайт Тупичок Гоблина:
Гоблин в Twitter:
Гоблин Вконтакте:
Гоблин в Instagram:
Гоблин в Facebook:
Группа Вконтакте: