Христианский взгляд на значимость человека
Превосходство человека над всем земным указывает на особую его значимость, отличную от значимости прочих земных созданий. Эта значимость состоит в том, чтобы через раскрытие и образование сил и способностей, через деятельное стремление к Богу достигать возможной меры богоподобия и приближения к Нему, и в общении с Ним - вечного блаженства.
Цель, назначение, значимость человека - в Боге, в общении и живом союзе с Ним. Без живого и личного общения с Богом ничто не может успокоить дух человека. Покой человек может обрести только в Боге.
Человек существо разумное и свободное, а значит должен идти к Богу путём сознательного и свободного совершенствования своих духовных сил. Усовершенствование здесь в земной жизни только начинается и продолжается всю вечность.
По мере совершенствования человек делается способным к общению с Богом. Грех удаляет человека от Бога, а святость и чистота наоборот приближают к Престолу Пресвятой Троицы. До грехопадения путь к достижению её был через райскую жизнь, светлую, радостную и не преграждаемую физической смертью. Падший человек достигает этой цели путём земного странствования, посредством борьбы с грехом и усвоения спасительных плодов Искупления.
Цель Боговоплощения - даровать человеку Духа Святаго. Будучи освящена Духом Святым, душа получает всеоружие Божие -Божественную благодать от Христа Бога.
Когда такую благодать имел Адам, то был князем и властителем мира сего, но когда диавол прельстил его, то, по попущению Божию, взял от него начальство и власть, и назвался князем мира сего, и теперь властвует, как разбойники властвуют над теми, кого насильственно захватят в свои руки.
Говорить о Боге - великое дело. Но гораздо большее - очищать себя для Бога, потому что в злохудожну душу не внидет премудрость (Прем.1,4).
В Христовой Церкви люди из разных племён и стран в своих телах являют одну боголюбивую душу, одну святую волю, возобновляя благодатью первобытную доброту, чтобы у людей не было разделения, раздоров, войн и были люди подобно Ангелам. По образу Божию люди выше Ангелов, но по подобию гораздо ниже добрых Ангелов. Ангельское богатство заключается в невещественном стяжании разумения, любви и созерцания Бога. Любовь Божия связует горних, любовь Божия и земных связует воедино, ибо «во Христе нова тварь» (2 Кор.5,17).
Человек призван Богочеловеком идти по пути Сказавшем о Себе Самом: «Аз есмь Путь и Истина и Живот» (Ин.14,6), - и он должен творчески, разумно и свободно созидать в области нравственной, духовной, интеллектуальной, эстетической, помня, что он, как творение Божие, предназначенное быть богопричастным, даст ответ перед Всемогущим за свой образ жизни.
Церковь часто испрашивает нам высшей, благодатной помощи для подвигов веры и благочестия. Часто люди, погружённые в крайнее невежество, не в состоянии сами собою ни понять недостатков своей веры, ни оценить достоинств веры христианской, чтобы решиться принять её в свой разум и сердце. Святая Церковь всегда молила и молит Бога, чтобы Он Сам сохранял верующих в вере и благочестии постоянно. В своё время ещё Блаженный Августин сказал: «Как телесный глаз, хотя совершенно здоровый, не может видеть без помощи света, так и человек, хотя бы совершенно оправданный, не может жить праведно, если не будет вспомоществуем свыше вечным светом правды. Церковь молит, чтобы верующие пребывали твёрдыми, - значит, Бог даёт им твёрдость даже до конца».
Человеческая жизнь независимо от религии, положения в обществе, постоянно находится среди разнообразных и многочисленных соблазнов, подаваемых невидимым врагом - многовековым противником Бога. Люди будут падать в свои страсти, пороки, если будут предоставлены своим только собственным силам. Многочисленные опыты, предоставляемые церковной историей, показывают, как иногда даже высокие праведники падали, и падали весьма глубоко, обольщаясь своею праведностью.
Из сказанного можно заключить, что Благодать Святаго Духа, как Величайшая Божественная сила, действующая внутри самого человека, освящает и преображает его творение. Без всякого сомнения можно с уверенностью сказать, что без Бога человек никогда не сможет спасти свою душу и, тем самым достичь Царствия Небеснаго.
Иеромонах Анатолий (Потапенко),
настоятель Храма Казанской иконы Божией Матери села Братковского.