Фигуры Мари Тюссо

Автор
Опубликовано: 451 день назад ( 9 сентября 2015)
Редактировалось: 1 раз — сегодня в 16:19
0
Голосов: 0
Фигуры Мари Тюссо

Фигуры Мари Тюссо

Она родилась в век напудренных париков и аристократической элегантности, а умерла, когда в моду входили цилиндры и буржуазные добродетели.



Дядюшка Курциус

В её характере сочетались респектабельность хорошо воспитанной дамы и железная хватка деловой женщины, а замечательный художественный талант уживался с удивительным хладнокровием – эта хрупкая женщина могла снять посмертную маску с головы казнённого французского аристократа и в мрачной камере лондонской тюрьмы лепить с натуры бюст какого-нибудь убийцы-рецедевиста. Но, наверное, только такая женщина и могла создать музей, который, наряду с Тауэром и Вестминстерским аббатством, вот уже почти два века является одной из главных достопримечательностей английской столицы.
Мария Гросхольц, которая позднее прославилась как мадам Тюссо, родилась в Страсбурге 1 декабря 1761 года, два месяца спустя после того, как скончался её отец, Иосиф Гросхольц, отважный солдат, адъютант генерала Вюрмсера во время Семилетней войны. Первые пять лет девочка провела вместе с матерью в Берне, а затем... затем судьбе было угодно круто изменить её жизнь. Дядюшка Мари, доктор Филипп Курциус, уже несколько лет живущий в Париже, пригласил свою сестру и её малолетнюю дочку переехать к нему. Курциус был весьма примечательной личностью. Дипломированный медик, он ещё в молодые годы проявил удивительный талант в искусстве лепки. Вначале он изготовлял только медицинские муляжи, но затем перешёл к созданию миниатюрных портретов из воска и собрал маленький музей из своих произведений.
В 1761 году приехавший в Берн брат короля Людовика XV, принц Конти, побывал в этом музее и был так поражён искусством швейцарца, что пригласил его в Париж и взял под своё покровительство. Дела Курциуса процветали, он не был женат, и маленькая Мари стала, по существу, его приёмной дочерью. С любопытством наблюдая за манипуляциями дядюшки с податливой глиной и мягким воском, девочка очень рано стала подражать ему и обнаружила удивительный талант. Некоторые скульптуры, изготовленные по отливкам, сделанным Мари в 16–17-летнем возрасте, до сих пор находятся в музее и поражают посетителей своим совершенством. После восшествия на престол Людовика XVI дела Курциуса пошли ещё лучше. Его талантом восхищалась сестра короля Елизавета. Она попросила мастера давать ей уроки лепки. Тот предложил вместо себя племянницу. Девятнадцатилетняя Мари очаровала принцессу своим обаянием и тактом и вскоре переехала в Версальский дворец, став компаньонкой увлечённой Елизаветы. Блестящая жизнь королевского двора захватила молодую девушку. Она с удовольствием танцевала на балах и приёмах, но никогда не позволяла себе переступать границы дозволенного незамужней девушке. Однажды, когда молодой брат монарха и будущий король Людовик XVIII в одном из переходов дворца, что называется, дал волю рукам, она без колебаний отпустила ему весьма увесистую пощёчину. И это сошло ей с рук.

Голова королевы

Безмятежная жизнь Мари в Версале продолжалась девять лет, а потом грянула революция. Однако и у новых вождей искусство Курциуса и его племянницы вызывало не меньшее восхищение, чем у придворных аристократов. И вскоре восковым фигурам родовитых клиентов мастера пришлось уступить место изображениям новых господ Франции. Впрочем, не всё было так просто. Мари слишком долго жила в Версале и её стали подозревать в симпатиях к роялистам. И прежде, и теперь у Курциуса было очень много влиятельных покровителей, но Мари и её мать арестовали во время его отсутствия. Месяцы, проведённые в тюрьме Ла Форс, остались в их памяти, как нескончаемый кошмар. В маленькой камере находилось больше двадцати женщин. Среди них, кстати, была и Жозефина Богарнэ, будущая супруга Наполеона I. Гильотина в те дни работала безостановочно, наводя ужас на арестованных. Каждую неделю женщин заставляли стричь себе волосы, чтобы в приближающемся будущем не доставлять хлопот палачу. К счастью, вернувшийся в Париж Курциус использовал свои связи и добился освобождения Мари.
Однако работа, которую ей теперь приходилось выполнять, вызывала ужас! Однажды к ней в мастерскую принесли голову молодой принцессы де Ламбаль, близкой приятельницы принцессы Елизаветы. Её растерзала разъярённая толпа. Дрожащими руками Мари снимала с неё посмертную маску, окружённая убийцами несчастной женщины. Немного позже ей пришлось также увековечить черты казнённой королевы Марии-Антуанетты. Однако, как известно, революция имеет свойство пожирать собственных детей. Сначала якобинцы свалили Дантона, а затем настал черёд подняться на эшафот и самому вождю якобинцев, Робеспьеру. Восковое изображение его головы, выполненное Мари, и сегодня поражает посетителей музея.
В январе 1793 года умер доктор Курциус. Он был отравлен во время проведения секретной миссии, которую выполнял по заданию властей. В течение двух последующих лет Мари руководила созданным им Музеем восковых фигур одна.

