Телевидение: враг или союзник?
Необходимость воздержания чувств.
Воздержание. Это слово обычно вызывает неприязнь у людей мира. Да и для многих христиан воздержание чуждо и непонятно. А между тем воздержание – одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина и является одновременно и условием стяжания, и плодом сопричастия с ним Духа Святого Божия (Гал. 5,23). Но что надо понимать под словом «воздержание»? Это - удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею «сокровищ» в Царстве Небесном.
Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6,12). А если не полезно, то зачем же мы будем врагами себе, касаясь вредного?
Не будем думать, что воздержание есть только «монашеская наука» и что поучение о нем святых отцов относится только к инокам, но не к христианам, живущим в миру.
Наша природа глубоко испорчена. Извращены грехом наши телесные потребности и душевные склонности и привязанности. Поэтому удовлетворение их без рассудительности (а ее нам всегда недостает) так часто ведет нас если не ко греху и соблазну, то всегда к рассеянности и потере драгоценных сил и времени. Отец Иоанн Кронштадский пишет: «Говорят: как бы не смотрел, так не соблазнился бы; как бы не услышал, так и сердце не болело бы; как бы не вкусил, так и не хотелось бы…». Как много людей страдали и страдают от того, что, не будучи тверды сердцем в добрых расположениях, взглянули неосторожно нечистыми глазами, послушали непривычными для различения добра и зла ушами, вкусили жадным вкусом.
Как же осторожно нужно смотреть, слушать, вкушать, обонять и осязать, или лучше - как нужно беречь свое сердце, чтобы через чувства внешние, как через окно, не пробрался грех и сам виновник греха – диавол не омрачил и не уязвил своими стрелами нашей души.
Злой, умный и хитрый дух сказал: «Из всех искусств для нас в конечном счете важнейшим является кино». В те годы, когда было произнесено это изречение, в мире еще не существовал телевизор. Он важнее кино: «хлеба и зрелищ», - кричала римская толпа, а телевизор зрелища ввел в дом. Раз заплатил за ящик – и будешь иметь ежедневно бесплатные зрелища. Он не требует мысли, а заполняет время человека картинами, навязанными ему другими. Он разжигает в человеке постоянную жажду смены впечатлений и вытравляет ею ростки внутренней сосредоточенности.
Старушка ходила в церковь, а теперь сидит у телевизора и боится пропустить интересную передачу. Другая сокрушается: «Сломался телевизор, - прямо не знаю, как жить: только к концу недели починят». Девушка поверила в Бога, крестилась и стала читать духовные книги, - неверующая мать занимает денег и покупает телевизор, чтобы отвлечь любимое чадо от чтения, молитв и размышления.
«Зрелища», не требующие мыслей о жизни и ее духовных основах, о глубинном смысле происходящих событий и не тревожащие их – вот в чем ценность телевизора. Он уводит человека от него самого и от Бога: в суете мира, которую телевизор вбрасывает в дома, совесть спит. Чтобы она проснулась, человеку нужно уйти в свою внутреннюю келью.
Н.К. Крупская даже на кино и радио смотрела как на «могучее средство отвлечения от церкви и религии». Телевизор мощнее! Телевизор занял неподобающее место в нашем доме. Характерно, что телевизор занимает то место в комнате, где раньше был святой угол с иконами. Святые отцы отрицательно относились к театру и зрелищам, которые развивают силу воображения, тесно связанного со страстями. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей. Телевизор лишил нас домов, превратив их в театральные залы. В Библии написано: «Не многих пускай в дом свой!». Телевизор сорвал двери с нашего дома, к нам приходят толпы людей, пришельцы со всех планет, созданные фантастами. Приходят без стука и спроса, приходят экстрасенсы, маги, колдуны, приходят люди, с которыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Дом стал проходным двором.
Телевизор пропагандирует спортивные зрелища, особенно – хоккей и футбол, подобно тому, как владыки Рима вводили бои гладиаторов и пиршества зверей на аренах цирков. Мы, конечно, поднялись, но лишь на несколько ступенек от кровавых зрелищ развратного Рима. На много ли? А убийства в телефильмах?
Всепоглощающий спорт страшен своей бездуховностью. Проигрывает команда хоккеистов, а ее болельщик-старик умирает от огорчения перед экраном телевизора от инфаркта, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Проиграла любимая команда на футбольном чемпионате мира - болельщики идут громить все на своем пути.
