Концепция куреня Кореновского района "Хата писаря" в Атамани

22 августа 2012 - Trang

 


 

  

Концепция 

для подворья хаты писаря этнокультурного комплекса «Атамань»  

«Легенды Тамани на рушнике Кубани» 

в 2012 году.

 

         Народные художественные промыслы и ремёсла — неотъемлемая часть традиционной культуры Краснодарского края, являющаяся одновременно и областью народного творчества. Это самобытный вид деятельности, связанный с сохранением потомственных методов ручного труда, наследуемого мастерства, базирующегося на традиционной культуре многонационального народа, проживающего на территории Кубани. Территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует с его социально-бытовой инфраструктурой и рядом с необходимыми сырьевыми ресурсами.

         В 2012 году в этнокультурном комплексе «Атамань» гостям музея будет представлен значимый в быте и праздниках кубанских семей атрибут-  рушник. Многообразие и значение каждого в отдельности будет широко показано на подворье Кореновского куреня. На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, можно проследить процесс взаимовлияния культур различных этносов, проследить связь с фольклорными традициями. Многое могут поведать рушники, если внимательно на них посмотреть. Поначалу вышивка делалась от заговоров. Словно письмена, на куске полотна вышивался чёрный и красный орнамент. И это был уже рушник, который давали  «как хранитель от беды» воинам в походы , в дорогу чумакам, которые ездили в Крым за солью.Вышивали, в основном, на конопляном домотканном полотне хлопчато-бумажными нитками (заполочью), реже использовался лён. В начале XX столетия вошло в употребление фабричное полотно- миткаль. Доминировала двухромная вышивка:основные цвета — красный и чёрный. Иногда мастера вместо чёрного использовали синий цвет или серый, но принципы цветовых соотношений оставались традиционными. Основным цветом в декоре был красный, столь излюбленный в народном творчестве. Монохромная орнаментация выполнялась преимущественно техникой ткачества. Обработкой прядильных материалов, изготовлением полотна занимались, исключительно, женщины.

         Рушник — это декоративно-расшитое полотенце из домотканной ткани, он является элементом народной культуры Кубани. Рушник (полотенце, утиральник, рукотёр, и т.д.) среди восточнославянского населения Кубани является не только изделием утилитарным, но и выполнял эстетическую функцию. Обычай украшать своё жилище вышитыми рушниками был принесён на Кубань украинцами. Длина рушника зависела от высоты хат. Со временем эта традиция стала утрачиваться.

         Одно из первых мест по бытованию занимали вышитые и тканные полотенца-рушники. Ещё в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую культурную роль, занимало большое место в свадебном ритуале. Полотенца вешали на на священные деревья, на иконы. Длина «божника» составляла 2,5 — 3,5 м, он должен был покрывать все иконы, висевшие в «красном» углу.  Обязательно «божницы» вывешивали двух видов — праздничные и будничные. По словам старожилов, в семьях также были специальные рушники, в которые заворачивали библию, так как никогда её не брали голыми руками.На рушниках вышивались два конца, к которым пришивалось вязанное крючком кружево, обязательной принадлежностью было наличие мережки.На Руси особенно почиталась икона «Спас на убрусе». Со временем термин «убрус»  заменился термином «рушник», «плат», «полотенце», «утиральник» и др. С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками. Длина их достигала трёх метров и более. На большие праздники — Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе — хаты обвешивали украшенными рушниками — праздничными, а в пост - «постовыми», чисто белыми или с украшенными краями, чаще тёмных цветов.

         Вышивать начинали обычно с середины рушника, оставшуюся ткань подгибали и оформляли простой мережкой. Прежде всего, перед началом вышивки необходимо подготовить рисунок. Рисунок может состоять из нескольких повторяющихся эллементов — раппортов. Отметив на цельном куске ткани необходимую длину и ширину будущего изделия, следует выдернуть долевые и продольные нити со всех сторон, и по образовавшемуся «следу» вырезать полотно. Прежде чем начать вышивать изделие, используемые нитки необходимо проверить на прочность цвета. На ткани делали несколько стежков, а потом стирали в тёплой воде. В работе использовали пяльцы или вышивали вручную. Любое изделие, будь то рушник, настольник или салфетки, нужно обязательно стирать и крахмалить. Набожники  немного подкрахмаливали, чтобы они держали жёсткую форму.

