Некоторые морально-этические аспекты воздействия Февральской революции 1917 года на русский народ. Николай Хализев

4 февраля 2017 - Trang
Некоторые морально-этические аспекты воздействия Февральской революции 1917 года на русский народ. Николай Хализев

Н.Хализев. Опубликовано с разрешения автора. Перепечатка без прямого согласия автора запрещена

Некоторые морально-этические аспекты воздействия Февральской революции 1917 года на русский народ. Николай Хализев

 

 

 

 

 

 

Мы русские, помилуй Бог.
За Правду будем вечно биться.
Мы – русские, какой восторг!
Нам есть с тобою, чем гордиться.
    А.Суворов.

 


Вступление.


     Данная тема,  вдвойне актуальна и потому что приближается дата столетия русской революции, и потому, что ситуация в России и во всём мире вновь напоминает преддверие  Первой мировой войны.
     В своём докладе мы уделили основное внимание главному факту февральской революции 1917 года – факту отречения царя от престола. Нас интересует отношение к этому факту простого народа, военной элиты и духовенства.
     Отречение императора это важное, судьбоносное событие. Позиция офицерства и духовенства к отречению весьма важный фактор происходящего в этот труднейший для России исторический час, а, значит, многое может быть понято в осмыслении тех событий.
     Не опираясь на авторитеты, мы, исходя из общепринятых морально-этических ценностей, постараемся дать моральную оценку   фактам и поступкам. Исходя из того, что мы являемся частью нашего русского мира, мы убеждены, что наши морально-этические критерии соответствуют той Правде, которую несёт в себе русская душа. Этими морально-этическими критериями мы руководствуемся каждодневно или, по крайней мере, в соответствии с ними оцениваем поступки людей. Кроме того, мы в оценке тех событий постараемся максимально приблизиться к морально-этическим представлениям той части казачества, которая была искренне убеждена, что власть царя – это власть от Бога, что император – это помазанник Божий.


     Нас будет интересовать:
1. оценка роли генералитета в отречении царя
2. оценка лояльного отношения церковников к Временному правительству
3. что спасло русский народ от полного уничтожения, исчезновения в смертельном хаосе событий того времени, что нас спасло от утраты идентификации, от распада.
Таким образом, наша задача осознать одну из главных причин глубочайшего раскола между элитой и народом, выявить степень краха религиозного мировоззрения, присущего в то время основной массе русского народа.


Генералы и отречение царя


     Роковым для последнего царя России Николая II стало то, что его не поддержал генералитет армии.
     Ещё до прибытия в ставку Х.А.Гучкова и В.Шульгина, везущих императору от лидеров Думы просьбу об отречении, начальник штаба М.Алексеев особой телеграммой запросил мнение «старших генералов» об отречении. Большинство из них высказалось за отречение. Элита армии, по сути, нарушила присягу и предала императора. Это подтверждает запись в дневнике Николая II на другой день (3марта)отречения: «Кругом измена, и трусость, и обман».
     Как произошло отречение, описал Шульгин /Дни. «Новое время», Белград.1925.с.2 9/: «Гучков кончил читать просьбу об отречении. Государь ответил: «Я принял решение отречься от престола…».… Отрёкся, будто сдал полк». В этих словах звучит некое осуждение монарха. Но ситуация на тот момент для императора была безвыходной, войска, посланные в Петроград «для наведения порядка», попросту туда не дошли.
     Последнее время у нас принято изображать офицерство Российской империи, как славящееся верностью присяге и отечеству. Не будем спорить, но генералитет в трудную минуту для России и монарха, которому присягали на иконе и целовали крест, встал на сторону сил враждебных трону и монархии. В Петрограде в дни Февральской революции находилось более 50-ти тысяч офицеров, и мы не знаем, сколь - нибудь серьёзной попытки освободить царя. По меткому выражению одного из современников, описываемых событий, «царь отрёкся под семью дулами револьверов приставленных к голове императора, командующими фронтами».
     Николай Романов пробудет в Царском Селе под арестом вместе с семьёй до июля 1917 года. Ничто не мешало ни Временному Правительству, ни сильному организованному отряду, особенно после июньских событий, отправить семью царя за границу или на юг. Их отправили в Тобольск. Монархисты, начавшие белое движение,  делали слабые попытки выручить своего монарха.
     Для меня потомка казачьего рода это означает предательство, клятвопреступление. Для казаков, да и для любого верующего человека того времени, монархическая власть-это власть от Бога. Это может пониматься только однозначно; никто кроме Бога не вправе посягать на власть царя. Даже сам царь не имел  права отречения, поэтому его отречение не может служить оправданием их бездействия.
     Объяснение может быть только одно; офицерство не верило в постулат, что власть от бога. Элита выдвинула выгодную ей парадигму: - всё решит Учредительное Собрание. На монархии ставили крест даже те, кто называл себя монархистами.

