Как зомбируют людей. Распространённые приёмы промывки мозгов
Как зомбируют людей. Распространённые приёмы промывки мозгов
«Вас зомбируют» — эту фразу в последнее время можно услышать чуть ли не на каждом углу. Причем каждый считает, что зомбируют только оппонентов. Но во время инфовойн «работа» проводится по всем фронтам. И это очень хорошо видно на примере информационной войны на Украине.
В прошлом человеку было необходимо жить в «стае», принимая ее правила, иначе он бы просто погиб. То, что этот закон действует и сегодня, доказывает известное исследование. В комнате сидят 6 человек — один испытуемый и пять «подсадных уток». На столе перед ними 6 фишек — 5 черных и 1 белая. Всем задают вопрос: «Какого цвета фишки?». Подговоренная «стая» утверждает, что все черные, и в 55% случаев испытуемые соглашаются с большинством. Конечно, внутри сомневаются, но тем не менее. Получается, половина из нас готова повторять то, что говорит их окружение — а это серьезная помощь организаторам "инфовойн".
ПОСЛУШНЫЕ
Тревожные события бьют в первую очередь по эмоциям. Погружаясь в них, мы автоматически проваливаемся в детские травмы. Помните родительский завет: «Слушайтесь старших»? Взрослые не забывают его, а лишь переносят ответственность за собственную жизнь с родителей на руководителей родного предприятия, города, страны. Скажет начальник: «Вам плохо, холодно, голодно, вас спасать надо», мы и верим, ведь с детства помним, что «батя всегда прав».
Другого сценария просто нет — человек не умеет выживать, если никто не скажет как. Так что послушные дети строгих родителей, несмотря на возраст, тоже отлично поддаются зомбированию.
КАК ГЕРОЙ
Люди всегда стремятся быть героями и хотят быть на стороне сильных. Так что с появлением победителя большинство людей автоматически принимает его сторону, невзирая на моральный облик героя. Победителей ведь не судят. Логика проста: быть с героем — значит, самому быть героем. У этого триумфального шествия есть лишь одно «но»: побежденный, когда придет в себя, возьмет на вооружение модель поведения победителя.
И все начнется сначала: пропаганда, стравливание идей и интересов, конфликты. Этой модели поведения много тысяч лет. А подражатели — третья категория, легко поддающаяся пропаганде.
СЛЕДЫ ПРОПАГАНДЫ
Во времена информационных войн необходимо учиться отличать правду от вымысла и знать тайные «крючки», на которые нас ловят знатоки психотехнологий. Основатель и директор тренинг-центра «Спикер» Наталья Лозийчук поясняет: «Люди ведутся прежде всего на две вещи — страхи и стереотипы (мышления и поведения).
Поэтому, чтобы легче было воздействовать на человека, ему нужно отключить логику и включить эмоции: напугать, обидеть, похвалить, пообещать подарки — действовать можно по-разному».
КЛЮНУТЬ НА УЖАС
Для начала человеку сообщают жуткую историю о том, как «стадо людей Х издевалось над небольшой группой людей Y». После такого пассажа последующую информацию уже не аргументируют и не подтверждают фактами: картинка включила эмоцию и люди «клюнули» на «ужас».
ЗАЩИЩАТЬ МАЛЕНЬКИХ
Важно обращать внимание на речевой прием, который часто используется: неугодных обычно называют «стадом», а их действия «издевательством», при этом «свои» описываются и показываются в виде «небольшой группы».
Здесь «вшит» определенный стереотип, активно формируемый у всех нас с детских лет: бить тех, кого по численности меньше, нехорошо, их нужно защищать.
Это нравственная норма для нашего общества — помогать слабым и тем, кто в бою оказался в меньшинстве. Кто нарушает этот закон, совершает неблагородный поступок и даже преступление. А если преступление, то за ним должно неуклонно (опять стереотип) следовать наказание. Вывод, к которому подводят: «людей Х следует наказать».
ОБОБЩЕНИЕ
Еще один манипулятивный трюк — сверхобобщение. В этом случае преступниками называют не только виновных в конкретных действиях, но также сочувствующих и не высказывающихся против.
