Ниндзя- воины ночи. История, факты и оружие синоби

22 октября 2018 - Trang
Ниндзя- воины ночи. История, факты и оружие синоби

 

 

 

Ниндзя- воины ночи. История, факты и оружие синоби

 

 

 

 

    

     От редакции "Виртуального Кореновска": на нашем проекте вы можете не только прочитать эту большую статью про легендарных воинов, но и посмотреть массу видео о ниндзя, и даже почитать немного юмора о них (хроники диверсионного подразделения ниндзя). Также напоминаем, что 5 декабря отмечается всемирный день ниндзя.

 

 

 

История и происхождение ниндзя.

 

     Ниндзя — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии.

     Ниндзя появились в Японии во времена феодальных междоусобиц, длившихся там более 700 лет подряд.

     Японское феодальное общество было разделено на ряд сословий: удельные князья (яп. —大名, даймё:, букв. «большое имя»), ниже располагались профессиональные воины (самураи яп. 侍, бу́си яп. 武士), ещё ниже - крестьяне, затем шли священнослужители, ремесленники, торговцы, и наконец, "грязное" сословие (яп. — 部落民«буракумины»). Места для ниндзя в этой иерархии не было. Они находились вне общества и вне закона. Соответственно, у них властвовали иные правила - их собственные.

 



     У каждого феодала имелись на службе специалисты особого рода, которые создавали шпионские сети в других княжествах для получения информации о замыслах их властителей. Они же проводили различные диверсионные мероприятия: поджоги, отравления, похищения, убийства, распространяли ложные слухи, подбрасывали фальшивые документы, чтобы сбивать врагов с толку и сеять между ними раздоры.

 

 

 

     Их, ниндзя, боялись. Потому что они олицетворяли собой иной мир - чужой, непонятный и враждебный для большинства жителей тогдашней Японии. Им приписывали общение с духами, оборотнями, приведениями и прочими тёмными силами. Сами же воины-тени всячески поддерживали эти суеверия, ибо они рождали у потенциальных противников ощущение обречённости и становились, таким образом, ещё одним оружием в их арсенале. История свидетельствует, что, используя в своих интересах страх перед нечистой силой, ниндзя порой добивались успеха в совершенно безнадёжных предприятиях.

 



     Это были представители кланов, существовавших вне общественной иерархии, не подчинявшиеся общепринятым нормам. Внутри этих кланов постепенно сложилась специальная дисциплина, главной целью которой стало теоретическое обоснование наилучших способов незаметного проникновения в ряды противника, выведывания его тайн и сокрушения изнутри.

     Даже хорошо зная символику китайской и японской культуры, трудно проникнуть в тайну, скрывающую историю возникновения, образ жизни и психологию ниндзя. Из-за почти полного отсутствия древних письменных источников, та информация, которая дошла до нас о старых кланах ниндзя, носит обрывочных характер.

 

 

 

     История ниндзя берет свое начало с середины 6-го века. В то время Китай был разделен на два больших государства, Вэй и Лян, и ряд мелких. Все они враждовали между собой. Эта борьба подточила их силы, и в начале следующего столетия власть во всей стране перешла к новой династии Тан. В танской империи сосуществовали три религиозно-философских учения: даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм, который начал распространяться среди китайцев с середины 1-го века, всё больше и больше набирал силу и настолько окреп, что танские императоры сделали его государственной религией.

     Буддийское духовенство в Китае делилось на две основные группы: тех, кто жил в монастырях (их было большинство) и тех, кто бродил по стране, питаясь подаянием и проповедуя взгляды, существенно отличавшиеся от официально признанных.

 



     В своих странствиях бродячие монахи ("люгай") постепенно проникали всё дальше и дальше за пределы своего отечества - в Корею, Вьетнам, а с начала 17 века - и в Японию. Нужно отметить, что китайские власти всегда боролись с нищенствующими бродячими монахами. Обвиняя их в извращении учения Будды и в колдовстве, они преследовали их всеми доступными способами. Монахи, однако, активно сопротивлялись, и заходили в борьбе с властями так далеко, что нередко примыкали к отрядам повстанцев или к шайкам разбойников. Постепенно в связи с этим в их среде сложилась своеобразная система выживания в экстремальных условиях, получившая название "люгай мэнь" - "врата учения нищих монахов". Она включала в себя искусство маскировки и перевоплощения, методы врачевания, приготовления лекарств, технику гипноза и вхождения в транс, и многое другое, что помогало бродячим монахам преодолевать опасности, подстерегающие их повсюду.

 

 

 

     Со времён династии Тан установились прочные связи между буддийскими кругами Китая и Японии. Достаточно сказать, что все школы и секты японского буддизма, возникшие в период с 7 по 9 век, свою философию и ритуалы заимствовали у аналогичных китайских школ. Но попадая на японскую почву, школы китайского буддизма смешивались с местными верованиями и претерпевали поэтому довольно существенные изменения. Собственно говоря, именно это позволяет отличить их от китайских прототипов.

     Подобные изменения произошли и с сектой бродячих монахов "люгай", которая трансформировалась в движение части японских монахов (в основном самозваных, т.е. не имеющих государственного свидетельства, так называемых "сидосо"), противопоставлявших себя официальной церкви. Это движение получило название "гёдзя" (отшельничество), а его центральной фигурой является полулегендарный Энно Одзуну (634-703)

 



     Выросший в богатой и знатной семье, он в пятнадцатилетнем возрасте постригся в монахи и стал изучать буддийский канон. Но склонность к мистике побудила его вскоре уйти из монастыря и поселиться в пещере, на заросшей густым лесом склоне горы Кацурага. Там он прожил более 30-ти лет. За это время Одзуну с помощью китайцев детально ознакомился с системой "люгай мэнь" и соединил её с синтоистским культом гор. В результате получилось оригинальное учение, названное им "Сюгэндо" - "путь обретения могущества". Важнейшую роль в практике "обретения могущества" (т.е. овладения сверхъестественными силами) Одзуну признавал за буддийскими методами достижения "просветлённого сознания". Речь идёт о дыхательно-медитативных упражнениях ("кокю", кит."цигун"), ритуальные восхождения к вершинам, где якобы обитали горные духи (ками), возжигание священных костров (гома) для привлечения божественной силы (икёй), технику вхождения в транс ("такисугё", стояние под водопадом, когда у адепта изменяется сознание под воздействием ледяной воды, падающей на темя), декламация заклинаний (дзюмон).

 

     Как и бродячие монахи "люгай" в Китае, последователи "сюгэндо" в Японии очень скоро стали подвергаться преследованию со стороны светских властей и официальной церкви. Аскеты-отшельники лишали казну налога, а монастыри - прихожан и даров. В то же время они пользовались огромным авторитетом в народе как знахари и прорицатели. Дело дошло до того, что многие крестьяне стали считать самозваных монахов, этих бродяг и отшельников, единственными истинными последователями учения Будды! Понятно, что правящие круги не желали мириться с таким положением вещей. Были изданы указы, запрещающие бродяжничество (717 г.) и учение "сюгендо" (718 г.). Однако запреты не дали желаемого результата. Число последователей Энно Одзуну продолжало увеличиваться. Они укрывались в потайных скитах в горах, поэтому их стали называть "яма-но-хидзири", т.е. "горные мудрецы".