         По своим функциям в системе ритуалов полотенца подразделяются на «утирач», «киолковые», «плечевые», «подарковые» (или «дарные»), «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые». Полотенца чисто утирального назначения «утирач» - для вытирания рук и повседневного пользования — почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько безузорочных полосок обычно красного цвета.

         «Киолковые» или «крючковые» полотенца получили своё название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стенки гвозди - «крючки». Несколько рушников входило в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии. Для зеркала иногда употребляли специальное полотенце:вышитые концы его обычно сшивали вместе. Полотенце окаймляло зеркало, спускаясь к своим узорным концом под ним. Богато орнаментированные «набожники», «божники» вешались над божницей — над иконами; иногда полотенце достигало в длину несколько метров, концы спускались по сторонам божницы. Середина тканного рушника декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента.

         Декорированные полотенца, предназначавшиеся для убранства интерьера изготавливались из лучшего конопляного или льняного отбеленного полотна. Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина  - 36-40 см, реже их делали более узкими (25-35 см) или более широкими (41-46 см).

         К свадьбе девушка раньше заготавливала не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданого:рубахами, настольниками и прочее. Часть таких вещей передавалась от матери к дочери. Рушники имели разнообразное функциональное значение, что определяло содержание и форму орнаментальных мотивов.

         Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. На протяжении всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы. Рушник служил поясом невесте во время венчания. Перед выходом в церковь невесте давали в руки полотенце и икону. Полотенце (платок) служило подножником, который расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви. На полотенце родители подносят хлеб-соль жениху и невесте. Рушниками, «вышитыми по концам красною каймою и цветами» крест-накрест, накрывают  свадебный кулич (каравай). В конце свадебного обряда дружка снимает с кулича рушники, один берёт себе, перевязавшись им через плечо, а другой отдаёт поддружнему;затем разрезает кулич и раздаёт по частям всем присутствующим за столом.

         Дружкам, посланным в дом молодой от свадебного «поезда» жениха, сваты предлагают вымыть руки, после чего каждому подают рушники, «которыми они, утершись, перевязываются через плечо». Наутро после свадьбы молодая несёт свёкру и свекрови умыться и даёт утереться своим рушником.  Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные и яркие рушники готовились для свата со свахой. Вышитым полотенцем перевязывали дугу свадебного поезда. Основными узорами вышивок на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами. Низ рушников декорировался и другими разнообразными элементами, образовавшими сложный рисунок узора. Свадебные полотенца бережно сохранялись и передавались от матери к дочери из поколения в поколение. Нередко свекровь дарила молодой свои полотенца. Во время венчания рушником связывали руки молодым, желая им взаимопонимания, счастливого и долгого супружеского пути. На свадьбе, встречая молодых застилали рушником дорогу от порога до стола, а то и от ворот до дверей хаты;иногда рушник стелили и перед входом в церковь. Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник — особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли , как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.

         На рушнике, с которым родители встречали хлебом и солью молодожёнов, между цветами обязательно помещали стилизованные изображения самоваров («родители несут жизненный дар, чтобы была полная чаша»). Обычно в доме имелось около тридцати вышитых рушников. Это, прежде всего, рушник для новобрачных — им пользовались молодожёны в первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика — с геометрическим орнаментом, для девочки — с растительным. Наименьшее количество рушников на свадьбу — пять:рушник, на который становятся молодые при венчании, рушники на иконы для невесты и жениха, рушник под каравай и рушник, которым повязывают руки молодой семье. Свадебный рушник вбирает в себя так много символов, что является очень сильным оберегом. Его нужно изготавливать своими руками. В свадебном рушнике важно всё, даже выбор ткани. Она должна быть цельной — если отрез распустить, в идеале в руках останется один непрерывный клубок ниток. Полотно для рушника должно быть цельным и ни в коем случае не должно состоять из двух и более кусков. Орнамент должен быть непрерывным от края до края, это символизирует непрерывность жизненной дороги молодых. Вышивая рушник, нужно гнать от себя все злые мысли и плохое настроение. Нужно следить, чтобы изнанка рушника была аккуратно вышита, иначе и жизнь будет, как неаккуратно вышитый рушник. Говорят так — лицевая сторона для людей, а изнаночная — для Бога.