     Нам на протяжении 25 лет вбивают в голову мысль,  корниловцы это герои, верные присяге сыны Отечества. Давайте представим ситуацию сегодня: Мы ведём войну с немцами. Они уже подходят к Ростову, мы запросили мир и в это время вооружённый отряд в несколько тысяч человек, поднимает мятеж. Кто эти офицеры? У меня есть только одно определение – предатели. Нанести удар в спину своему народу только потому, что он не захотел тебя видеть у власти, это, извините, не по-христиански.


Церковники и отречение царя.


     Однако ещё более чудовищна перед историей вина  священников. Они всей своей массой отвернулись от царя – помазанника божьего. В богослужениях они не предавали анафеме тех, кто устранил императора от власти, наоборот, они призывали к лояльности Временному правительству. Между тем именно это правительство удерживало помазанника божьего под арестом.
     С политической точки зрения это можно оправдать, но с религиозной? Как нам кажется, они были обязаны поддержать царя, поддержать веру в то, что власть от бога. Российское священство, отвернувшись от того, кто венчался на царство волей Всевышнего, совершило тяжкий грех и перед Богом, и перед людьми. Их лояльность к Временному Правительству подрывала веру простого народа не только в царя, но и веру в Бога.
     Мировоззренческий кризис, хаос, возникший в умах огромной массы людей, породил озверелость гражданской войны. Можно предполагать, что священники в деле разрушения святой Руси сделали не меньше большевиков. И Возмездие не заставило себя ждать к власти пришли коммунисты. Большое количество священнослужителей окончило жизнь мученической смертью.
     Плачевна судьба нашего священника Петра Назаренко. В ночь на 28-е февраля 1918 года он был убит на улице Красной ст. Кореновской. Эта история не имеет однозначного ответа на вопрос о том, кто убил нашего священника? Сейчас всех убитых в то время относят на счёт политических репрессий, и мало кто вспоминает, что преступность уголовная достигла в те времена небывалого размаха. Уже в 1915 году она зашкаливала, грабили вагоны, людей, магазины. В Кореновской действовало несколько банд, упоминания об этом сохранились в архивах Краснодара. У убитого священника пропал большой серебряный  крест, это вроде бы говорит о том, что без грабежа не обошлось. Однако убийство произошло сразу же после того, как Пётр Назаренко два часа к ряду во время службы предавал анафеме власть Советов.
     Впрочем, речь не о том кто убил, не о том от кого принял мученическую смерть наш священник? В контексте нашей работы нас больше интересует вопрос; почему Пётр Назаренко не предал анафеме Временное правительство, арестовавшее царя помазанника божьего? Хочу напомнить, что речь идёт о феврале 1918 года, советская власть ещё не проводила массовых репрессий, не было расказачивания, раскулачивания, ещё и гражданская война не началась. Даже деятельность продотрядов не получила массового распространения. Но даже если бы это уже и было, то всё равно факт низложения с престола императора, венчавшегося на власть волей Бога более тяжкий грех перед людьми и Богом. Но этот грех Пётр Назаренко не замечает, а вот то, что у арестовавших царя капиталистов забрали власть это для него гораздо большее зло.
     В этом и крылась главная трагедия того времени, церковь не осознавала пагубности уничтожения принципа божественности власти в России.
     В те  времена это было одним из важнейших мировоззренческих постулатов религиозного сознания. Один из главнейших принципов уклада российской жизни – власть от Бога, был подорван именно позицией священников. Ни просветители, ни большевики не смогли бы так легко свершить  столь страшное зло – разуверить людей в том, что власть от бога. Позиция церковников для простых людей в то время была гораздо важнее и эта позиция, к сожалению, была не просто ошибочной. Она была враждебной многовековому убеждению в божественности власти,  ставшему частью мировоззрения православного человека. Это был страшнейший удар по религиозному мировоззрению русского мужика.
     В наших морально-нравственных представлениях такое поведение деятелей церкви, оправдывающих власть, выступившую против помазанника божьего, против царя и предававшую анафеме тех, кто низверг власть враждебную монархическому строю. То, что и советская власть была против монархии дело десятое. Главное зло совершилось, церковь не выступила защитницей основ православия. Власть от Бога трогать руками нельзя, об этом они должны были заявить в феврале 1917 года, а не в феврале 1918, когда Возмездие уже простёрло руки над Россией.