     Во времена царствования императрицы Кокэн вся реальная власть с 765 по 770 годы сосредоточилась в руках министра-монаха Докё, гонения на неофициальную церковь усилились. Особым указом Докё запретил строительство часовен и храмов в горах и лесах, а самозваных монахов было велено разыскивать и заключать под стражу. Репрессии повлекли за собой объединение горных отшельников, бродячих монахов и части крестьян - приверженцев "сюгэндо" - в замкнутые общины, и всё большую милитаризацию этих общин.

     Зачатки знаний о выживании, почёрпнутых у китайских монахов "люгай", были дополнены и расширенны; выделилась особая прослойка монахов-воинов (сохэй), главной задачей которых стала защита горных общин от нападений вооружённых отрядов, посылаемых властями. Большую роль в совершенствовании воинского искусства "горных мудрецов" сыграло то обстоятельство, что после поражения в 764 году восстания Накамаро Фудзивара уцелевшие мятежники, большинство из которых составляли профессиональные воины, бежали в горы. Там они пополнили ряды сохэй.

 

 

 

     На рубеже 9-10 веков учение "сюгендо" было дополнено и углублено идеями буддийской школы "сингон", включающую медитацию в процессе созерцания священных картин, искусство заклинаний, ритуальные позы и жесты, что давало ощущение слияния с Космосом и обретения магической силы.

     Превращению "сохэй" в ниндзя способствовали политические события. С середины 10-го до середины 17-го века вся Япония оказалась охваченной войнами князей друг против друга, мятежами аристократии и народными восстаниями. Кровавая смута продолжалась более 700 лет подряд! В такой обстановке очень быстро возникла необходимость в квалифицированной разведке, которая могла бы обеспечить решающий перевес какой-либо из враждующих сторон. Нужно было не только уметь добывать важную информацию, но и в кратчайшие сроки доставлять её по назначению. "Сохэй" обладали необходимыми качествами такого рода. Поэтому именно они стали в феодальной Японии потомственными профессиональными разведчиками, террористами и диверсантами. Практически каждых удельный князь (даймё) старался привлечь на свою сторону какой-нибудь клан "сохэй", чтобы обезопасить себя от неприятеля. Так волею судьбы монахи-воины оказались втянутыми в феодальные распри и борьбу за власть. В свою очередь это привело к тому, что система их подготовки стала быстро совершенствоваться. Кланы "сохэй" стали один за другим превращаться в "рю" ниндзюцу.

 



     В середине 13-го века получили известность уже около двадцати школ ниндзюцу, а к 17-му веку их стало более семидесяти. Пополнение рядов ниндзя в ту эпоху шло в основном за счёт "ронинов", т.е. самураев, потерявших службу, а вместе с ней жалование и землю. Наиболее известными школами были следующие: Гэкко-рю, Дзёсю-рю, Ёсицунэ-рю, Ига-рю, Кайдзи-рю, Кога-рю, Косю-рю, Мацумото-рю, Накагава-рю, Нэгоро-рю, Рикудзи-рю, Синсю-рю, Тогакурэ-рю, Уэсуги-рю, Фума-рю, Хагуро-рю, Хаттори-рю.

 

 

 

     К 1615 году сёгун Токугава Иэясу завершил объединение страны. Установленный им режим жестокой центральной власти и изоляции он остального мира, продержался ни много ни мало 250 лет, вплоть до буржуазной революции Мэйдзи 1868 года. Феодальные усобицы, заливавшие Японию кровью 700 лет подряд, наконец прекратились. В эпоху Токугава ниндзя стали считать не просто отщепенцами, а нелюдью - "хинин" (буквально это значит "нечеловек"). Отныне любого из них, попавшего в руки властей, следовало казнить лютой позорной смертью уже не за конкретные деяния, но просто за то, что своим существованием они нарушали общепринятый порядок.

     Когда установился прочный мир, оказавшись "безработными", кланы ниндзя в своём большинстве постепенно перешли к занятиям ремёслами и торговлей. Не находя практического применения своим питомцам, а также вследствие повсеместных жёстких гонений, школы ниндзюцу постепенно пришли в полный упадок.

 

 


Кланы и школы ниндзя

Всего существовало несколько десятков кланов ниндзя по всей Японии, но наибольшую известность получили кланы уезда Кога и провинции Ига. Уезд Кога контролировала коалиция кланов "53 семьи Кога". Провинция Ига была разделена между 3 крупными кланами: Момоти на юге, Хаттори в центре и Фудзибаяси на севере. В этих двух районах сформировались важнейшие школы ниндзя: Кога-рю и Ига-рю.

 

 


Ниндзюцу

     Ниндзю́цу (яп. 忍術 Ниндзюцу, «искусство скрытности») — японское боевое искусство.

     Обобщая высказывания японских мастеров, можно следующим образом определить сущность классического ниндзюцу: это путь духовного и физического совершенствования человека с целью обретения им способности тайно управлять событиями с целью выживания своей семьи, своего рода и своего клана.

     Это искусство побеждать несмотря не на что. Не надеяться на успех, а быть уверенным в нём, пребывая в радости, не испытывая ни страха ни гнева - таков дух истинного ниндзюцу!

 

 


Подготовка к рукопашному бою

     Существуют два основных способа подготовки к рукопашному бою, принципиально различающиеся между собой. Первый их них основан на подборе определённой совокупности технических приёмов, наилучшим образом соответствующих возможностям данного человека. Затем владение этими приёмами доводят до уровня мастерства. Ситуации, возникающие в бою, подгоняют в таком случае под избранные приёмы. Это способ формализации техники, сведения её к тем или иным шаблонам. Его концентрированным выражением являются комплексы стандартных технических действий, известные под названием "ката", "таолу".

     И есть второй способ, основанный на спонтанных движениях тела автоматически реагирующего на любую возникающую ситуацию. Это способ импровизации. В его основе лежит идея о том, что любые заранее отработанные приёмы (шаблоны) лишают человека свободы действий, столь необходимой в реальном, а не игровом поединке. Ниндзя делали ставку на второй из указанных способов, который они называли "боем стихий". Они имели в виду то, что специфика импровизаций в каждом конкретном случае определяется взаимосвязью и взаимопереходами пяти природных стихий - земли, воды, огня, ветра и пустоты.

     Первый из данных способов наиболее распространен. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в школах современного ниндзюцу под боем стихий чаще всего подразумевают всё те же наборы конкретных приёмов, только выполняемых в определённой манере. Однако это профанация, не имеющая ничего общего с истинным боем стихий. В его основе лежат особые психические состояния, диктующие технические действия без всякого участия сознания. Нужно не играть в стихию, а быть стихией. Причём перевоплощение должно становиться настолько убедительным, чтобы даже противник невольно верил в навязываемый ему образ.