         Для рушника под ноги, сначала вышивают мужскую — правую сторону. Только когда она полностью закончена, приступают к женской половине. Разумеется, узоры должны быть абсолютно идентичными. Если вышиваются веночки с инициалами, необходимо соблюсти некоторые правила. Выше веночка ничего нельзя располагать, веночек должен «венчать» весь рушник. Веночек должен оставаться открытым — это даёт проход протоку Божьей благодати, символизирует открытый путь, жизненную дорогу, которая только начинается, и должна продолжаться. Инициалы жениха и невесты вышиваются накануне дня свадьбы, в идеале — в последнюю ночь девичества, и это должно быть самое последнее приготовление к предстоящему свадебному обряду. Инициалы невесты вышиваются с учётом её новой фамилии. Это символизирует завершение этапа жизни под опекой своего отца и переход под опеку мужа. После того, как невеста вышьет инициалы на рушнике, рушник складывают лицом к лицу 1 раз и сворачивают в трубочку. Внимание: свадебный рушник хранят не сложенным, а скрученным — это чтобы «нечисть по кругу ходила, а в дом дорогу не нашла».Длина рушника должна быть кратной 7 по отношению к его ширине. Условно весь рушник делится на 3 части, 2 из них зашиваются рисунком, 1 средняя остаётся нетронутой. Чем больше незашитого пространства посередине, тем шире и светлее будет жизненная дорога молодых. Главное правило — свадебные рушники каждая девушка должна вышить собственными руками. Рушник вышивают в три этапа. Первый — кайма. Её можно связать, вытеребить или выпотрошить. Проще и аккуратнее — вышить.Затем вышивают дерево рода, чередовать его можно с парой птиц, смотрящих друг на друга. Дерево рода растёт из горшка, имеет  два узла — родительский и дочерний (снизу вверх). Первые ветки над горшком — бабушки и дедушки. Справа — родители матери, слева — родители отца. Верхние ветки - это бабушки, нижние — дедушки. Если ветки опущены, значит родители, бабушки или дедушки умерли. Рушник под каравай или «хлеб-соль» (хлебосольный) — самый неограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами. Здесь вшиваются колосья, лозы винограда и всё, что несёт в себе положительный заряд, всё, чего душа пожелает. Петелька — это  означает, что это дерево рода невесты. Второй этап — пожелания молодым. Для невесты вышивают лилии — символ девичьих чар, чистоты и девственности, розы — символ красоты, гвоздики — символ верности. Для жениха вышивают дуб и калину — мотивы, объединяющие в себе символы силы и красоты, но силы необычной, красоты бессмертной. Виноград — символ радости и красоты создания семьи. Дальше вышиваются берегини, как более поздний вариант — крест. Третий этап — верхняя часть рисунка, на которой вышиваются кольша, веночки, в середине которых находятся первые буквы имени. Они венчаются короной — символом венчания в церкви.

         Рушник под каравай или «хлеб-соль» (хлебосольный) — самый неограниченный в выборе узора. Именно на этом рушнике вышивают пару птиц, целующихся клювиками, пожелания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь молодых была усыпана счастьем, радостью и цветами. Здесь вшиваются колосья, лозы винограда и всё, что несёт в себе положительный заряд, всё, чего душа пожелает.

         Рушник для свадебного обряда связывания рук тоже имеет характерные особенности. Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитями — на радость. Здесь используются элементы мужской символики (дуб, хмель, мак, виноград) и женский (калина, роза, лилия). При составлении орнамента этого рушника важно учесть такой ньюанс:поскольку он является  «связующим», «соединяющим» (аналог обручальных колец), в нём зашифрован и код той роли, которую будут играть молодые супруги в своей новой семье. Так, если жених брутального типа, то вышивать на этом рушнике дуб, который символизирует мужество и силу — не стоит, этого и так в избытке хватает. Лучше вышить хмель и мак — чтобы «смягчить» будущего супруга, или гирлянду плюща, винограда, чтобы он был более гибким в отношениях и покладистыми.

