К 110-й годовщине Свято-Троицкого храма. Трижды рожденный
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» - с этих слов начинает свой день каждый православный человек. «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» - произносит он неоднократно в утренних, дневных и вечерних молитвах. «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради» - снова и снова обращается верующий человек к Пресвятой Троице — то есть к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому.
Троицу Единосущную и Нераздельную просит христианин, чтобы разуметь заповеди Божии, творить волю Богову. С иконы Троицы работы Андрея Рублева началась славная история непревзойденной в мире и высоко ценимой повсеместно русской иконописи. В честь Пресвятой Троицы в России воздвигнуто много храмов. В Кореновском районе Свято-Троицкий храм находится в самой крупной станице района – Платнировской. Судьба платнировского храма так же трагична, как и многих тысяч других в России. Но в отличие от остальных, наш храм рождался трижды. Первый раз – по завершении строительства, в 1906 году. Второй - в годы Великой Отечественной войны. И вот теперь – в третий раз. Но – обо всем по порядку.
1. Обитель Бога на земле
Место для строительства храма выбрано самое высокое в станице. Но не в центре, а на окраине ее, на «новых планах» - так называлась вся территория левобережья р. Кирпили, заселенная уже после постройки храма. За основу был взят проект кубанского архитектора Ивана Клементьевича Мальгерба, спроектировавшего Свято-Екатерининский собор в г. Екатеринодаре.
Прежде начала строительства казачий атаман Шевченко обратился к платнировцам со словами: «Постройка начата на Ваши, дорогие платнировцы, пожертвования, и потому покорнейше просим не отказать и впредь в посильной помощи!».
Перед началом возведения храма были построены мосты через реку Кирпили, по которым на лошадях и быках подвозили строительный материал. На своих подводах станичники ездили в Ростов–на-Дону за кирпичом. Руководил строительством богатый казак Г. Ляшенко, владелец обозного завода.
В строительстве храма принимала участие вся станица. Люди были разделены на кварталы, и по очереди каждый квартал жертвовал яйца для добавления в раствор. Возводили здание храма профессиональные каменщики, жившие в доме священника Стефановского. Содержали бригаду мастеров и оплачивали их труд жители станицы. Имена мастеров не сохранились.
Единственная сохранившаяся фотография храма была сделана в 30-х годах прошлого века.
Для храма был отлит колокол весом в 135 пудов. Полы храма были выложены керамической плиткой с орнаментами, красного и желтого цвета. Строительство завершено в 1906 году.
На освящение церкви приехало много народа, в том числе и из Екатеринодара. В слове на открытии церкви регент церковного хора Колесников сказал: «Сегодня мы, открывая храм, должны земно поклониться тем, кто его построил, так как эти люди не только сделали это для спасения своих душ, но, во много крат больше, для спасения наших душ и тех, кто придет в этот храм после нас!». Архитектурный стиль здания – византийский, с русским завершением (купола – русские «маковки»). Храм этот – удивительной красоты, редко где встретишь разноцветные купола, и этим он напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Это – единственный в районе храм, сохранившийся с начала XX века.
Согласно метрическим книгам, в 1907 – 1918 годах в храме служили священник Филипп Шамрай и псаломщик Иоанн Соколов, ставший с 1916 года диаконом. 24 августа 1914 года после церковной службы на площади у Свято-Троицкого храма прошли проводы 2-го Черноморского полка Кубанского казачьего войска, который отправлялся воевать на фронт Первой мировой войны. Из дореволюционной истории храма также известен случай, когда в 1914 году в нем отпевали умершего в станице болгарского подданного Ивана Панайлова Генова.
При храме было построено первое учебное заведение в станице - Церковно-Приходская школа. Она была открыта 2 января в церковной сторожке. В школе преподавали священник Симпсон Шимановский (Закон Божий) и диакон Федор Курдюмов (церковно-славянский язык и русская грамота). Школа успела сделать несколько выпусков своих воспитанников.
В 1920-е годы церковь была закрыта. Купола были разобраны и на их месте возведена плоская крыша. В 1933 году храм пытались взорвать по указке партийного руководства. Однако архитекторы, приехавшие с экспертизой, сделали вывод: «Необходимый для подрыва заряд взрывчатки быстрее разрушит все близлежащие дома взрывной волной, чем храм. Также при разборке кладки не останется ни одного целого кирпича, все превратится в осколки».
В 1934 году церковное здание площадью 500 квадратных метров продано местному колхозу имени Кирова. Председатель колхоза В.Г. Долгих выкупил у государства церковь за 28 тысяч рублей и использовал ее как хранилище для зерна. И так продолжалось до 1942 года.
