Защитница земли Российской

7 ноября 2014

Защитница земли Российской

 

     Пресвятую Матерь Богородицу называют защитницей и спасительницей земли Российской совсем не напрасно. В истории страны нашей имеется немало достоверных фактов того, как Матерь Божия спасала Россию от гибели или порабощения. И самый известный и яркий пример – так называемое Смутное время. Русское государство стояло тогда на грани распада и полной гибели. Православие, которым жила Русь уже более шести веков, тоже оказалось под угрозой исчезновения под натиском католицизма.  Польские войска овладели уже и Москвой. Иноземцы глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ объединился на борьбу с захватчиками, как бы мы сейчас сказали -  ради спасения государственности, своей национальной принадлежности и суверенитета. В Москве стало собираться ополчение, в которое входили все слои населения – от священнослужителей и князей до простых крестьян, пришедших из далеких селений искать в столицу защиту и спасение. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.


     Святитель Димитрий Ростовский  в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».


     Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.


     В воскресенье, 25 октября (4 ноября по новому стилю), русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.


     По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.


     В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.


     И в дальнейшем Казанская икона Божией Матери спасала нашу землю от иностранных нашествий.


     В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург.


     В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек.


     Установленный в 1649 году царем Алексеем Михайловичем праздник Казанской иконы Божией Матери отмечался в России как главный государственный праздник до самой революции 1917 года. На 90 с лишним лет из памяти людской и истории страны этот праздник пытались совершенно вычеркнуть. Православная церковь все это время хранила память, ежегодно 4 ноября отмечая праздник Казанской иконы Божией Матери.


     Волею Божией в современной России не просто вспомнили о событиях 1612 года и чудотворной иконе, а в 2005 году установили государственный праздник – День народного единства. День памяти о том, как, объединившись, русский народ вновь обрел свои государственность и независимость, день напоминания о том, что только в единении всех народностей Россия может быть сильной, независимой, богатой и процветающей.


     К сожалению, многие россияне все еще не понимают, что это за праздник такой, и как его отмечать. Известный телеведущий Владимир Молчанов в интервью одному из радиоканалов признался именно в этом – в непонимании значения праздника и выразился одобрительно по поводу того, что современная российская молодежь все шире отмечает западный праздник хэллоуин. Позиционируя себя как интеллигента и образованного человека, господин Молчанов сказал, мол, это же праздник всех святых, веселый и безобидный. Словно не ведома ему бесовская сторона этого, с позволения сказать праздника, когда молодые и не очень люди Западной Европы и Америки, а вместе с ними и жители России, ночью выходят на улицы, и под нетрезвый смех, улюлюканье и свист изображают из себя ведьм и зомби, оживших мертвецов и прочую нечисть, пугая нормальных людей и пугаясь собственной бесовщины.
     Слава Богу, наши православные свято чтут икону Божией Матери Казанская и помнят события, связанные с ней.


     В Кореновском районе один храм носит имя
Свято-Казанского - в селе Братковском. Построенный в 2001 году на пожертвования уроженца села Ивана Ивановича Рынкового, этот небольшой храм стал священным местом не только для сельчан, но и для многих кореновцев, краснодарцев и жителей других городов и весей. Об этом свидетельствуют вереницы машин и сотни людей, приезжающих на престольный праздник в Братковское. В этом году поздравить прихожан храма, его настоятеля иеромонаха Анатолия (Потапенко), жителей села прибыли на престольный праздник благочинный Кореновского церковного округа игумен Трифон (Алексеев), настоятель Свято-Покровского храма ст. Дядьковской священник Евгений Калий, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского станицы Сергиевской протоиерей Александр Панюта.


     С благословения Господня, стараниями настоятеля и прихожан небольшой сельский храм за последнее время преобразился. К зданию сделана пристройка, позволившая значительно увеличить площадь храма, а значит – и количество людей, присутствующих на богослужениях. Над входом в храм появилось трехъярусное полупрозрачное покрытие из поликарбоната, что тоже послужило удобству людей. Прилегающая территория покрыта красивой плиткой. Так что храм имеет весьма торжественный и праздничный вид.


     Братковцы любят своего молодого, но мудрого батюшку Анатолия. Однако же целый год он один ведет службы, исполняет требы, беседует, встречается с людьми. А в этот престольный день Божественную литургию служил сам благочинный игумен Трифон, ему сослужили отец Евгений и отец Александр. А как красиво звучали голоса священников, певших праздничные тексты! И поздравления прихожан с праздником священники произнесли по очереди, рассказывая православным об истории иконы, истории праздников, с ней связанных, о необходимости единения – людей между собой, веры и дела, об ответственности родителей за воспитание детей, а детей – о помощи и заботе о родителях. И было приятно видеть, что на престольный праздник собралось так много людей, что всех с трудом вместили основное помещение храма и помещение придела. И редко когда ко причастию приходит столько верующих, как в этот день. Среди причастников был и Иван Иванович Рынковой, чьими стараниями возведен храм.


     Когда священник окропляет водой прихожан, иногда некоторые зажмуривают глаза, ежатся. В Братковском таких замечено не было. Люди тянулись в ту сторону, куда батюшка обращал кропило.


     Праздник завершился крестным ходом и общей трапезой.

 


*   *   *

     Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Николай Палёный


Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской
глас 4

     Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

 


 

 

 

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Братковское
Россия, Кореновский район, ул. территория кладбища, село Братковское
Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Братковское
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!