 

     Платформами для запуска определённых программ действий в бою являются надлежащие исходные позиции. "Ключом" же для запуска конкретных программ (т.е. конкретных тактик) служат мысленные образы, символизирующие первоэлементы кольца:

     Огонь (визуализация - жёлтый треугольник; качество - агрессивность и неукротимость; направление — Запад)

     Вода (визуализация - оранжевый круг; качество - податливость и текучесть; направление — Восток)

     Земля (визуализация - красный квадрат; качество - постоянство, твёрдость, устойчивость; направление — Юг)

     Пустота (визуализация - голубая точка; качество - созидательность, протяжённость; направление — Центр)

     Ветер (визуализация - зелёный полукруг; качество - лёгкость и подвижность; направление — Север)

     Бой Огня обеспечивал успех в схватке с недостаточно опытным либо трусливым противником. Его подавляли напором, каскадом прямолинейных атак "в лоб".

     Противнику, действующему в аналогичной манере навязывали бой Воды. Он характеризовался уходами назад и в стороны, с последующими контратаками, напоминавшими волны, раз на разом накатывающегося на утёсы неприступного берега и размывая его.

     К примеру, один из возможных образом боя Земли - могучая снежная лавина (ниндзя), вызванная случайным маленьким камушком (враг). Первый в таком случае демонстрирует абсолютную уверенность в себе, в своих силах. Неприятель будет раздавлен, смят, снесён мощнейшей контратакой, как бы он не пытался сопротивляться своей неизбежной гибели.

     Одним из аспектов боя Пустоты являлось "соблюдение дистанции", вызванное необходимостью находиться в любой момент боя там, где противник вас не достанет, или достанет с минимальным ущербом. Атака врага "проваливается" в никуда, подставляя его под встречный удар. Выбор правильной дистанции невозможен без хорошего глазомера, так называемого "чувства противника" и умения перемещаться.

     Бой Ветра подходил для поединков с умелым и сильным противником. В нём преобладали обманные движения, внезапные исчезновения из поля зрения (например, резким оседанием вниз, прыжком, кувырком) и круговые движения с ударами, бросками, болевым воздействием на суставы. Бою Ветра хорошо подходит образ тайфуна, затягивающего в себя, и ломающего всё на своём пути.

     Важным условием для овладения аспектами боя стихий является склонность к образному мышлению. Кроме того, глупо заниматься отработкой боя стихий, если "зажато" тело, если человек не вполне здоров. Естественность движений обеспечивает раскованность, свободу, уверенность, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры.

 

 


Рукопашный бой

     Побеждать ситуацию, а не противника. Прямой поединок с врагом отнюдь не входил в намерения умелого агента. Противника устраняли, если этого требовали интересы дела, а также тогда, когда он явно мешал планам ниндзя. Грамотно проведенная операция не должна была оставлять после себя никаких компрометирующих следов, за исключением тех случаев, когда внимание на таких следах специально акцентировалось, чтобы посеять в умах врагов желаемые мысли и настроения. Соперник воспринимался чаще всего лишь как одушевленное препятствие, но не как объект действия. Победить - это выполнить порученное дело, а не прикончить возникшую на пути живую помеху.

 

 

 

 

     Рациональность. Все действия лазутчика подчинялись одной цели и должны были быть строго рациональны. Зачем тратить силы на схватку с противником, если его можно просто ослепить и ускользнуть? Для чего подкрадываться к часовому по шуршащей траве, ежесекундно рискуя, если в него можно бесшумно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки? К чему ввязываться в групповой бой, когда легче направить преследователей по ложному следу? Весьма целесообразным считалось использование специального оружия и приспособлений, которые позволяли нейтрализовать противника ещё до того, как он вошёл в прямой контакт с лазутчиком.

    Кроме специальных средств и приспособлений ниндзя широко использовали любые подвернувшиеся под руку предметы. Умение пользоваться подручными средствами значительно облегчает проведение многих приёмов: так, удушение палкой намного быстрее и эффективнее удушения руками, а удар камнем мощнее удара пустым кулаком.

    В боевых условиях реализовывались все возможности хорошо натренированного тела - от нанесения ударов до ухода из сковывающего захвата через акробатический трюк. Каждое предпринимаемое действие должно мгновенно вытекать из предыдущего. Абсолютно недопустим захват, если ещё не решил, как поступишь в дальнейшем. Приёмы выполняют лишь в той мере, насколько это соответствует желаемому результату. Ни больше, ни меньше.

      Сюрпризность. Поскольку боец обычно сталкивался с профессионалами, отлично владеющими оружием, победу приходилось добывать нешаблонными тактиками, замешанными на сюрпризности и ставящими врага в непривычную для него боевую ситуацию. Наиболее распространенными ошарашивающими действиями являлись неожиданность и внезапность нападения, тесно связанные с невидимостью или усыплением бдительности противника своим внешним видом и поведением; непредсказуемые изменения ("ломка") дистанции; мгновенные отключения (ослепление, оглушение) или обман (ложный шум) органов чувств; использование стандартного оружия в необычной манере и применение незнакомого врагу оружия (например, перчаток с шипами).

 



    Привязка манеры боя к особенностям противника. В случае прямого столкновения лазутчику противостояли самые разнообразные противники, каждый из которых имел собственный уровень мастерства, личные жизненные установки, свои сильные и слабые стороны. Оценить возможности и уязвимые места врага можно было по многим факторам.

        По внешнему виду, непроизвольным движениям и лицу определялось, какие точки бойца наиболее уязвимы, но телосложению предполагалось, в каких боевых приёмах противник, несомненно, опасен, а по манере двигаться распознавалось его место в системе первоэлементов (стихий), исходя из которого и выбирался свой вариант поединка.

        Переход на тот или иной вид "боя стихий" должен был происходить рефлекторно, как реакция на подсознательную оценку противника и внешних условий (так, схватка в узком пространстве мало подходила для стиля ветра, а встреча с робким бойцом явно соответствовала стилю огня). Созданию нужных рефлексов способствовала жёсткая дисциплина тренировочной схватки, закрепляемая в сонном состоянии и отказ от каких-либо сковывающих правил.

 



      Естественность движений (сидзэн) обеспечивает раскованность, свободу, уверенность в бою, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры. Чтобы сделать базовые приёмы естественными, человеку необходимо превратить их в столь же привычные, как, например, движение ко рту руки с куском хлеба. Это требует огромного количества повторений изучаемых приёмов. Тут не помогут никакие медитации.

      Научиться правильно распределять вес и применять силу, перемещаясь при этом под разными углами вперёд, назад, в сторону, двигаясь по кругу, вращаясь на одном месте.

