|
Памяти полковника Рафагать Хабибулина Ряфагать Хабибуллин родился 28 марта 1965 года в селе Вязовый Гай. Его родители всю жизнь проработали в совхозе, своих сыновей с малых лет воспитывали настоящими тружениками. Старшие братья отучились в средней школе, выслужили срочную и вернулись в родное село, где и по сей день трудятся механизаторами – пашут, сеют и убирают хлеб. Может быть, рассказы братьев о службе в армии подтолкнули мальчика к мысли связать свою жизнь с армией? А возможно, оказало влияние на выбор будущей профессии веяние самого того времени – военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения было на подъеме и основывалось на примерах героев Великой Отечественной войны, в частности таких летчиков, как Покрышкин, Маресьев, Кожедуб... Еще был свеж в памяти и первый полет в космос Юрия Гагарина. Помимо того, развивалась в те годы огромными темпами авиация – со страниц книг, газет и журналов, с экранов телевизоров и кинотеатров часто и уважительно рассказывали о героической профессии летчика. Или взять тот же любимый многими поколениями мальчишек фильм «Офицеры», давший своего рода путевку в жизнь, толчок к выбору ими профессии «Родину защищать». А может быть, первопричиной послужило само рождение Ряфагатя на земле воинов? Его родное село расположено неподалеку от знаменитого и самого старого в Саратовской области города Хвалынска, который был основан как русский сторожевой пост на берегу Волги в 1556 году... Однозначного ответа, почему у четвероклассника Ряфагатя появилась заветная мечта стать летчиком, не найти. Скорее всего, это совокупность, комплекс доводов, а может, и еще каких-нибудь факторов, которые навсегда останутся «за кадром». «Решив для себя, что станет летчиком, Ряфагать уже с 4-го класса начал всерьез к этому готовиться – углубленно изучал все без исключения школьные предметы, усиленно занимался физкультурой (гимнастика, легкая атлетика и бег на лыжах). Тренировал свою волю, характер и тело, — пишет «Красная звезда». — После окончания средней школы прошел медицинскую комиссию и отправился в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, где был серьезный конкурс. Багажом его был минимальный набор личных вещей, вердикт медиков на бумаге с синими печатями-штампами «Здоров. Годен к службе без ограничений» и непреодолимое желание стать военным летчиком. Но врачи в приемной комиссии КВВАУЛ распорядились по-своему, и Ряфагать не прошел отбор по здоровью». Ровно год назад Ряфагать Хабибуллин посещал родное село Вязовый Гай. Из воспоминаний: «На днях в своем родном селе Вязовый Гай побывал командир 993-й авиационной базы лётчик-снайпер полковник Ряфагать Хабибуллин. Посетил всех своих родных, близких, пожелал всем благополучия и здоровья. Ряфагать в армейской авиации личность легендарная, его знают если не все военные вертолётчики страны, то уж повоевавшие — наверняка. Почти 80 процентов его личной полётной книжки – это часы и минуты настоящего подвига пилота и командира в реальных боевых условиях. В начале первой чеченской войны Ми-24 Ряфагатя Хабибуллина, возвращаясь из разведывательного полёта, попал под кинжальный огонь боевиков. Уже потом на земле техники насчитали 97 пробоин. Одна из пуль попала в ногу пилота, а осколки посекли другую ногу и лицо. Теряя сознание, капитан Хабибуллин невероятным усилием воли смог дотянуть повреждённую машину до позиций наших подразделений. Уже в госпитале узнал, что его лётчик-оператор погиб. Вообще-то вспоминать свои войны полковник Хабибуллин не любит, говорит, что, кроме ни с чем не сравнимого опыта, они оставили и тяжкий груз переживаний. Должен ли был заместитель авиабазы по лётной подготовке лететь тогда в самое пекло? «А как же, — говорит Ряфагать Хабибуллин. – Воспитание подчинённых без личного примера – пустой звук». — Командир авиабазы должен уметь летать на всём, что составляет её авиапарк, — уверен полковник