Всё ли равно, как верить
Прежде, чем ответить на данный вопрос, поговорим вообще о Боге и, следовательно, о вере к Нему.
Основание для уверенности в бытии Божием заложено во внутренней природе нашего духа. Религиозное чувство, как и всякое другое, не у всех людей развито одинаково. Несомненно, вера в Бога - дар Божий, а всякий дар нужно согласиться принять. Всё, что необходимо нам знать о Боге, и что мы можем вместить, Он открыл нам в делах своего творения и промышления, через закон и пророков и через Единородного Своего Сына. Человек, как одарённый вообще способностью познания, может и должен познавать Бога в меру своих сил.
Развращённое сердце не может содействовать разуму в познании дел Божиих в мире, а омрачённый страстями ум - делать согласные с истиною умозаключения. С развитием зла в человечестве и голос Божий в истории народов был нередко заглушаем и заглушается голосом человеческих страстей. Было и есть немало людей, знакомых с Божественным Откровением, но остающихся чуждыми христианству. Вот почему мудрецы древнего мира, хотевшие одним разумом познать истину, не познали «Бога и премудрости Божией» (1 Кор. 1,21), а простые некнижные рыбаки галилейские усвоили и возвестили миру высокие тайны христианского учения.
Промышление Божие о мире совершается по предопределению Божию. Бог от вечности предвидел ход мировых событий, от вечности предопределил всё своё промыслительное воздействие на мировой порядок. «Что Бог везде присутствует, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - мы знаем, но каким образом - этого не разумеем».
Правда Божия, когда она воздаёт блаженство за добро, является любовью к людям. Но и тогда, когда она лишает грешника тех или других благ и прямо наказывает за зло, является благою, ибо главная цель земных благ наказаний Божиих та, чтобы, независимо от их вразумительного для всех других примера, самого грешника побудить к тому, чтобы он не грешил более и совершенно исправился. Отцы Церкви сравнивали с медицинскими пособиями врачей, иногда тяжкими, но исходящими во врачах из чувства соболезнования больному и желания помочь ему.
Есть немало людей кто открыто, решительно отвергает Бога, но и те, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями; тот, у кого бог - чрево, серебро, золото, земная слава, тот, кто почтил земную мудрость, враждебную Богу и почитает её, как Бога. Можно, тогда с уверенностью бы сказать, что, кто живёт так и не желает исправить свою жизнь, тот решительно отвергает Бога.
Таинствами христианской Церкви верующий приводится в соединение с Божеством, в чём - существенное спасение, запечатление веры делом веры, принятие залога вечных благ. Крещением христианин сочетавается Христу, облекается во Христа; Причащением Святых Христовых Таин соединяется с Христом. Таким образом, посредством Таинств, он бывает весь Христов.
Путь земной жизни для всех святых был путём многотрудным, тернистым, исполненным лишений, обставленным бесчисленными напастями. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности. Одна вера во Христа доставляет познание Истины. Один православный христианин своею верою и делами, может быть истинным поклонником Бога.
Тело и Кровь Христовы укрепляют душу и тело человека. Жизнь во Христе и спасение возможны только тем, которые с верою и любовью приобщаются от Христова Божества. Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей - вот наша христианская доля. Наша жизнь никогда не будет лёгкой, но имея живую веру в Сына Божия, Пресвятую Троицу, Пресвятую Богородицу, Ангелов-Хранителей и всех Святых, мы сможем понести достойно Крест Христов до конца наших дней. Бог был и будет всегда с нами, а верить или не верить в Бога - пусть подскажет человеческая совесть каждого человека, живущего на земле.
Всё ли равно, как верить? На поставленный вопрос отвечу однозначно, что мне не всё равно, как верить. Я верю в Бога, как учит нас Православная Кафолическая Восточная Церковь, и другую веру и учения всячески отвергаю, что и другим советую непременно сделать.
Иеромонах Анатолий (Потапенко),
настоятель Храма Казанской иконы Божией Матери села Братковского.