      Выполнять удары, броски, сбивающие движения, уклоны в различных позициях, отражая разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-то ситуации в лесу, на крыше, в узком коридоре и т.д. Здесь можно чему-то научиться только вместе с партнёром.

      Принцип "тело и оружие едины". Это высказывание имеет несколько иной смысл, нежели другой известный тезис - "оружие является продолжением тела". В ниндзюцу акцент делается на то, что тело само по себе представляет собой оружие, тогда как любое механическое приспособление (оружие) служит лишь вспомогательным средством для усиления поражающего воздействия движения тела. При работе с любым оружием состояние сознания, базовые принципы, характер передвижений и уклонов, векторы приложения силы, расход энергии - всё остается неизменным.

      Использование обстановки. Благодаря вживанию в теорию пяти стихий, ниндзя становился естественной частью окружающей среды, а потому мог использовать её как своё собственное тело. Сюда входили, например, периодические исчезновения в ходе боя на местности, и извлечение выгоды из особенностей боевой площадки (перепад высот, тип поверхности), и употребление деталей обстановки в качестве барьера между собой и неприятелем. Делая ставку на метеоусловия, можно было подставить противника лицом к слепящему солнцу, подогнать решающую технику к моменту ухода луны за тучу, выманить врага в дождь на скользкую поверхность.

      Анонимность. В любых своих действиях ниндзя обязан был оставаться не узнанным. Идентификация его могла поставит под удар контактеров и расшифровать прошлые и будущие акции клана. В боевых условиях такая анонимность обеспечивалась работой в невидимости и специфической маской-капюшоном, оставляющей открытыми лишь глаза. Импровизируя, для этого можно использовать шарф или какую-либо растягивающуюся тканевую трубку (чулок, кусок свитера). Затрудняя идентификацию, маска, кроме того, устраняет демаскирующее отсвечивание кожи лица и приглушает шум дыхания.

 



      Привыкание к оружию. Подобно тому, как самурай, вооружившись мечом, вытягивает его из ножен, пробует остроту клинка, взвешивает в руке, делает несколько махов в воздухе, а потом начинает рубить лозу и соломенные мишени, так и ниндзя должен привыкнуть к любой изучаемой технике, сделать её своей.

        Осваивая, например, удар кулаком, он сначала выбирает наиболее удобный для себя способ формирования кулака, пробует различные траектории нанесения им ударов. Основная цель - добиться естественности, раскованности движений.

       Ниндзя действовали тайно, а поэтому старались ничем не выделяться среди окружающих, всячески избегали столкновений с ними. На всех дорогах средневековой Японии, у всех городских и деревенских ворот стояли заставы. Подозрительных путников подвергали тщательному обыску. Поэтому ниндзя имел при себе минимум снаряжения.

      Кусок верёвки или цепь, полотенце, посох, короткий крестьянский нож, может быть - серп, немного еды и лекарств, кремень для высекания огня, вот и всё. С таким грузом он мог свободно передвигаться, не опасаясь проверок. Достигнув места назначения, ниндзя из подручных средств изготавливал приспособления, в которых нуждался, а оружие (если в том была необходимость) отбирал у противника. Выполнив задание, он уничтожал или прятал свои инструменты и снова принимал облик безобидного путника.

        В качестве оружия ниндзя чаще всего использовали сельскохозяйственные орудия и предметы повседневного обихода. Такой принцип позволял им не вызывать ненужных подозрений, не иметь при себе лишних вещей, не усложнять себе жизнь проблемами изготовления клинков, рукоятей и других технически сложных изделий.

        Вот почему одним из самых главных видов их вооружения (если не самым главным) была деревянная палка. Существует путаница в отношении размеров этих палок. Чтоб избежать её, возьмем за основу тот факт, что средний рост японского мужчины в Средние Века составлял примерно 150 см. (это сегодня японцы стали выше благодаря пище, богатой животными белками). Длина посоха не превышала длины человеческого роста (плюс высоту деревянных сандалий - "гэта"), но чаще всего равнялась расстоянию от земли до плеча. Иными словами, она колебалась в пределах 140-160 см.

        Посох в бою держали, как правило, двумя руками. Техника работы с ним представляла нечто среднее между использованием копья (яри) и алебарды (нагината). Она включала в себя тычковые (лицо, горло, сердце, солнечное сплетение, пах) и маховые удары, секущие (по суставам рук и ног), блокирование вражеского оружия, удушения, комбинированные сковывания. Использовали посох для опоры в прыжковых ударах ног, для загребания и бросания в лицо врагу песка или грязи.

        Коса и серп (по-японски "кама" или "гама") - это классическое оружие крестьян, участвовавших в войнах и мятежах. Существует много разновидностей серпов и кос, отличающихся друг от друга длинной деревянной рукоятки, длинной и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку. В принципе, чем длиннее ручка и лезвие, и чем они прямее, тем выше эффективность камы как оружия, но тем труднее прятать это оружие под одеждой. Чаще всего применяли одновременно два серпа: "о-гама", серпом на длинной ручке (до 120 см.) парировали и отклоняли вражеские атаки, а малым серпом, "ната-гама" (лезвие 15-30 см, ручка 20-45 см.) поражали противника.

        Основными мишенями при атаке серпом являются кисти рук, держащие оружие, локтевые и коленные сгибы, шея и голова, спина и бока. В современных условиях, когда больше нет самураев, вооружённых мечами и копьями, серп ещё эффективнее в ближнем бою, чем прежде. Им очень удобно перехватывать удары ногами, успешно противостоять любому противнику, вооружённому холодным оружием (шестом, цепью, дубинкой, кинжалом и т.д.). Можно даже метать его в цель. Остановить хорошо тренированного бойца, вооружённого двумя серпами, можно только выстрелом из пистолета или автомата.

        Свободно работать одним серпом, тем более - двумя, очень непросто. При слабом владении техникой, ими легче ранить себя, чем противника. Требуется много времени (несколько лет ежедневных упорных тренировок), прежде чем придёт ощущение серпов чем-то вроде естественного продолжения своих рук. Поэтому для тренировки следует применять только учебное оружие, с тупыми деревянными "лезвиями", полностью исключающими порезы и уколы. Наиболее подходящая длинна ручки тренировочного "ната-гама" - от запястья до локтевого сгиба, "о-гама" - от запястья до подмышки.

        Чисто технически рукопашный бой ниндзя (тайдзюцу) включал в себя концентрированные удары конечностями по наиболее уязвимым местам человеческого тела (дакэн-тайдзюцу), костоломные захваты, броски, болевые воздействия (дзю-тайдзюцу). В технику рукопашного боя входили также разнообразные уклоны (каваси), падения (укэми), кувырки с перекатами (кайтэн), колёса (дайсярин) и прыжки (тоби).

 

 

Маскировочный костюм ниндзя.

      По мнению историка-япониста Горбылёва, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или темно-серые оттенки. По мнению Горбылёва, именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой.