НА СНИМКАХ:
Единственная из сохранившихся копий фотографии с изображением храма в 30-х годах ХХ века.
Так выглядит храм сейчас.
Групповое фото слушателей церковно-приходской школы. Стараниями прежних властей из истории вымарана фамилия священника, зато после фамилии учителя Слепышева сделана пометка, что он распространял марксистскую литературу в Платнировской.
2. И поплыл над станицей колокольный звон
Второе рождение Свято-Троицкого храма произошло в самые трагичные для нашей страны времена. Как и повсеместно, в годы войны власть ослабила гонение на Русскую Православную Церковь. И в станице Платнировской в 1942 году храм вновь был открыт для богослужений и использовался по его прямому назначению как обитель Бога на земле до 1962 года. В 1943 году верующие станицы собрали три тысячи рублей для строительства танковой бригады «Защитник Юга». Через полгода в адрес Свято-Троицкого храма пришла благодарственная телеграмма от И.В. Сталина. Эта телеграмма хранилась в храме до 1963 года. Дальнейшая её судьба неизвестна.
13 декабря 1944 года религиозная община Русской Православной Церкви в ст. Платнировской была зарегистрирована уполномоченным совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю.
С 1951 по 1959 год в храме служил протоиерей Николай Терентиенко, всячески защищая храм от закрытия и разорения. В этот период приход Свято-Троицкого храма имел хор численностью до 50 человек, и пользовался уважением правящего архиерея, который посещал храм каждый год и не один раз. В это время храм был духовным центром всех близлежащих станиц, в которых вообще не было действующих храмов. А в Свято-Троицком храме 37-пудовый колокол возвещал станичникам о московском времени, «отбивал часы», как говорили прихожане.
В соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 26 октября 1962 г. здание церкви православного религиозного общества ст. Платнировской было изъято.
В октябре 1963 года по настоянию директора местной средней школы № 25 Н.Ф. Дудника, секретаря комитета комсомола А. Колесника и председателя сельсовета К.М. Гришко был перепилен замок храма, а церковная утварь перевезена в колхозные амбары. Книги в большинстве были сожжены, а утварь и иконы разнесли по домам жители станицы, сохраняя от поругания. Храм вновь превратился в зернохранилище. Некоторое время в нем был устроен тир для учеников школы, построенной в 1950 году рядом с храмом.
В 1975 году из-за пожара, устроенного на деревянных сводах храма подростками, сгорели все кровельные конструкции храма. До 2000 года храм простоял без единого окна и двери, без крыши.
Для возможности совершать богослужения платнировцам разрешили купить частный дом на окраине станицы. Там и молились верующие станицы почти 30 лет кряду.
НА СНИМКЕ: настоятель храма Николай Терентиенко с прихожанами после праздничной службы в день Святой Троицы. Фото конца 50-х годов.
Мнение прихожанки
Бабушкина церковная наука
Наша семья переехала в станицу Платнировскую в 1948 году, когда мне шел восьмой год. Родители с утра до ночи были заняты на работе, и я почти все время жила с бабушкой, Соломеей Яковлевной Шевченко. Женщина она была очень верующей. И хотя времена стояли безбожные, она не просто молилась себе тихо в углу, а соблюдала все церковные правила и отмечала все православные праздники. В Сергиевской, где мы жили до переезда в Платнировскую, церкви не было, а здесь открыто работал храм, люди собирались на богослужения не только по праздникам и воскресеньям, но и в другие дни, а прийти в церковь можно было в любое время. Но об этом я узнала позже, когда меня бабушка стала постоянно водить в наш Свято-Троицкий храм, рассказывать о правилах поведения в нем. А главное – именно она вселила в мою душу веру в Бога, в Его промыслительную заботу о каждом из нас, научила меня молиться Богу и уповать на Него.
В те времена храм в станице посещало много людей. Еще чувствовались времена, когда власти дали послабление церкви и верующим, как это было в годы войны. И много было инвалидов и просто очень бедных людей, которые сидели на ступеньках храма, прося милостыню. Мне бабушка тогда говорила, что нельзя проходить мимо таких людей, надо дать хотя бы копеечку или кусок хлеба. И мы давали, а люди искренне радовались подаянию и благодарили нас.