Пагубность отречения царя для религиозного сознания русского народа.


     Февраль 1917 года стал роковым для русского народа, для его самосознания. Февраль посеял хаос в мировоззрении русского народа. Сейчас в обществе стало модным хулить коммунистов – «жуткий красный террор». Это, вероятно справедливо,  ведь в советское время всех «собак вешали на белых», но это всё, как нам кажется, далеко от истины. Террор, ожесточённость и озверелость были присущи той многомиллионной массе людей втянутых в круговорот событий независимо от их цветности и даже не зависимо от пола. Это очень хорошо показано у Шолохова. Однако в этой кровавой круговерти участвовал не весь русский народ, 10 – 15% населения нашей огромной России были активными участниками гражданской войны. Именно эта часть населения потеряла морально-нравственную идентификацию. Причём это началось сразу же после Февраля. Есть множество упоминаний о том, что уже в апреле солдаты не чтили религиозную обрядность. Только 12% служащих шли на причастие к полковому священнику. В пасху солдаты требовали от командира полка; обеспечить их куличами, угрожая физической расправой. Всем известный атаман Краснов вспоминал:  «дивизия «начала дурить» … нацепили красные банты, ручкались с офицерами, перестали выполнять требования командиров…». Но самое страшное, что меня поразило: «перестали убирать за лошадьми». Вы можете представить казака не уважительно относящегося к коню?
     Уверен, что в моральном разложении армии, как это было принято считать в советской историографии, большевики сыграли не столь значительную роль. Тогда им приписывали главную роль. Сознание русских солдат, их вера в Бога, подвергалась разрушительному воздействию разрывов немецких снарядов, на которые часто нечем было ответить.  А отречение царя и, главное, принятие этого отречения офицерством и церковью поставило точку в этом процессе разрушения религиозного мировоззрения.     Война и отречение – главные причины последовавшего неверия.
     Но, опять таки, этому воздействию подверглось не более 15% населения страны, но именно эта масса, вооружённая винтовками и решала судьбу России.
     Мы думаем, что за большевиками страна пошла не только потому, что они отдали крестьянам (народу) землю, но ещё и потому, что они на тот исторический момент вели себя гораздо честнее.   Они не крестились, не молились Богу, но они и не предавали его Воли. Не они свергли царя, помазанника божьего. Да они расстреляли его и всю семью жестоко, зверски, но это произошло, когда разразился ужас гражданской войны, когда наступил мировоззренческий хаос, и пришло Возмездие.
     И, тем не менее, в тех чудовищных условиях, основная масса русского народа сумела сохранить в своих сердцах морально нравственную основу Православия. Двенадцать заповедей Божьих, перечисленных в Нагорной проповеди Иисуса Христа, продолжали жить в душах основной массы православных людей. Только этим и объясняется тот факт, что русские не исчезли с исторической сцены в то время. Наш народ совершил чудо, невзирая на массовое помешательство, на мировоззренческий крах в умах российской элиты старой и новой,  народ держался за морально- этическую традицию, складывающуюся в русской душе веками.
     Советская власть сумела примирить Православную душу русского человека с атеизмом, а постепенно всё большая часть населения страны формировало своё мировоззрение без участия в нём Бога.


Заключение.