 

Одни из настоящих доспехов ниндзя. Музейный экспонат

 

 

Снаряжение ниндзя

     В снаряжение ниндзя входило 6 обязательных предметов (рокугу): амигаса (плетеная шляпа), кагинава (кошка), сэкихицу (грифель) или ядатэ (чернильца с пеналом для кисти), якухин (медикаменты), цукэдаке или утидакэ (контейнер для переноски тлеющих углей), сандзяку-тэнугуи (полотенце).

 

 

Любопытные факты о японских воинах-ниндзя.

 

     Наши знания о древних японских воинах-ниндзя основаны в основном лишь на литературных произведениях, фильмах и комиксах, в которых есть много противоречивой информации. С настоящими фактами о ниндзя, которые заставят вас удивиться, ознакомьтесь ниже.


Синоби-но моно

     Согласно сохранившихся документов, правильным названием является «синоби-но моно». Слово «ниндзя» — это китайское прочтение японской идеограммы, которое стало популярным в 20-м веке.

 

Синоби-но-моно (ниндзя) по-японски

 

Первое упоминание о ниндзя

     Впервые о ниндзя стало известно из военной хроники «Тайхэйки», написанной в 1375 году. В ней было рассказано, что ниндзя ночью проникали во вражеский город и поджигали здания.

 

Золотой век ниндзя

     Ниндзя процветали в течение 15-го и 16-го века, когда Японию раздирали междоусобные войны. После 1600 года в Японии воцарился мир, после чего начался упадок ниндзя.

 

«Бансэнсюкай»

     Сохранилось очень мало записей о ниндзя во время эпохи войн, после наступления мира же они начали вести записи о своих навыках. Самым известным руководством по ниндзюцу является так называемая «Библия ниндзя» или «Бансэнсюкай», которая была написана в 1676 году. Существует около 400 — 500 руководств по ниндзюцу, многие из которых до сих пор сохраняются в секрете.

 

 

Спецназ самурайской армии

     Сегодня популярные СМИ часто изображают самураев и ниндзя заклятыми врагами. На самом деле, ниндзя были чем-то вроде современного спецназа в самурайской армии. Многие самураи обучались ниндзюцу. Так как ниндзя были наёмниками- они работали и на самураев. На любого, кто платил деньги. Враждовали же самураи и ниндзя только тогда, когда их интересы не совпадали, например, когда ниндзя надо было убить человека, которого охраняли самураи.

 

Ниндзя «хинин»

     Популярные средства массовой информации также изображают ниндзя, как выходцев из крестьянского сословия. По правде говоря, ниндзя могли происходить из любого класса, как самураев, так и других людей. Более того, они были «хинин», т. е. находились вне структуры общества. С течением времени (после наступления мира) ниндзя стали считаться ниже по статусу, однако они по-прежнему занимали более высокое социальное положение, чем большинство крестьян.

 

Ниндзюцу — специализированная форма рукопашного боя

     Обычно принято считать, что ниндзюцу является одной из форм рукопашного боя, системой боевых искусств, которую до сих пор преподают во всем мире. Тем не менее, идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого сегодняшними ниндзя, была изобретена неким японцем в 1950 — 1960 годах. Эта новая боевая система была «завезена» в Америку во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах и стала одним из самых популярных заблуждений о ниндзя.

 

Сюрикены или сякены

     Метательные звезды (сюрикены или сякены) не имеют ни малейшей исторической связи с ниндзя. Метательные звезды были секретным оружием, которое использовалось во многих самурайских школах. С ниндзя их начали ассоциировать только в 20-м веке благодаря комиксам и анимационным фильмам.

 

 

Маски и повязки

     Ниндзя никогда не изображают без масок, однако не существует ни малейшего упоминания о том, что ниндзя носили маски. На самом деле, зачастую они должны были закрывать свои лица длинными рукавами, когда противник находился рядом. При работе в группах они носили белые повязки, чтобы видеть друг друга в лунном свете. Ношение же маски в обычное время привлекало бы больше внимания.

 

Ниндзя сливались с толпой

     Популярный образ ниндзя обязательно включает в себя черный облегающий костюм. На самом деле, в таком костюме они бы выглядели столь же уместными, как например на улице современной Москвы. Они носили традиционную японскую одежду.

 

Одежда для маскировки

     Сегодня люди считают, что ниндзя носили черные одежды, чтобы им было удобнее прятаться в темноте. В Shoninki (Настоящий путь ниндзя), написанном в 1681 г., говорилось, что ниндзя должны носить одежды синего цвета, чтобы смешаться с толпой, поскольку этот цвет был популярен в то время. Во время ночных операций они одевали черные одежды (в безлунную ночь) или белые (при полной луне).

 

Ниндзя не использовали прямые мечи

     Знаменитые сегодня «ниндзя-то» или мечи ниндзя с прямым лезвием и квадратной рукоятью действительно существовали в средневековой Японии, поскольку тогда делали квадратные боевые рукавицы, но ниндзя их начали приписывать только в 20-м веке. «Средневековый спецназ» использовал обычные мечи, чтобы не выделяться раньше времени.

 

«Кудзи»

     Ниндзя известны своими заклинаниями, которые они якобы делали с помощью жестов рук. Это искусство называлось «кудзи» и оно не имеет никакого отношения к ниндзя. Кудзи возникло в Индии, а позже его переняли в Китае и Японии. Оно представляет собой серию жестов, предназначенных для того, чтобы отогнать зло в определенных ситуациях или отвести дурной глаз.

 

 

Фугасы, ручные гранаты, взрывчатые вещества, ядовитый газ

     Образ ниндзя, использующего дымовую шашку, довольно универсален и распространен в современном мире. Хотя у средневековых воинов не было дымовых шашек, у них существовали сотни рецептов, связанных с огнем: фугасы, ручные гранаты, водонепроницаемые факелы, разновидности греческого огня, огненные стрелы, взрывчатые вещества и ядовитый газ.

 

Инь-ниндзя и ян-ниндзя

     Это наполовину правда. Существовали две группы ниндзя: те, которых можно было увидеть (ян-ниндзя), и те, личность которых всегда оставалась тайной (инь-ниндзя).

 

Ниндзя — черные маги

     Помимо изображения ниндзя-убийцы в старых японских фильмах зачастую можно было встретить образ мастера ниндзя, воина-мага, который побеждал врагов хитростью. Интересно, что навыки ниндзя действительно содержали определенное количество ритуальной магии, от магических шпилек, которые якобы обеспечивают невидимость, до принесения в жертву собак, чтобы получить помощь богов. Тем не менее, стандартные навыки самураев также содержали элемент магии. Это было обычным для того времени.

 

Искусство тайных операций

     Если быть точнее, их действительно часто нанимали, чтобы убить жертву, но большинство ниндзя обучались искусству тайных операций, пропаганде, шпионскому ремеслу, изготовлению и использованию взрывчатых веществ и т. д.