На службах я стояла рядом с бабушкой, внимала голосу батюшки (его, кажется, звали отец Николай), слушала пение церковного хора. И с каждым годом во мне крепла вера в Бога. Думаю, что именно вера помогала мне преодолевать жизненные тяготы и испытания. Одним из таких испытаний для нас стала тяжелая болезнь бабушки. Когда она слегла, мне пришлось и за ней ухаживать, и по хозяйству управляться, и в школе хорошо учиться. И хотя с болезнью бабушки я стала реже посещать храм, вера не позволяла мне роптать на жизнь, гневить Бога. А вот когда в 1963 году храм наш сначала просто закрыли, а потом разграбили его и разбили, в душе появилось тяжелое чувство обиды и недоумения. Ну как же можно, думалось мне, жечь церковные книги, бить и жечь иконы? Кому они мешают? Пусть бы себе сохранялись как память, как история… А там, где мы с бабушкой стояли и молились, стали дымить машины, ссыпая на церковный пол зерно, поднимая тучи пыли.
Но что мы могли изменить? Пришлось смириться и жить дальше, не афишируя своей веры, но продолжая уповать на Господа нашего Иисуса Христа, по мере возможности отмечать православные праздники. И тысячи станичников поступали также долгие годы.
И вот, слава Богу, наступили времена, когда любой человек в любое время может пойти в храм, помолиться за себя или родных. Потихоньку, может, не так быстро, как хотелось бы, но наш храм восстанавливается. Как вспомнишь, что там было до 2000 года, душа кровью омывается, а как сравнишь с тем, что уже сделано, душа радуется. Свой 110-летний юбилей храм отмечает в достойном виде. Молодцы люди, которые возрождают храм. Теперь бы еще и веру в душах платнировцев возродить, чтобы не только в престольный праздник, но и на всех богослужениях в храме было так же многолюдно, как в те, первые послевоенные годы.
Варвара ВИНЕЦКАЯ, жительница ст. Платнировской (на снимке).
3. Возрождение
Третье рождение храма началось в 90-е годы прошлого столетия. В 1990 году решением Кореновского районного Совета депутатов здание храма было передано в собственность прихода Свято-Троицкого молитвенного дома. Настоятель храма с прихожанами стали пытаться проводить посильные восстановительные работы. Поставили временные металлические двери, покрыли кровлей малые помещения храма. Предпринимались попытки создать проект восстановления храма. Богослужения в храме возобновились лишь в 2000 году, на Престольный праздник – в День Живоначальной Троицы. Самый первый и самый тяжелый шаг в восстановлении храма был сделан именно прихожанами, пенсионерами в большинстве своем. Именно они восстановили боковые кровли колокольни и соединительного корпуса, возвели временные перегородки и алтарь, оштукатурили первый этаж притвора и сделали его пригодным для богослужений, тем самым показав пример жертвенного труда рабочим строительных организаций, которые выполняли те или иные работы в храме за деньги.
В июне 2003 года на благотворительную помощь администрации Краснодарского края в размере 300 тысяч рублей научно-творческой мастерской «Памятники Кубани» г. Краснодара был заказан проект воссоздания храма. Параллельно с этой работой, проводилось усиление несущих конструкций здания, восстанавливались верхние ряды стен и арок, строилась кровельная система основного четверика храма.
К Пасхе 2005 года строители полностью возвели центральный и четыре малых барабана храма, заменили кровлю над алтарем, карнизы и кокошники на фасадах здания, восстановили все окна. К 100-летнему юбилею храма в 2006 году были полностью отреставрированы наружные фасады здания.
11 июня 2006 года Свято-Троицкий храм отпраздновал 100-летие со дня открытия. На Престольный праздник прибыло много гостей и паломников из станиц Кореновского района и г. Краснодара. Самым ярким даром к юбилею храма стала звонница из 8 колоколов, отлитых мастерами города Каменск-Уральский (ЗАО «Пятков и Ко») специально для храма. Дар сей был преподнесен храму от семьи руководителя Международного Промышленного Банка г. Москвы В.В. Пугачева. Таким образом, в день своего юбилея, храм впервые за долгие годы призвал станичников на службу своим новым колокольным голосом.
В 2006-2007 годах в процессе воссоздания храма приняла участие администрация Кореновского района, осуществившая финансирование строительства центрального купола храма. При поддержке предприятий района в 2008 году было начато восстановление утраченной части колокольни, отремонтирован верхний хор (2 этаж здания), заложена система орошения зеленых насаждений на территории.