Хабибуллин. Два ордена Мужества, орден «За заслуги перед Отечеством» с мечами, орден «За военные заслуги», боевые медали как вехи боевой биографии вертолётчика. Более 4000 полётных часов, четыре десятка лично им, как лётчиком-инструктором, подготовленных пилотов, летающих ночью, в сложных погодных условиях, в горах – наглядные профпоказатели аса Хабибуллина. Авиабаза под его командованием три года подряд была признана лучшей среди авиационных частей ВВС РФ. Верховный Главнокомандующий Владимир Путин, посетив прославленную часть и пожимая руку Ряфагату лично благодарил его за образцовую службу. Есть у полковника Ряфагатя Хабибуллина и ещё одна особая гордость – его сыновья: старший пошёл по стопам отца, став военным пилотом, а младший нисколько не сомневается, что тоже будет военным вертолётчиком». Долгая дорога в небо Решив для себя, что станет летчиком, Ряфагать уже с 4-го класса начал всерьез к этому готовиться – углубленно изучал все без исключения школьные предметы, усиленно занимался физкультурой (гимнастика, легкая атлетика и бег на лыжах). Тренировал свою волю, характер и тело. По количеству подтягиваний и подъемов переворотом на перекладине со временем стал рекордсменом школы. Его личное достижение – 100 переворотов подряд без остановок. После окончания средней школы прошел медицинскую комиссию и отправился в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, где был серьезный конкурс. Багажом его был минимальный набор личных вещей, вердикт медиков на бумаге с синими печатями-штампами «Здоров. Годен к службе без ограничений» и непреодолимое желание стать военным летчиком. Но врачи в приемной комиссии КВВАУЛ распорядились по-своему, и Ряфагать не прошел отбор по здоровью. Юноша расстроился, но не отчаялся. Ну что ж, с первой попытки стать летчиком-истребителем не получилось, но оставалось еще одно военное училище, в которое продолжался тем летом набор абитуриентов, – Рязанское высшее воздушно-десантное командное. Все-таки десантники ближе к небу, чем представители других воинских профессий. Экзамены сдал на 4 и 5, но опять не судьба – все-таки не прошел по конкурсу. В том году лето пролетело незаметно, а осенью пришла повестка из военкомата. Как считает Ряфагать Махмутович, со срочной службой ему очень повезло. Он попал в Центральную группу войск (ЦГВ) в 30-ю гвардейскую мотострелковую Иркутско-Пинскую орденов Ленина, Октябрьской Революции, трижды Краснознаменную, ордена Суворова дивизию имени Верховного Совета РСФСР, которая дислоцировалась в чехословацком городе Зволен. После Великой Отечественной войны местом дислокации прославленной дивизии стала Белоруссия. Затем в течение 22 лет, с 1968-го по 1990-й, она дислоцировалась в Чехословакии. Ряфагать проходил службу в дивизии в 1983-1984 гг., когда ею командовал тогда еще полковник Виктор Германович Казанцев, впоследствии командовавший войсками СКВО и представлявший Президента России в ЮФО. Хабибуллин служил в разведроте зенитно-ракетного полка. Служба очень нравилась, несмотря на огромную нагрузку: каждодневный десятикилометровый кросс, занятия в спортивном городке, в учебных классах, выезды на стрельбище и полигон, полевые лагеря (зимой и летом в палатках), регулярные тренировочные разведрейды по 15-20 км в сутки... Именно там и формировались столь необходимые для солдата качества, как выносливость и воля к победе. В Зволене тогда также базировался вертолетный полк. Услышав гул вертолетов, Ряфагать всегда поднимал голову к небу и смотрел мечтательно им вслед. Особенно на совместных учениях, когда совсем близко стремительно проносились боевые машины и наносили сокрушительный удар по условному противнику. Солдат-разведчик при случае искал возможность увидеться и поговорить с летчиками. Офицеры-вертолетчики, видя неподдельный интерес юноши к своей профессии, рассказывали о своих летных буднях, и о винтокрылых машинах, о том, чему надо уделить