 

«Убить Билла»

     Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильму «Убить Билла». На самом деле, это была известная историческая личность — Хаттори Хандзо был настоящим самураем и обучал ниндзя. Он стал известным генералом, который получил прозвище «Дьявол Хандзо». Именно он во главе группы ниндзя способствовал тому, что Токугава стал сёгуном Японии.

 

Любители и энтузиасты

     Первый крупный бум современной популярности ниндзя наступил в Японии в начале 1900-х годов, когда об этих средневековых шпионах-убийцах было известно очень мало. В 1910 — 1970-х годах любителями и энтузиастами было написано множество книг, которые просто изобиловали ошибками и фальсификациями. Эти ошибки были затем переведены на английский язык во время бума популярности ниндзя в 1980-х годах.

 

Зашифрованные свитки ниндзя

     Утверждается, что манускрипты ниндзя были зашифрованы, чтобы никто посторонний не смог прочесть их. Это недоразумение возникло вследствие японского способа написания свитков. Во многих японских свитках просто приводились списки названий навыков, без надлежащей их расшифровки. Хотя их истинные значения были утеряны, тексты никогда не были дешифрованы.

 

Миф о самоубийстве ниндзя при отказе от задания

     Это голливудский миф. Нет никаких доказательств того, что отказ от миссии приводил к самоубийству. На самом деле некоторые руководства учат тому, что лучше отказаться от миссии чем сделать все поспешно и вызвать проблемы.

 

Спящие агенты

     Считается, что ниндзя были гораздо более сильными, чем обычные воины, но такими были только определенные ниндзя, которые проходили обучение специальному стилю ведения войны. Многие ниндзя просто скрыто жили жизнью обычных людей во вражеских провинциях, вели обычную повседневную деятельность или путешествовали для распространения слухов. Рекомендуемыми способности для ниндзя были: устойчивость к болезням, высокий интеллект, быстрая речь и глупый внешний вид (потому что люди обычно игнорируют тех, кто выглядит глупо).

 

Ни рода, ни клана

     В Японии есть ряд людей, которые утверждают, что они являются мастерами школ ниндзя, которые ведут свою родословную со времен самураев. Этот вопрос является очень спорным, поскольку не существует ни одного доказанного факта, что рода или кланы ниндзя выжили до сих пор. 
Впрочем, нет и доказательств, что кланов ниндзя не существует. Ниндзя не любят себя афишировать.

 

 

 

Оружие и экипировка ниндзя



     В фильмах и книгах про ниндзя эти легендарные лазутчики из феодальной Японии всегда используют необычного вида оружие и хитроумные приспособления, помогающие им в выполнении непростых заданий и вызывающие интерес и изумление у современников. В большинстве случаев демонстрируемая экипировка отнюдь не является художественным вымыслом. Сюрикены, кунаи, араре, саи и многое другое – все это действительно входило в арсенал синоби.

 


Настоящие образцы оружия и экипировки ниндзя. Музейный экспонат


     Перед выходом «на дело» для каждого члена отряда (или воина-одиночки) подбиралась уникальная экипировка, зависящая от целей миссии (убийство, похищение, диверсия, шпионаж, кража, запугивание и так далее), его роли в операции и предполагаемых внешних условий. Ведь все время таскать с собой полный арсенал ниндзя, состоящий из нескольких десятков единиц оружия, было физически невозможно.

     Важно отметить, что особенности оружия и экипировки синоби обусловлены спецификой их деятельности. Во-первых, они практически всегда действовали скрытно, под покровом ночи или в сумерках, избегая прямых и открытых столкновений. Поэтому громоздкие, тяжелые и шумные виды оружия (как и доспехи) им были ни к чему. Во-вторых, в рядах синоби состояли женщины и даже подростки (обряд инициации у ниндзя проходил очень рано), что также смещало приоритет в пользу легкого и компактного оружия.

     В-третьих, нередко ниндзя маскировались под крестьян, бродяг, торговцев, монахов или артистов. Поэтому и снаряжение у них должно было быть таким, чтобы в случае чего его можно было спрятать под одеждой или выдать за сельскохозяйственный (или любой другой) инвентарь.

     Ну а теперь перейдем к непосредственному рассмотрению самых интересных и необычных видов оружия и снаряжения воинов-ночи.

 


1. Ниндзя-то или гатана

     Прямой укороченный меч, также известный как ниндзя-то. Его лезвие часто специально затемнялось, чтобы не давать бликов, а ножны немного превышали размер клинка, поскольку свободная часть их использовалась в качестве футляра для различных полезных мелочей: ядов, отмычек, документов и так далее. Кстати, нередко синоби приходилось спасаться бегством, во время которого они бросали наиболее обременительное снаряжение, и в первую очередь меч. Поэтому в отличие от самурайских катан, тати и вакидзаси, гатана делалась из более дешевой стали по упрощенной технологии.

 

 



2. Амигаса

     Тайное оружие в виде соломенной широкополой шляпы, в каркас которой был вплетен острый кольцеобразный клинок. Иногда клинок был непрерывный, а иногда он представлял собой разрозненные элементы, вплетенные в произвольном порядке по периметру шляпы. Во втором случае распознать в шляпе оружие было намного сложнее. Такое оружие можно было использовать как в ближнем бою, так и метать в противника со средней дистанции.

 

 



3. Шуко и ашико

     Приспособления для лазанья по стенам и деревьям в виде накладок с шипами, которые одевали на ступни и ладони. Также в случае необходимости ашико могло использоваться в качестве оружия, наносящего жуткие рваные раны, как от когтей диких зверей.

 

 



4. Кама

     Серповидное оружие с коротким лезвием и удлиненной рукояткой, нередко используемое в паре.

 

 



5. Макибиси

     Металлические шипы против пехоты или конницы, которые ниндзя рассыпали в случае погони. Имели самые разные формы и размеры: от скрученных гвоздей и заостренных пирамидок, до шипованных наподобие ежей шариков.

 

 



6. Кусаригама

     Весьма хитрое оружие, имеющее несколько различных техник применения. Состоит из серпа (кама) и прикрепленной к рукоятке цепи с грузом на конце. Цепью можно было запутать противника, выбить из его рук оружие, после чего нанести удар серпом. Так же можно было метнуть во врага сам серп, после чего притянуть к себе оружие цепом.

 

 



7. Какутэ

     Кольцо с одним или несколькими шипами, направленными внутрь, что позволяло носить его под видом украшения. В открытом бою какутэ могли развернуть шипами наружу, наподобие кастета. Иногда ниндзя носили сразу несколько таких колец. Часто на шипы наносили яд.

 

 



8. Сюрикены

     Пожалуй, самое популярное в современной культуре оружие синоби, регулярно мелькающее в фильмах и играх про ниндзя. Представляет собой остро заточенные по краям пластины для метания, которые могут быть различных форм и размеров.

 

 



9. Саи

     Колющее оружие наподобие стилета, специфическая гарда (заостренная и с выгнутыми вверх краями) которого делает похожим саи на трезубец.