Высочайшим повелением Императора Александра III 2 августа 1890 года ст. Платнировская была назначена сборным пунктом 1, 2 и 3 казачьих полков Кавказского отдела. 24 августа 1914 года на молебне в Свято-Троицком храме казаки 2-го Черноморского кавалерийского полка получили благословение на защиту Российского Отечества в Первой Мировой войне. Спустя 93 года, 29 сентября 2007 года, по инициативе Кореновского районного казачьего общества состоялось чествование-поминовение казаков Кавказского отдела, участвовавших в Первой мировой войне, которое прошло в Свято-Троицком храме и состояло из установки и открытия мемориальных досок на западной стене храма с именами всех казаков Кавказского отдела, отдавших свои жизни в войнах XIX - XX столетий, и панихиды по погибшим казакам с поименным поминовением.
Таким образом, Свято-Троицкий храм в ст. Платнировской Божиим Промыслом сохранился до нашего времени и признан памятником истории и культуры Краснодарского края. Он является для казаков символом возрождения казачества, а его воссоздание воспринимается и осознается всеми как восстановление исторической справедливости в отношении православной веры и Кубанского казачества.
С 2007 года собственником здания храма и прилегающей территории является приход Свято-Троицкого храма ст. Платнировской.
В 2009 году продолжились работы по воссозданию колокольни храма: водружен колокол весом 3,3 тонны, продолжалось строительство шатра колокольни, воссоздание декоративных кирпичных элементов внешнего убранства колокольни. Жертвователем средств на колокол стал директор детского оздоровительного центра «Кавказ» п.Лазаревское (на побережье Черного моря) Владимир Васильевич Каравайный.
В Праздник Живоначальной Троицы в 2010 году шатер колокольни был увенчан куполом и крестом. Таким образом, завершилось воссоздание колокольни.
16 октября 2010 года состоялось освящение и воздвижение Крестов на малые купола храма, начат разбор лесов.
Было бы ошибкой утверждать, что восстановление храма шло само собой за большие деньги из краевого или районного кошельков. Немало средств и сил вложили в храм многие жители станицы. На протяжении всего времени реконструкции храма регулярно собирался попечительский совет, который рассматривал ход работ, подсчитывал поступление пожертвований от прихожан и предпринимателей станицы, решал, на какой вид работ нужнее направить деньги в данный момент. Средства выделяли и продолжают выделять многие предприниматели станицы и Кореновска. Свою лепту постоянно вносят и прихожане. Кто-то деньги дает, кто-то, засучив рукава, таскает камни и выносит мусор, убирает леса или благоустраивает территорию. Как и положено, много помогают храму местные казаки во главе с атаманом Платнировского сельского казачьего общества Владимиром Захаровичем Тихим. Приход храма сейчас составляет около 80 человек. Настоятелем храма в октябре 2012 года назначен иерей Димитрий Кошенков (ныне уже протоиерей). При Свято-Троицком храме работает воскресная учебно-воспитательная группа, в которой детям преподают Закон Божий, рисование, Божий мир, пение, прикладное творчество. К Великим праздникам дети готовят специальные выступления, ставят сценки, проводят выставки работ, праздничные чаепития.
О том, что планируется сделать в храме, рассказывает настоятель протоиерей Димитрий КОШЕНКОВ:
В год 110-летнего юбилея наш храм вступил в завершающую фазу реставрационных работ. Все здание изнутри оштукатурено и побелено, что позволило нам убрать, наконец-то, леса, мешавшие обзору помещения. Оказывается, храм такой огромный, просторный, светлый… Кажется, Божий Свет здесь воистину ощутим и душой, и глазом. Он и был таким при создании – белым изнутри, без росписи стен и сводов.
С Божьей помощью и стараниями спонсоров, мастеров и наших прихожан сделана стяжка полов на всей большой, свыше 500 квадратных метров, площади храма. Предприниматели бескорыстно выделили средства, на которые приобретена плитка для покрытия пола алтарной части храма. Установлены новые двери на южном и северном входах храма. Мы все – и строители, и прихожане - постараемся сделать все возможное, чтобы праздничное Богослужение в честь Светлого Христова Воскресения провести уже в этом, обновленном, помещении. А тем более свой юбилей и Престольный праздник – праздник Святой и Животворящей Троицы встретить здесь, в основном помещении Свято-Троицкого храма.
Сердечно благодарю всех, кто все эти долгие годы выделял средства, работал на восстановлении нашего храма. Уповаю на помощь Господню и надеюсь на наших спонсоров, помощников, чтобы к будущей зиме нам удалось смонтировать и пустить в эксплуатацию отопление в храме.
НА СНИМКАХ:
Свято-Троицкий храм в начале 90-х годов ХХ века.
Такой была купольная часть здания храма.
Восстановление храма началось.
Купольная часть восстановленного храма.
Алтарная часть храма.
Подготовил Николай ПАЛЁНЫЙ.
Фото автора и из архива храма