ЛЕНИВЫЙ СЕКРЕТ
«Кто владеет информацией — тот владеет миром», особенно, если этот «кто-то» владеет информацией о мире, о людях и о главных чертах людей. Одна из таких черт — лень. Это еще одна «фишка», на которую делают ставку пропагандисты. Они знают, что проверять, сомневаться и анализировать информацию — это тяжелый труд, и чтобы выполнять его, нужно желание, терпение, усидчивость, а самое главное — развитое критическое мышление.
Такой набор качеств есть не у всех, поэтому пропагандисты многое смело делают за слушателей и телезрителей сами. Так появляется конфетка, которую легко проглотить и невозможно выплюнуть.
НОН-СТОП
Главное в пропаганде — постоянство в поддержании главных, ключевых посланий. Причем они должны быть предельно четкими и простыми, направленными на определенные целевые аудитории слушателей и обязательно влияющие на их мотивы (потребности). Классический пример в этом смысле — ленинский посыл «Землю — крестьянам, заводы — рабочим».
ВЫПЛЫВАЙ ИЗ ИНФОХАОСА
Информационных монстров в современном мире огромное количество — будем учиться не поддаваться им.
«Для того, чтобы противостоять пропаганде, прежде всего следует признать: «Да, я могу быть жертвой влияния извне, — утверждает Наталья Лозийчук. - Это признание и есть первый шаг для противостояния внешнему воздействию. Однако очень многие не хотят с этим согласиться. «Как?! Я, такой образованный, начитанный, постоянно в курсе всех событий и новостей, — и могу быть какой-то жертвой? Это просто невозможно!» Такая эмоциональная реакция вполне объяснима нашими защитными механизмами: «Я — хороший, и плохим (жертвой) быть не могу!»
Также важно поискать ответы на следующие вопросы: Каковы цели человека (группы людей), который сообщает мне эту новость? Меня просто информируют или все-таки хотят повлиять на мое мнение? В чем меня хотят убедить? Насколько доказательно это все звучит? Чем это подкреплено? Какие средства для этого используют: слова, видеоряд, что-то другое? Какой реакции от меня ожидает говорящий, и действительно ли это то, чего я хочу?»
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
Кроме того, чтобы выудить правду из множества новостей и сообщений, необходимо знать еще несколько правил:
- Проверять информацию, а на ту, которую проверять не собираетесь, не включаться эмоционально.
- Всегда задавайте вопрос: «Нужна ли мне эта информация?» — и не спешите с ответом. Ищите другой взгляд на проблему, ведь однозначность суждений — первый признак того, что вы зомбированы. Услышав любую сплетню, спрашивайте себя: «А есть ли другое мнение по этому поводу?»
- Искать «свой» выход. 70% людей принимают решения, выбирая из стандартных вариантов, даже не думая, что еще можно сделать в этой ситуации. Например: «Если начнется война, я пойду воевать и стану героем, или спрячусь в подвале и тогда выживу, но стану предателем». О том, что можно не пойти на войну и при этом не быть предателем, человек не думает, а ведь такой вариант существует (помощь в тылу, например).
Вот показательный пример промывки мозгов. В студии журналист, который, вроде, должен был потвердить наличие "внешнего врага" в виде России, начал говорить правду. Однако оголтелые фюреры внаглую продолжают сыпать ключевыми фразами-посылами "Аннексия", "Агрессия", "Русский спецназ", "Русские танки", "Внешний враг", "Нас завоёвывают и убивают" и т.д., и публика, вначале притихшая и начавшая осмысливать правду- вновь втягивается в водоворот лжи, лицемения и параллельной вселенной:
Бытует мнение, что манипуляциями противоположного пола занимаются женщины. Желая завоевать самого лучшего мужчину, который, естественно, пользуется популярностью, женщина прибегает к различным ма...
Эти приемы, как доказали психологи, реально действуют. Многие люди хотят понимать и даже манипулировать людьми, но это не всем дано. В этом деле главное - чувствовать человека. Немногие умеют вли...
Психология- это не только наука профессоров и закрытых клиник. Это и прикладная наука, которая может дать множество советов, как облегчить себе жизнь.
Подробнее читаем далее...
Вертолеты Ка-52, базирующиеся на авиабазе Кореновск в Краснодарском крае проведут учения с отработкой высшего пилотажа. Летчики освоят сложные элементы ведения воздушного боя и выполнят упражнения ...