 

 



10. Кагинава

     Кошка, состоящая из веревки с двойным или тройным (иногда и более) крюком на конце. Предназначена для лазанья по стенам и преодоления прочих высоких препятствий.

 

 



11. Фукибари

     Миниатюрная духовая трубка или «метательный мундштук», что более точно характеризует ее миниатюрные габариты – не более 5 см в длину. Это позволяло прятать ее во рту, а случае необходимости поразить цель отравленной иглой (хари) с расстояния 5-7 метров. Также существовали более крупные духовые трубки - фукия-дзуцу, длинна которых составляла до 30 сантиметров, а расстояние поражения дротиком было в несколько раз больше, чем у миниатюрной фукибари.

 

 



12. Тэссэн

     Складной боевой веер, состоящий из заостренных у верхней кромки железных пластин или спиц. Из-за своего внушительного веса мог использоваться в качестве оружия (дубинка) даже в сложенном состоянии.

 

 



13. Неко-те

     Пять заостренных наподобие когтей на конце наперстков, превращающих кисть синоби в лапу дикого зверя. Неко-те позволял наносить хлесткие удары по лицу и незащищенным участкам тела врага, оставляя после себя жуткие и нередко смертельные рваные раны.

 

 



14. Шобо

     Металлическая или деревянная палочка, заточенная с обеих концов и оснащенная кольцом для пальца посередине. Зажималась в кулаке и позволяла наносить тычковые удары острыми концами, направленными в жизненно важные органы противника.

 

 



15. Нагината

     Пожалуй, самое внушительное по размерам оружие в арсенале синоби. Нагината – холодное оружие с длиной рукоятью и закрепленным на конце клинком по типу глефы. Использовалось самураями и монахами отшельниками. Поэтому ниндзя использовали его в тех случаях, когда маскировались под представителей этих классов.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 



Похожие записи:

История хрустальных башмачков
История хрустальных башмачков
В разделе: Статьи
Сказка о Золушке имеет корни еще в произведениях греко-египетских авторов – в I веке до н.э. история о девушке Родопис была записана...Читать далее...
Кореновская прокуратура привлекла к ответственности директоров школ
Кореновская прокуратура привлекла к ответственности директоров школ
В разделе: Новости Кореновска
Прокуратурой Кореновского района выявлены факты несвоевременного реагирования органов опеки и попечительства на сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, а также факты невыполнения&nb...
Познавательно о Таиланде. Интересные факты
Познавательно о Таиланде. Интересные факты
В разделе: Статьи
Таиланд- очень посещаемая туристическая страна. Однако, если вы там не бывали ни разу- вам будет полезна эта статья. Написана человеком, почти год прожившем в Таиланде Подробнее читаем д...
Российский сторожевик «Сметливый» обстрелял турецкий сейнер в Эгейском море
Российский сторожевик «Сметливый» обстрелял турецкий сейнер в Эгейском море
В разделе: Статьи
Экипаж сторожевого корабля «Сметливый» применил стрелковое оружие, чтобы не допустить столкновения с турецким сейнером в Эгейском море. Об этом, как передает ТАСС, сообщает пресс-служба...
Комментарии (3)
Trang # 27 октября 2018 в 17:17 0

Как ниндзя метали сюрикены и насколько это было эффективным


Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.

Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги. Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет – это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя.

Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.



Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная – до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:

Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.


Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!

Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато.

Другой способ метания сякенов – это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.


Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать.

Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто – кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.


Ниндзя и боевые «звёздочки»

Нельзя сказать, что сякены были основным оружием ниндзя. Их главным оружием был меч, иногда они использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у этих средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений и так далее. Это был такой своеобразный мультитул, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения.

Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов.
Trang # 27 октября 2018 в 17:23 0

Какой был меч у настоящего ниндзя?


Про ниндзя в России узнали в середине 80-х годов, когда СССР был ещё един и несокрушим. Тогда голливудские фильмы про воинов-теней были на волне популярности и их смотрели в подпольных видеосалонах на квартирах. Вот тогда мы все узнали, что меч легендарных воинов прямой и у него огромная квадратная цуба.


Какое качество у японских мечей?

Благодаря кинематографу, все уверены, что клинки у ниндзя сделаны из стали высшего сорта, которая с одинаковой лёгкостью перерубаем металлические прутья и платки на лету. Настоящий клинок ниндзя должен делаться годами, и передаётся от мастера лучшему ученику. Именно он потом берёт этот легендарный меч и отправляется в США крошить злодеев.

На самом деле, процесс ковки традиционного японского клинка процедура сложная, состоящая из длительной ковки, доводки и шлифовки. Проблема в том, что самурайский меч является культовым предметом, поэтому стоил он очень дорого и изготавливался годами. А вот оружие ниндзя было обычным предметом, поэтому с его изготовлением особо не заморачивались.

Вторая серьёзная нестыковка заключается в том, что хорошей железной руды в Японии никогда не было. Легендарные японские мечи чаще всего уступали европейским фабричным моделям. Именно по этому все знаменитые старинные клинки в Японии делались из привозных поковок. Тут оно дополнительно дорабатывались по местной технологии, за счёт чего становились более качественными.

Мечи воинов тени, соответственно, были разные по качеству. Одно известно точно, стандартная модель делалась из готовой поковки, и её никто не проковывал несколько десятков тысяч раз.


Прямой или изогнутый клинок?

Стоит открыть практически любой сайт, где есть статья про оружие легендарных ниндзя, там можно увидеть одно серьёзное заблуждение. Прямые клинки называют выдумкой голливудских режиссеров, а мечи ниндзя ничем не отличались по форме от катан. На самом деле, фильмы снимались не на пустом месте. Моду на ниндзя в США привёз Масааки Хацуми, 34 патриарх одной из школ ниндзюцу. Именно он являлся историческим экспертом в фильмах, и всё оружие является реальным. Другой вопрос, что применялось оно совсем не так, как это видится в кино. В идеале воин-тень должен был совершить свою миссию бесшумно, а не прорываться с боем.


Вернёмся к форме меча ниндзя. Некоторые эксперты утверждают, что ни в одном музее Японии не сохранилось прямых клинков. Достаточно посмотреть на фотографию, чтобы убедиться в обратном. А на фото именно настоящий меч ниндзя, который лежит в японском музее, посвящённому жизни клана Ига.

Техника боя на мечах мне знакома построена именно на мощных колющих ударах, никакого фехтования там нет. Кстати говоря, на самурайских катанах тоже старались не фехтовать, настоящий самурай должен был победить одним ударом. Это связано не с традициями, а с недостаточным качеством стали и бритвенной заточкой мечей. Достаточно одного удара, лезвие в лезвие, чтобы испортить режущую кромку навсегда.

Если ниндзя вступал в затяжной бой, он был просто обречён на смерть. Сбегались самураи, а в бою против профессиональных воинов в доспехах даже супер шпион не устоит. Если ниндзя обнаруживали, он наносил смертельный удар и убегал.