         Рушники в красный угол — Божники — обычно украшали их вышивкой с переплетениями калины и дуба. Для Божника Богородице используются мотивы лилии (как символ её чистоты и непорочности), розы, все «женские» символы, а также символика поставленного на остриё треугольника — горшок, вазон, вместилище Божьего семени. Для Божника Спасителю, соответственно, используется «мужская» символика. Божники вышиваются с обилием красного цвета, незначительным вкраплением чёрного, или цветные. Здесь нет строгих правил, поле для фантазии — широкое.

«Золотые» правила по вышивке рушников:

-         Нельзя украшать свадебный рушник мережками — жизнь будет дырявой.

-         Нельзя вышивать свадебные рушники ночью и после захода солнца — в это время суток вышивают только магические вещи. Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон — лицевая сторона для людей, изнаночная — для Бога.

-         Рушник — это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь( нельзя вставлять в середину рушника никаких кружев или тесёмок — этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьёшь)

         Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизировавшая дальнюю счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Иногда внизу вышивали головку лошади или цветочную подкову. Для жатвы изготавливался очень длинный  (до 3,5 м) рушник, разделённый по ширине рядом тканных полосок; концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колосками и т.п. Небольшой, но красивый рушник со стилизованными вазочками или чайниками предназначался для обеденного стола. На кухонном рушнике для гостей, бытовавшем в семье переселенцев, над центральным узором вышиты три стилизованных «чайничка» с лепестками. Во время проводов в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым  счастливой службы  и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далёкую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. При этом, желая счастья, она говорила: «Пусть стелется тебе доля этим рушничком!».Девушки тоже запасались рушниками и платочками вышитыми, чтобы не забывали их солдаты, будущие женихи, домой возвращались. Девчата их будут ждать, рушники вышивать, скатерти, подзорники и приданое готовить.

         Большой семейный рушник для гостей вешался в прихожей. Для детей-гостей готовились маленькие белые полотенца с вышытыми птицами, цветами. Большой, не менее, чем в три аршина, тяжёлый рушник изготавливался для бани, декорировался вышитыми полевыми цветами и мережкой. Для детей также предусматривалось банное полотенце, но значительно меньших размеров. Праздничные рушники вышивались на Рождество, Пасху и Троицу. Рушники изготавливались в честь каких-то памятных событий, дат, в качестве подарка дорогим и близким людям. Каждый из них, при сохранении общих традиционных форм и канонов, отражал мировосприятие и психологию мастера, нёс отпечаток его личных вкусов и переживаний. Рушник до этого времени остаётся также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца. Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почётных гостей, сохранился обычай дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события. Когда приезжают гости, хозяйка встречает их хлебом, пирогом, и обязательно, на рушнике.

         Значительную роль играло полотенце в похоронном обряде. Рушники провожали в последний путь умершего, их вешали на большой церемониальный крест, который несли впереди похоронной процессии. На специально изготовленных длинных рушниках с продольными тканными полосками несли гроб с умершим, иногда до самого кладбища. Полотенца клали и в гроб покойника. Иногда рушниками накрывали тело покойника или клали под ноги; воз, на котором везли гроб, застилали рушником или ковром. Гроб также прикрывали рушничком, на который клали хлеб. В знак траура вывешивали на воротах или в окне рушник.  Участникам траурной процессии повязывали руки рушниками. По обычаю, раньше гроб опускали в могилу на специальных рушниках, и на могильный крест, особенно на похоронах парня, также перевязывали рушником. Тем, кто нёс гроб, крест, хоругвь, а также копателям давали хрустки или рушники — никому из тех, кто помогал на похоронах, не платили деньгами. После 40-го дня рушник отдавали в церковь на помин души. Как правило, похоронные рушники не украшались орнаментом.    Часто роль похоронных играли свадебные полотенца. Рушник исполнял образно-символическую роль в христианских обрядах. Так, важной была роль рушника в ритуале умывания ног, лица, рук во время литургии. Помимо ритуальной роли, рушники использовались в церквях для украшения икон.

         Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать «фигуру», опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник. В случае болезни ребёнка или для ребёнка, который родился в семье, в которой  до этого дети умирали, мать изготовляла рушники, которые назывались  «обетные» (укр. «обидэнный») и дарились церкви, для икон Богородицы Покровы. Рушниками завешивали окно  «от злых духов», когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты - «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник — для защиты дома. Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. В первый день осмотра зимой (на Юрия) шли в поле гуртом (чаще родом). Впереди шёл отец и нёс на рушнике хлеб-соль, а мать в корзинке, накрытой рушником, несла угощение. На зелёном поле расстилали рушник, на который клали пироги, крашенки. Так делали и в первый день пахоты, сева и жатвы. Праздник первого снопа — торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежало представление, что обрядовые действия, песни и т.п. Могут обеспечить хорошее сбережение урожая. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала рушник с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, приговаривая: «Дай, Боже, легко начать, а легче дожать». После окончания жатвы хозяин встречал жнецов с хлебом-солью на рушнике, а те одевали на него обжиночный венок.

         Свадьба прошла, молодая женщина в ожидании ребёнка вышивает рушник, чтобы одарить повитуху, которая прийдёт ей  на помощь.

         С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорождённого, а детскую колыбель завешивали длинным куском ткани — пологом («от дурного глаза»).

         На рушнике, вышитом светлыми, весёлыми цветами, без единого чёрного стежка, несли младенца на крещение. Крёстная мать готовила его заранее, а заворачивая в него дитя, приговаривала новорождённому слова «красной дороги». Этим рушником — крижмом — накрывают младенца в церкви. Был обычай шить из него ребёнку первую сорочку;иногда крижмо сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.

         Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Как только возведены стены, сразу в «пятом углу» вешают икону и на неё рушник. Сволока перевязывали рушниками, чтобы дом был полной чашей, после чего дарили их мастерам. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль и чашка воды или вина. Старший мастер брал рушник с хлебом, целовал его, приговаривая: «Господи, помоги». При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши «венок» - букет из веток берёзы или дуба вместе с цветами, связанными рушником, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома. В новостроенную хату входили также с иконой, вышитым рушником, хлебом-солью. Вместе это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.

         С давних лет и по сей день хлеб и рушник идут в паре. Очевидно, символика хлеба требовала уважительного отношения к нему и требовала, чтобы он никогда не лежал на «голом», не покрытом рушником столе. Рушниками накрывали хлеб на столе, кадку с замешанным тестом, паску с крашенками, которые несли святить в церковь. Свадебный хлеб — каравай, шишки, калачи — клали на стол, также застеленный рушником. На Рождество в некоторых регионах ткали «пшеничник» - длинный рушник с крестами и бесконечниками, который, спадая с образов, накрывал на столе миску с кутёй.

         Кроме хат, в прошлом также украшались общественные здания — церкви, сельские советы, школы и т.д.

Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Рушниками в сельском жилье и теперь теперь увенчивают семейные фотографии.. Если почитается дата, то портрет дорогого человека украшается рушником. Мало украшенный, из из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.

Мужчины вязали рушники на пояса, а из рушников, подаренных новорождённому, мать потом делала пелёнки.

         Девочку учили вышивать рушники ещё с детства, как только она могла держать иголку в руках, потому, что рушники не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежочек за стежочком при лучине в долгие осенние и зимние вечера. Вышивали девушки себе на приданое свадебные рушники и пели песни о своих суженых — казаках чернобровых. И сам рушник был как песня, в которую женщина вкладывала свою душу — то веселье, то печаль, то надежду, то любовь.

         В одной из сказок говорится, что хорошие рушники выходили только у той женщины, которая «как плачет, так жемчуг сыплется, а как смеётся, то цветы растут».Девочки уже с шести — семи лет приучались к прядению и до замужества приготавливали себе приданое — несколько «сувоев» (кусков) полотна, рушники, рядна и мешки. По старинному обычаю, девушки с разрешения родителей собирались в будние и осенние и зимние вечера на «попряхи», на «досвитки» или на сиделки в какой -нибудь малосемейный дом с хорошей репутацией, где готовили себе приданое, шили, вязали. На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы можем проследить процесс взаимовлияния культурных различных этносов, выявить архаичные черты, проследить связь с фольклорными традициями.