Через Ла-Манш на Бейкер-стрит

А в 1795 году у неё появился помощник, так как она вышла замуж. Её избранником стал инженер из Бургундии, Франсуа Тюссо. Семейная жизнь складывалась удачно. К 1800 году у них было уже два сына – Жозеф и Франсуа. Музей приносил неплохой доход, популярность его росла. Мадам Тюссо всё время пополняла его скульптурными портретами новых знаменитостей. В 1801 году она получила приглашение из дворца Тюильри. Жозефина де Богарнэ, с которой Мари когда-то томилась в тюрьме Ла Форс, пожелала, чтобы она изготовила портрет её мужа, первого консула Франции Наполеона Бонапарта. Нанося слой жидкого гипса на лицо будущего императора, Мари просила его не волноваться – она не причинит ему вреда. «Волноваться? – воскликнул Наполеон. – Да я не стал бы волноваться, приставь вы к моему виску полдюжины пистолетов!»
Франсуа Тюссо несколько лет до того побывал в Англии и пришёл к заключению, что на берегах «Туманного Альбиона» выставка восковых фигур может иметь большой коммерческий успех. Он убедил в этом Мари. В мае 1802 года мадам Тюссо, оставив свою парижскую коллекцию на попечение мужа и тщательно упаковав 70 своих лучших экспонатов, пересекла Ла-Манш и высадилась в Дувре. С ней был её четырёхлетний сын Жозеф. Маленький Франсуа остался в Париже с бабушкой. В письмах домой Мари сообщала о большом успехе «своих фигур». В это время передвижной музей ещё не носил имени «Мадам Тюссо», а назывался собранием «Великого Курциуса из Парижа».
Около года она возила свои восковые произведения по городам и весям Шотландии, а затем решила перебраться через море в Ирландию. Увы, сильнейший шторм потопил одно из судов маленького каравана, на котором находилась большая часть её коллекции, однако Мари не дрогнула. Трёх месяцев упорной работы хватило ей для того, чтобы восстановить утерянное. Выставка в Дублине прошла с большим успехом, да и турне по Ирландии принесло неплохой доход. Вести из Парижа, однако, не радовали. Без неё совсем недавно процветающий бизнес теперь приносил одни лишь убытки. Просьбы Франсуа о деньгах всё больше раздражали Мари. Она теряла уважение к мужу. Мы не знаем, что произошло между ними в 1808 году (писем за этот период не сохранилось), но что-то заставило Мари резко изменить планы и остаться в Англии навсегда.
Имя Курциуса больше не упоминалось в рекламе выставки. Теперь она превратилась в Салон восковых фигур мадам Тюссо. В течение 27 лет, вплоть до 1835 года, Мари колесила по дорогам Англии, Шотландии и Ирландии, разворачивая свою постоянно обновляемую и растущую коллекцию в больших и малых залах, театрах и гостиницах. В 1826 году к ней присоединился младший сын, живший до того в Париже. С мужем Мари переписку не поддерживала. Ей шёл уже седьмой десяток, но она была по-прежнему бодра и полна сил. В марте 1835 года случилось наконец то, к чему она так долго стремилась. В Лондоне на Бейкер-стрит открылась постоянная Экспозиция восковых фигур мадам Тюссо. Каталог музея 1845 года насчитывает уже 190 восковых экспонатов, в нём впервые упоминается «Комната ужасов», за посещение которой дополнительно взималось 6 пенсов. Отличная идея!
Бразды управления делом постепенно переходили в руки сыновей, но мадам Тюссо ещё оставалась главой семьи. По её распоряжению сыновья навестили отца в Париже, чтобы оказать ему помощь. Она чувствовала приближение конца, хотела примириться с прошлым и оплатить все счета. Мари Тюссо скончалась 16 апреля 1850 года. Её последней работой стал автопортрет, законченный за восемь лет до этого печального дня.

Фигуры Мари Тюссо

Фигуры Мари Тюссо
932 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!