внимание при подготовке к поступлению в летное училище. Служба в таком знаменитом и прославленном соединении с богатыми боевыми традициями стала для молодого человека настоящей армейской школой, у него лишь укрепилась давняя мечта стать офицером.... Через полтора года службы рядовой Хабибуллин подал рапорт на имя командира с просьбой направить в военное училище. И получил командирское «добро». Предварительные экзамены держал в самой дивизии, затем прошел еще один этап отбора при штабе ЦГВ – в итоге оценки «хорошо» и «отлично». Врачебно-летная комиссия вынесла вердикт: «Здоров. Годен к службе без ограничений». Вскоре заветная мечта Ряфагатя сбылась – он поступил в Сызранскоe высшеe военное авиационное училище летчиков, занимавшееся подготовкой военных вертолетчиков для всех министерств и ведомств РФ. На войне как на войне Окончив в 1988 году училище, лейтенант Ряфагать Хабибуллин был направлен для прохождения службы в 55-й Севастопольский вертолетный полк, с которым его тесно и надолго связала судьба. Этот полк в то время дислоцировался на территории Польши, а сегодня размещен в Кореновске и по праву считается одним из лучших в ВВС России. Для Ряфагатя с началом службы в 55-м полку стартовал новый этап в жизни, началось его становление как офицера и летчика. Это совпало как раз с подготовкой его эскадрильи к отправке на замену коллег в Афганистане. На тот момент уже 85 процентов летного состава полка составляли офицеры, прошедшие Афганистан. Они активно передавали свой боевой опыт молодежи. Недаром говорят, что победить на войне можно, лишь имея высокопрофессиональную подготовку, качественное оружие и технику, помноженные на боевой опыт. Но вскоре начался плановый вывод советских войск из Афгана, и перелету на замену дали отбой. Тогда молодые лейтенанты очень сожалели о том, что их первая командировка на войну не состоялась и они лишились возможности обрести опыт, который ничем нельзя заменить. Уж очень им хотелось применить на практике то, чему их учили в стенах училища и в полку. Первые четыре года службы молодого офицера были плотно загружены учебно-тренировочными полетами и боевой подготовкой: четыре полнокровные летные смены, каждую неделю два полета на полигон на боевые стрельбы, днем и ночью, в сложных и простых метеоусловиях... Никто из молодежи не роптал, знали, что только так становятся настоящими профессионалами. Привычный распорядок учебно-тренировочной жизни у летчиков изменился в мае 1992 года, когда 55-й Севастопольский вертолетный полк приступил к перебазированию на аэродром вблизи города Кореновск Краснодарского края. Осенью того же года свои учебно-летные навыки Ряфагатю, как и всем вертолетчикам полка, пришлось проверять в реальной боевой обстановке в дни осетино-ингушского конфликта. В 1993—1994 годах пилотов ожидала очередная командировка на войну в зону грузино-абхазского противостояния. Штурман звена Хабибуллин отправился туда одним из первых. В общей сложности он провел в зоне конфликта 148 дней – от начала до конца событий. Прочувствовал сполна на себе, что такое война и потери боевых товарищей, что такое людское горе, кровь и слезы. Многократно жизнь испытывала летчика Хабибуллина на прочность, каждый раз усложняя проверку и возводя препоны на пути, которые он с честью преодолевал. Очередное испытание капитану Хабибуллину выпало в 1994 году с началом первой чеченской кампании. Тогда Ряфагать получил тяжелое ранение. В тот злополучный день его Ми-24 во время разведывательного полета подвергся огневому обстрелу из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия. Винтокрылая машина мгновенно была изрешечена пулями разного калибра. Уже потом на земле насчитают 97 пулевых пробоин. После смертоносного обстрела в живых остался только он – летчик. Одна из пуль, пробив обшивку вертолета, попала в бедро правой ноги Хабибуллина, а осколки поразили левую ногу и лицо.
|
|
+1 |