     Таким образом, мы приходим к выводу, что в связи с революцией и приходом к власти  Временного правительства, коренные изменения произошли не только в политической, экономической и социальной сферах жизни России, но и в мировоззрении людей. Элита общества в лице офицерства и духовенства отбросила религиозный постулат о том, что «власть царя от Бога». Это предательство не только императора, но и веры. Такое вероломство народ не простил ни офицерам, ни духовенству. Гражданская война, её жестокость во многом объяснима хаосом в мировоззрении людей, посеянным обстоятельствами отречения царя. Всеобщий энтузиазм и веселье на улицах Петрограда в феврале 1917 года сменились очень скоро хаосом и поражениями, затем последовало Возмездие – гражданская война.   Люди в момент ликования не осознавали, что устранение от власти помазанника божьего уничтожало один из важнейших мировоззренческих принципов русского мира; власть от Бога. Именно в этом чудовищное Зло Февраля. Это абсолютное Зло, оно сопоставимо лишь с современностью. Каждодневно творящей Зло. Но нам надо помнить, что породивших зло сто лет назад постигло Возмездие.
     Морально-этические нормы это духовная составляющая человека. Это важнейшая часть мировоззрения. Разрушение этой составляющей это смертельный удар по нашей сущности, уничтожение самоидентичности, ведущее к распаду и исчезновению народа с исторической картины мира. Давно рухнули и исчезли цивилизации древнего Египта, Греции, Рима остались лишь воспоминания. И рухнули эти цивилизации не потому, что «варвары» оказались сильнее. Утратив традиционные морально-этические ценности эти цивилизации, стали слабы, они вступили в фазу саморазрушения.
     Русская цивилизация достигла своего расцвета, потому что наши предки интуитивно понимали, что морально-этические ценности важнее даже свободы. Они с гораздо большим рвением защищались от Запада, чем от кочевников с Востока. Западная цивилизация несла в себе угрозу более страшную, чем зависимость политическая. Запад стремился навязать католицизм, то - есть пытался разрушить морально-этическую составляющую нашего миропонимания.
     Особенно сильный натиск на –Московию- Европа начала с XV века. Однако русские выстояли и во времена Василия Тёмного, и в Смутное время, сохранил себя Русский мир и в Петровскую эпоху.  Сохранили свою идентичность и, даже укрепился в период правления полу - немецкой династии Романовых. В советское время морально-этическая составляющая Православия стала морально-нравственной основой строителя коммунизма. И русский мир достиг небывалого расцвета, стал опорой от натиска западной цивилизации для многих народов мира. Однако в конце ХХ века Советский Союз рухнул. Западная цивилизация, как плесень распространилась на всём постсоветском пространстве. Казалось, что гибель нашей культуры, нашей самоидентичности, гибель русского мира неизбежна. Но…, как говорится; рано заказывать панихиду.
     В настоящее время появляется надежда, что русский мир выстоял. Такое нам не в новинку: то Пётр чудил, то графья залопотали по-французски, а нас Горбачёв и Ельцин хотели привести к «консенсусу» с Западом. Элита «повелась». Однако Крым показал, что жива русская душа, что русский мир ещё готов к возрождению.
     Наш народ тогда и сейчас спасло лишь то, что мы сохраняем в сердце вторую часть духовной составляющей Православия, её морально- этическую традицию. Заповеди Иисуса Христа живы в русском мире.

 

Н.Хализев  г.Кореновск Краснодарского края. 2016 г.

 

 





Похожие записи:

Краткие итоги конференции «1917 – 2017: уроки столетия для Кореновского района» 17 февраля 2017 года
Краткие итоги конференции «1917 – 2017: уроки столетия для Кореновского района» 17 февраля 2017 года
В разделе: Разное о Кореновске
В Кореновском церковном округе конференция «1917 – 2017: уроки столетия для Кореновского района» прошла 17 февраля 2017 года - буквально накануне 100-летия февральской революции 1...
Поэт из Кореновска Николай Зиновьев стал лауреатом международной литературной премии
Поэт из Кореновска Николай Зиновьев стал лауреатом международной литературной премии
В разделе: Новости Кореновска
Кубанский поэт Николай Зиновьев стал лауреатом Международной открытой литературной премии «Куликово поле». Торжественная церемония вручения наград прошла вчера, 23 сентября, в Центральн...
Н.Хализев. 50 лет в ногу со временем. Часть II. Итоги Первой мировой войны
Н.Хализев. 50 лет в ногу со временем. Часть II. Итоги Первой мировой войны
В разделе: Часть II
Н.Хализев. 50 лет в ногу со временем Книга о Кореновске, кореновцах и Кореновском районе Опубликовано с разрешения автора. Перепечатка без прямого согласия автора запрещена    &...
Н.Хализев. 50 лет в ногу со временем. Об авторе
Н.Хализев. 50 лет в ногу со временем. Об авторе
В разделе: Н.Хализев. 50 лет в ногу со временем
Н.Хализев. 50 лет в ногу со временем Книга о Кореновске, кореновцах и Кореновском районе Опубликовано с разрешения автора. Перепечатка без прямого согласия автора запрещена     &...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1529 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!