Каким был настоящий меч ниндзя?

Если разобраться, то меч ниндзя или синоби гатана состоял из тех же частей, что и самурайская катана. Это клинок, рукоять, гарда и ножны. Вот только части эти сильно отличались от самурайского оружия. Клинок был чаще всего прямой, хотя если ниндзя маскировались, то чаще всего они использовали оружие той социальной группы, в представителя которой маскировались.


Цуба классического меча синоби была квадратной и большой, её можно было использовать как ступеньку, чтобы забраться на стену. Рукоять часто делалась неразборной и цельнометаллической. Внутри была полость, в ней хранились документы, стрелы для духового ружья, лекарства и прочие важные вещи. В качестве оплётки рукояти использовали длинный чёрный шнур.

Закрывает полую рукоять шляпка, в которой имелся шип с ядом. В критической ситуации его швыряли в лицо противника. Некоторые ниндзя носили в полой рукояти контейнеры с порохом или обычную смесь из соли, песка и перца.


Ножны меча ниндзя

Если ножны самурайского меча являются обычным чехлом для хранения, то ножны меча ниндзя это многофункциональное приспособление. Такой вот древний японский мультитул. Если посмотреть на меч ниндзя и положить рядом с ним ножны, то сразу заметно, что ножны значительно длиннее клинка. Там часто были тайники для оружия, документов или взрывчатки.


Наконечник с ножен снимался, там мог быть шип или небольшой ножик. После снятия наконечника ножны использовались в качестве дыхательной трубки. Известны модели, которые можно составить с ножнами в единое целое, после чего меч превращается в копьё. Если шпиону приходилось сутками караулить свою жертву, то из ножен делали люльку. Она с лёгкостью выдерживала вес ниндзя, которые чаще всего выли субтильного телосложения.

Так же, как у самурайского меча, ножны оружия ниндзя обматывались шнуром, но он был более длинным. Из него делали ловушки, связывали врагов, в лесу с помощью шнура можно было изготовить шалаш.

Когда ниндзя ночью попадали в дом к своей жертве, им приходилось пробираться в полной темноте. Они тогда доставали меч на 2/3 из ножен, и выставляли их перед собой, держа конец шнура сарео в зубах. Если ножны натыкались на врага, то меч мгновенно из них выдёргивался и втыкался в грудь или живот противника.

Меч ниндзя многофункциональное оружие, с его помощью можно было выполнять различные тактические задачи.

Trang # 27 октября 2018 в 17:27 0

Кусарикама - самое эффективное оружие ниндзя


Каждое оружие создавалось для убийства. Оно могло быть как наступательным, так и оборонительным, и особо не отличалось друг от друга в разных странах. Вот только японцы, защищённые от внешних врагов, постоянно сражались друг с другом, и выдумывали разное экзотическое оружие. Сегодня поговорим о кусарикаме – страшном и невероятно сложном в освоении оружии ниндзя.


История появления оружия

Появление кусарикамы часто связывают с японскими ниндзя. Они были мастерами создавать комбинированное оружие. Кусарикама состоит из боевого серпа камы и цепи с грузиком – кусари. Кама – это модифицированный крестьянский серп, с его помощью можно было не только убрать урожай риса, но и дать отпор вооружённому самураю. Так как ниндзя в средневековой Японии часто маскировались под простых крестьян, при свете дня они должны были иметь только орудия, положенные простолюдинам.

Ниндзя никогда не были опытными воинами, способными сражаться часами. В их задачи входил шпионаж, убийства, маскировки, разведывательная и шпионская деятельность. Поэтому вся техника их боя сводилась к принципу «одним ударом пополам», видимо позаимствованному у русских богатырей. То есть шпион из тёмного угла нападал на ничего не подозревающую жертву. При этом желательно было пользоваться самым страховидным и необычным оружием. В сочетании с маской демона, появление ниндзя часто вводило в культурный шок благородных самураев, привыкших сражаться с нормальным противником.

Так вот, с сельскохозяйственным серпом в руках даже у опытного ниндзя (принявшего личину крестьянина) не было шанса выстоять в открытом бою против самурая. Доставать свои навороченные синоноби гатаны ниндзя при свете дня с открытыми лицами не смели, конспирация, однако. Тут дело было в банальном несоответствии длинны оружия. То есть та же катана убивала на расстоянии, недоступном серпу, а про копья яри можно даже не упоминать.

А вот если прикрепить к серпу цепь с грузиком, то убойная сила простого серпа сразу увеличивалась. Правда цепь появилась намного позднее, металл в средневековье был слишком дорогой и у крестьян никаких цепей быть не могло. Вместо этого они использовали верёвку, особенно популярными были сплетённые по китайской передовой технологии шнуры из женских волос. Да, вы не ослышались, было время, когда японцы всё копировали у китайцев. Верёвка с грузиком обвязывалась вокруг пояса, и легким движением руки превращала обычный серп каму в кусарикаму.


Конструкция кусарикамы

Оружие ниндзя представляло собой серп с рукоятью около 50 см и изогнутым лезвием с односторонней заточкой. К серпу крепилась верёвка или цепь с грузиком, позволявшая наносить тяжёлые проламывающие удары. Длина веревки была около трёх метров, и крепилась она как со стороны обуха серпа, так и с обратной стороны рукояти.


Некоторые исследователи японской культуры считают, что самураи тоже владели техникой боя кусарикамой, но это очень сомнительно. Вряд ли гордый своим происхождением воин унизился бы до того, чтобы взять в руки крестьянский серп. Данная легенда родилась после того, когда самураи полностью лишились всех своих привилегий и вынуждены были переселиться в деревни. Там им пришлось защищаться от крестьян, ненавидевших своих вчерашних господ. Волей неволей, воинам пришлось превращать в оружие все подручные предметы.


Техника боя кусарикамой

Бой с помощью кусарикамы очень эффективен, но невероятно сложен в изучении. Там совмещается техника работы с серпом и техника работы с гибким оружием. Серпом на верёвке можно наносить рубящие и режущие удары, атаковать врага грузиком, опутывать цепью ноги ли оружие противника. Часто боевой серп метается, а в случае непопадания возвращается назад. Некоторые школы практикуют вращение самого серпа.



Особые модели боевых серпов на цепи или верёвке

В самый разгар гражданских войн в Японии кланы ниндзя были очень востребованы. Часто бывало так, что шпионам приходилось устранять своих собратьев по ремеслу. Вот тогда часто использовались экзотические варианты кусарикам. Это связано с тем, что главным моментов в бою с таким оружием была неожиданность. Если самурая не учили обороняться от кусарикамы, то ниндзя знал все аспекты поведения этого оружия. Поэтому приходилось импровизировать, привязывая вместо грузика взрывчатку, факелы, клинки и даже ядовитых змей.


Каждый клон ниндзя имел свою тайную разновидность оружия, поэтому всегда нужно было быть готовым к неожиданностям.