         На территории Кореновского куреня творческими работниками поселений района в соответствии с новой концепцией готовятся следующие обряды и программы «Легенды Тамани на рушнике Кубани»:

1.     Раздольненское сельское поселение — рушники, используемые при рождении;

2.     Новоберезанское сельское поселение — рушники, используемые на свадьбе;

3.     Кореновское городское поселение — рушники, используемые на свадьбе;

4.     Журавское сельское поселение — рушники, вышитые  крёстной;

5.     Платнировское сельское поселение — рушники, используемые при обряде «Проводы в армию»;

6.     Сергиевское сельское поселение — рушники для убранства икон «Божницы»;

7.     Дядьковское сельское поселение — представление иновационного проекта по истории рушников, рушники, используемые при праздновании Спаса;

8.     Пролетарское сельское поселение — рушник для каравая, хлеба;

9.     Бураковское сельское поселение — рушник в земледельческих обрядах;

 

         Мастерами декоративно-прикладного творчества готовятся следующие мастер-классы:

1.     «Ручное ткачество поясов  с вплетением растительных материалов» -

Е.Э Колмыкова

2.     «Вышивка рушников по старинным традициям» - Н.М. Красавина

3.     «Изготовление традиционных кукол - оберегов» -

4.     «Вязание крючком салфеток для убранства хаты» - ГДК № 1

5.     «Починка рушников»

6.     «Мастер-классы по разучиванию кубанских танцев с использованием рушников» -  ГДК № 1;

7.     «Мастер-класс по обучению девочек вышивки приданого»                      

 

         В 2012 году украшено убранство хаты:

         Так, в сенях зеркало обрамил «зеркальный» рушник, справа от двери расположен «утирач».  В большой хате в левом углу расположена экспозиция рушников : рушник, используемый при рождении, свадебные рушники, рушник, вышитый крёстной матерью,  рушник казаку в дорогу, «божницы», рушник «обидэнный», рушник для хлеба. В «красном» углу иконы покроет рушник - «набожник». Справа в большой хате семейные фотографии украсили рушники.

         Возле порога хаты и на колышке возле хоздвора висят рушники из плотного полотна на каждый  день, с которыми доили корову, хлопотали возле печи. Под навесом у печи висит утиральник, которых использовала хозяйка во время готовки.

         Путешествуя по курортам зарубежных стран, мы интересуемся их нравами и обычаями, эстетически развиваемся,  но история родного края не менее интересна. Развитие культуры на Кубани , возникновение письменности , местный фольклор, изделия декоративно-прикладного творчества, хранящие тепло кубанской земли и тепло рук мастеров, дегустация традиционных  блюд и теплое солнце, морской прибрежный шелест, ветерок, несущий запах того времени — побывав здесь однажды, желание оказаться здесь еще раз непременно появится, музей под открытым небом ,этнокультурный комплекс «Атамань» - место, куда непременно хочется вернуться! 

 

Используемая литература:

«Народное декоративно-прикладное творчество. Теория, история, практика», Е.Г. Вакуленко, г. Ростов-на-Дону, 2007 год, изд. «Феникс»

«Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», Т.Н. Гонгур


 

 

 Заведующий отделом традиционной культуры МБУК «КРЦНКД»

О.В. Шуть

       

 

    

 


  



Похожие записи:

Кореновск занял 1 место на фестивале сала в Атамани
Кореновск занял 1 место на фестивале сала в Атамани
В разделе: Новости Кореновска
В этностанице Атамань в Темрюкском районе прошел фестиваль кубанской кухни и сала. Любовь к этому продукту каждый район края доказывал по-своему. Гостей угощали традиционной казачьей едой, разв...
Ностальгия. Как всё начиналось
Ностальгия. Как всё начиналось
В разделе: Реклама
                Большинство пользователей проекта "Виртуальный Кореновск" не застало его начала. Когда-то, в 2010-2011 годах, проект вы...
В Кореновском районе открыли мемориальные доски погибшим в русско-турецкой и Первой мировой войнах
В Кореновском районе открыли мемориальные доски погибшим в русско-турецкой и Первой мировой войнах
В разделе: Новости Кореновска
Имена 100 забытых героев увековечили в Кореновском районе Краснодарского края. В станице Сергиевской открыли девять мемориальных досок. Подробнее читаем далее...
Прокуратурой Кореновского района возбуждены дела о мошенничествах по итогам проверки Центра занятости населения
Прокуратурой Кореновского района возбуждены дела о мошенничествах по итогам проверки Центра занятости населения
В разделе: Новости Кореновска
Прокуратура Кореновского района провела проверку деятельности районного центра занятости населения и выявила нарушения. По данным пресс-службы прокуратуры Краснодарского края, между работодат...
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!