Сказки, которые мы выбираем

Автор
Опубликовано: 309 дней назад ( 3 февраля 2016)
Рубрика: Психология
+1
Голосов: 1
Сказки, которые мы выбираем

Сказки, которые мы выбираем



Проблемы свободы выбора и свободы воли волнуют людей с давних времен. Человек хочет знать, насколько свободно он шагает по жизни. Не являются ли его действия лишь результатом давления внешних обстоятельств, которые складываются определенным образом и тем самым «создают» нашу жизнь. Почему из хорошего умного и доброго ребенка может вырасти вор или неудачник? Может двойки в школе – не вина ученика? И преступника не нужно сажать в тюрьму, ведь во всем виноват не он, а внешние обстоятельства, которые его таким сформировали? И у него просто не было свободы выбора? Может человек действует по определенной программе и есть вещи, которые «программируют» нашу жизнь? Осмыслением этих вопросов занимаются философия, педагогика, психология и даже кибернетика.

Мозг – это компьютер

Впервые работу мозга человека и работу компьютера сравнил известный английский ученый Алан Тьюринг. В функционировании психики человека и компьютера он обнаружил сходные принципы. Первое подобие человека и компьютера - способность накапливать информацию. Компьютер запоминает информацию, записывая и сохраняя базы данных. Мы тоже запоминаем множество различной информации. Особенно активно это происходит в детском возрасте, когда мозг человека специально настроен так, чтобы усваивать большой объем знаний.

Но усвоение информации - это еще не все в процессе обучения. Маленькому человеку еще нужно научиться логически мыслить. Способность действовать логично – второе общее свойство для людей и компьютеров. Можно сказать, что человеческая логика и компьютерные программы, в которых прописана определенная последовательность действий, работают по одному принципу. Из информации, которую ребенок получает от старших, он пытается усвоить какие-то закономерности, вывести правила, и это очень напоминает запись определенной программы в компьютер.

Но исследования последних лет показывают, что человек в дошкольном и младшем школьном возрасте предрасположен не столько к логическому мышлению, сколько к некритическому восприятию того, что ему преподносится взрослыми. Какую же информацию «вкладывают» в детей взрослые и как они это делают?

Родительское программирование

Так называется вторая часть книги «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы» известного американского психолога Эрика Берна. В этой главе Берн рассматривает период жизни ребенка с 6 до 10 лет. Этот возраст характеризуется активным стремлением ребенка к познанию, выявлению сценариев поведения в различных ситуациях и их запоминанию. Берн пишет, что происходит «примерка» сценариев на себя. А герои, которым можно подражать и сюжеты для сценариев берутся из сказок и историй, которые дети слышат от взрослых.

Для ребенка в сказке все понятно, потому что он еще не привык, как взрослый, выстраивать причинно-следственные связи. Его не удивляют заметные взрослому нелогичности в поведении сказочных героев и волшебные свойства предметов. Юный человек просто переживает события, происходящие в сказочной истории. А если сказка рассказана человеком, которому ребенок доверяет (папой, мамой, дедушкой, бабушкой, воспитателем и т.д.), то она представляет для ребенка захватывающее реальное событие, становится основой, на которой впоследствии сформируется его психика. По мнению Берна, такие сказочные истории предоставляют юному человеку героя, достойного для подражания. Кстати, достойным подражания может быть и злодей, если ему находится оправдание. А еще сказка «подскажет» жизненные сценарии и сформирует идеалы. Конечно, это не значит, что жизнь человека сложится по сюжету, «как в сказке». В реальном мире на нас и наше поведение влияет множество внешних обстоятельств. К тому же все мы индивидуальны, а значит и жизненные пути наши не одинаковы.

Золушки, принцессы и богатыри

Насколько же все-таки сказка может «впечататься» в нашу жизнь? Можем ли мы увидеть в повседневной жизни людей, которые подражают сказочным героям? Конечно можем! Среди ваших знакомых наверняка есть люди, которые, в определенный момент времени «проигрывают» сценарий, в котором играют роль Белоснежки, Золушки или Ильи Муромца. Белоснежка постоянно заботится о тех, кто меньше, младше, угнетеннее. Золушка работает не покладая рук и ждет принца, которого будет потом всю жизнь холить и лелеять. А Илья Муромец всегда готов бороться с врагами и рубить с плеча.… Присмотревшись к взрослым людям и их поведению можно увидеть, каких сказочных персонажей они подсознательно выбрали для подражания и даже угадать их любимую сказку.

Крокодилы и бизоны

А теперь давайте посмотрим на жизнь людей первобытнообщинного строя. В их культуре считается, что предками человека являются животные. Одно племя убеждено, что их прародителем был крокодил, другое считает зачинателем племени бизона, третье - орла. Это называется анималистический тотемизм. Вечером у костра обязательно рассказываются истории о том, как от этих животных произошли люди. И это очень похоже на «применение» сказок в нашем современном обществе. Мы снова видим программирование, только вместо Снегурочек и Снежных королев действующими персонажами выступают представители животного мира.

Понимают ли люди из этих племен, что сказка-миф – не просто история, а передача стереотипов социального поведения? В каком-то смысле, да! Ведь по всему миру, где еще существует племенной строй, распространен своего рода экзамен на усвоение мифов, который называется инициация. Целью инициации как раз является передача общеплеменных норм жизни и проверка на социальную зрелость.

Осторожно, рекламная сказка

В виде программирующих поведение историй в современном мире могут выступать не только сказки или истории приключенческого жанра, мультфильмы и кинофильмы, но и реклама, которая не что иное, как сказка. Реклама тоже может изменять поведение человека, побуждая его покупать вещи, совершенно ненужные и часто даже вредные, например алкоголь и табак. Когда в рекламе красивый «крутой» герой пьет пиво, то у смотрящего рекламу может (а по мнению рекламщиков даже должно) появиться желание, походить на этого парня.

Удачных вам сказок

После всего написанного может создаться впечатление, что сказка – это что-то вроде приговора, который нам вынесли родители, читая на ночь какие-то определенные истории. Но это не так. Сказкой человек может пользоваться по своему усмотрению, и создавать свою жизнь из множества различных элементов, взятых из разных сказочных историй. Можно еще в детстве подсознательно выбрать сказку и всю жизнь «играть» в нее. Но если что-то не складывается, всегда есть возможность поменять сюжет и изменить жизнь к лучшему. Существует даже специальный метод психологической помощи, который работает в этом направлении. Называется он сказкотерапия. В процессе работы по этому методу люди сами пишут свои сказки. Сказкотерапевты утверждают, что в такой сказке, в образе главного героя человек описывает себя и свои проблемы. И когда сказочный герой находит выход из каких-то тупиковых ситуаций, «хозяин» сказки находит решение своих проблем в реальной жизни. Правда герой из этой сказки может быть наделен чертами не только самого сказочника, а и матери, отца, друга или любого другого близкого сказочнику человека. Но и в этом случае сказкотерапия поможет решить проблемы, связанные со взаимоотношениями с этими людьми. Написание сказок – творческий процесс, а психологические проблемы очень часто успешно решаются с его помощью. Творчество поможет вам осознать и преодолеть трудности, и изменить свою жизнь к лучшему! Человек сам принимает решения и несет за них ответственность. А значит, может отменить ранее принятое решение, выбрать новое направление и подкорректировать жизненный сценарий!



Сказки, которые мы выбираем

Сказки, которые мы выбираем

Сказки, которые мы выбираем

685 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!