Книга, чтобы быть прочитанной, требует усилия, иногда - довольно большого. Она приучает к размышлению (хотя и не всякая). Ее можно раскрыть, вникнуть в смысл ее слов, к поразившей мысли вернуться снова и снова. Книгу мы выбираем в соответствии с собственным вкусом и взглядами и с помощью ее их формируем. Телевизор же не требует усилий. Мальчика пытались учить читать. Он упорно сопротивлялся, на все уговоры взрослых отвечал: «Это я видел по телевизору. Это когда-нибудь покажут по телевизору. Зачем мне учиться читать?». И действительно, школьники почти не читают. О произведениях мировой литературы нередко судят по телевизионным постановкам и кино.
Человек мыслит посредством слова, телевизор учит мыслить чувственными представлениями, воспитывает рассеянность и впечатлительность. Душа становится изнеженной, чувственной и истеричной. Телевизор является концентрацией страстей; страсть неотделима от чувственных образов. Аскетическая борьба со страстью - это очищение души от фантазий и представлений. Телевизор расслабляет интеллектуальные силы человека. Ум должен упражняться, искать, преодолевать препятствия. Телевизор дает обильную приготовленную пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению, как тело при обильном питании жиреет, дряхлеет и стареет.
Всякое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле страстей, это поле и питает наши страсти.
Телевизор посягнул на духовную жизнь. Фантазия о духовной жизни рождает ложь, которая называется у святых отцов прелестью. Каждый человек, по учению святых отцов, - это малый мир. Каждый человек - это неповторимая индивидуальность. Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому люди стали похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия; люди теряют интерес друг к другу.
Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстей, одновременно и зрительных, и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается в медиум телевизора, воспринимающий его внушения.
Телевизор развивает антихристианство. Религия - это общение души с Богом. Религия вырабатывает созерцательное мышление, концентрацию внимания. Религиозное чувство - это мистическое чувство, тонкое и нежное. Оно слышится в безмолвии, а не в шуме улицы. Телевизор распространяет нервные и психические болезни. Возможности человеческой психики не безграничны. У телевизора человек за несколько часов получает столько впечатлений, как раньше за месяц. Нервная система человека изнашивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, уходит в болезнь.
Телевизор учит людей жестокости, это касается не только картин убийств и насилия, окруженных в телепередачах атмосферой поклонения и геройства. Это касается не менее страшного: переживания человека у телевизора настолько остры, что эмоционально опустошают человека, и он в повседневной жизни становится безучастным, холодным, отчужденным.
Говорят, что телевизор может стать началом религиозного просветительства, но он убивает самое сердце религии - молитву, мистическую беседу души с Богом. Загруженная, забитая потоком впечатлений, душа не в силах сосредоточиться на молитве, на слова молитвы наносится слой чуждых молитве страстных представлений. Нужна нравственная подготовка, нужны религиозные искания, необходима борьба со страстьми и гордыней, чтобы подготовить себя к принятию христианства, чтобы почувствовать его возрождающую силу. Иначе Христос будет стучаться в закрытую дверь.
Особенно губительно действуют безнравственные сцены на детей. Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому после духовного растления у телевизора воспримут христианство как запретительную систему, с прямым или молчаливым протестом против нее. Нам могут возразить, что иные телевизионные программы чисты и нравственны, но на самом деле это далеко не так. Если в передачах занимались бы только морализацией, то телевизоры вообще не покупали бы. Посмотрите на лица сидящих у телевизора. Что вызывает их наибольший интерес - морализация или гангстеры и приемы дзюдо? Если зерна цветов и сорняков смешать вместе и бросить в землю, то можно быть уверенным, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человек с подавленной духовностью. В лучшем случае он воспринимает религию как нравственно-культурную и историческую ценность, что в сущности является религией без Бога. Поэтому телевизор калечит детские души. Телевизор отнимает у детей детство, делает их из младенцев сразу же стариками - детей без детства и чистоты!
Религия – это тайна, телевизор тайну превращает в рекламу. Литургия не может быть воспринята как визуальное представление; это мистическое повторение Голгофской жертвы. Литургия – это схождение Духа Святого и преображение человеческой души. Неужели телевизор может зафиксировать схождение благодати?!
Телевизор – враг, с которым нельзя договориться. Его агрессия не имеет меры и предела. Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ехать на конференции, приходить в школы для занятий: он сможет сделать это, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек останется в миру, как в пустыне - холодной ко всему и чуждой для всех.
Протоиерей Димитрий Кошенков, настоятель Свято-Троицкого храма ст.Платнировской Кореновского благочиния.