Как противостать усилиям зеленого змия- пьянства
И произошла на небе война:
Михаил и Ангелы его воевали против дракона,
и дракон и ангелы его воевали против них.
И низвержен был великий дракон,
древний змий, называемый диаволом и сатаною,
обольщающий всю вселенную,
низвержен на землю,
и ангелы его низвержены с ним.
(Откровения 12 гл: 7-8,9-10)
Произошедшая на небе война оставила и свой земной след. И сколько на планете Земля существует человек, столько идет непримиримая борьба за душу человека между Богом и сатаной, между добром и злом. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: «В мире дьявол с Богом борется и поле этой борьбы — сердце человеческое». Но изначально Господом дано человеку непобедимое оружие – меч духовный. Это слово Божие и сила владеть этим мечом — Божественная благодать, та самая, которая еще называется Блаженством. В Слове Божием как первое средство очищения от греха указаны Заповеди – знаменитый декалог Моисея, десять нерушимых рубиконов, которые призваны сохранить человечество от мрака и тьмы, от греха. А в Евангелии от Матфея приведены девять Заповедей блаженства Господа Нашего Иисуса Христа, которые возводят душу к высшему совершенству. Враг же рода человеческого, постоянно воюющий против Бога, пытается подменить человеку Божественную благодать своими суррогатами – пьянством, наркоманией, блудом, чревоугодием, гордынею, сквернословием, ненавистию, памятозлобием… Словом, любой страстью, числящейся в списке грехов.
Самыми губительными грехами для народа России являются пьянство и наркомания, ставшие одной из главных угроз здоровью и самой жизни нашей нации. В связи с этим Русская Православная Церковь выступила с инициативой возрождать в общественном сознании отношение к трезвости, как к нравственной ценности, и приняла на заседании Священного Синода Концепцию по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.
Как указывается в этом документе, Церковь считает, что христиане в первую очередь призываются быть примером трезвой жизни. К сожалению, в нашем обществе с некоторых пор утвердился несколько иной стиль поведения: любой праздник, любое торжество сопровождается употреблением спиртных напитков, неумеренностью в еде. А Новогодние праздники, ставшие в последние годы слишком длинными, превращаются в долгие дни тяжких возлияний и еще более тяжких страданий от множественных последствий непробудного пьянства – болезней сердца и печени, травм в бытовых драках, дорожных происшествиях и прочих грехов души и тела.
А ведь для истинно православного человека ночь с 31 декабря на 1 января приходится на последнюю седмицу Рождественского поста, самую строгую. 1 января у православных христиан сложилась вековая традиция проводить молебные пения святому Вонифатию, который помогает верующим избавиться от страсти винопития. В этот день христиане возносят сугубые молитвы об избавлении «страждущих душею и телом», которые «связаны суть и порабощены волею», от пагубного пристрастия, «да припадут к Богу в покаянии, и причастники благочестия будут».
Следуя этой православной традиции, 31 декабря в Свято-Владимирском храме г.Кореновска была совершена вечерняя служба святому Вонифатию. Ее совершил настоятель храма игумен Трифон (Алексеев) в сослужении протоиерея Владимира Рогового, настоятеля храма Св. Архистратига Михаила станицы Архангельской Тихорецкого района. Утром 1 января, когда после продолжительной и неравной схватки с зелёным змием, он, лукавый враг, многих жителей Кореновска еще держал в плену сна после продолжительных ночных возлияний спиртных напитков и чревоугодия, в храме прошла Божественная литургия, на которой воздавалась память мученику Вонифатию. К литургическому единению в молитве игумена Трифона и протоиерея Владимира присоединился и настоятель храма Казанской Иконы Божией Матери села Братковского иеромонах Анатолий (Потапенко). В единодушном молитвенном порыве духовенство и прихожане храма умоляли Господа о победе над недугом пьянства и привязанности к наркомании в душах страждущих. По совершении литургии этот порыв был усугублен молебным пением перед иконой Святого Вонифатия от недуга винопития и наркомании.
В проповеди отец Владимир подчеркнул, что причина пристрастия человека к алкоголю или наркотикам находится в духовной деградации личности и эгоизме человека, в его отступлении от Бога, в приверженности диаволу. Именно поэтому человек, даже и осознающий пагубность своих пристрастий, сам, в одиночку, не может справиться с одолевшими грехами, а точнее – с одолевшим его сатаной. Это возможно только с помощью человеколюбивого и милостивого Господа Бога, который всегда готов протянуть человеку Свою спасительную руку.
Священнослужители и прихожане после литургии собрались в нижнем приделе храма, посвященном иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Этот святой образ уже почти полтора века помогает страждущим грехом пьянства избавляться от духовного недуга винопития. Здесь состоялась конференция по обсуждению Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. В Тихорецкой епархии протоиерей Владимир Роговой утвержден руководителем отдела по реализации Концепции трезвости. Поэтому он выступил в качестве главного докладчика на конференции. Батюшка Владимир напомнил основные положения Концепции. В частности, он рассказал присутствующим, что Русская Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой. Он напомнил, что еще в Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина и строгие предупреждения злоупотребления им. Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания.
Протоиерей Владимир Роговой обратил внимание присутствующих, что в мире намеренно распространяются мифы то о пользе спиртных напитков, то о русском человеке, якобы искони приверженном пьянству и алкоголизму, то о России, как самой пьющей в мире стране. Исторические факты говорят об обратном: до 14 века русский народ вообще не знал такого явления, как пьянство. Это именно из Европы к нам пришла традиция сопровождать торжества неумеренным употреблением спиртных напитков и яств. Особенно широко распространилось это явление во времена реформ Петра Первого. Между тем, тогда в России водка продавалась исключительно в кабаках, которых имелось по одному(!) на город.
Во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие. Обеспокоенная таким положением дел, Русская Православная Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». Первый Всероссийский день трезвости был проведен в 1911 году. В марте 1914 года Святейший Правительствующий Синод принял решение ежегодно проводить Всероссийский праздник трезвости в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — 11 сентября — с целью показать преимущества трезвого образа жизни и объединить общество в противостоянии греховной зависимости. Тогда в России за год потреблялось 3–4 литра абсолютного алкоголя (спирта) на душу населения. В результате действий по отрезвлению россиян, к середине 1915 года потребление алкоголя сократилось до 0,2 литра на душу населения. И так продолжалось до 1923 года, когда уже Советское правительство поняло, что производство и продажа водки – чрезвычайно выгодное дело, дающее до 10 – 20 и даже до 40 процентов бюджета страны. Но именно годы воздержания русских людей от злоупотребления спиртными напитками с 1911 по 1923 год дали невероятно положительные результаты в оздоровлении нации. Именно мужчины, рожденные в этот период, вынесли на своих плечах неимоверные трудности на фронтах Великой Отечественной войны, а женщины этого же периода рождения показали пример мужества и выносливости, обеспечивая в тылу фронт всем необходимым — от оружия и боеприпасов до питания и одежды.В этот же период произошел значительный демографический подъем, несмотря на революцию и гражданскую войну.
После Великой Отечественной войны, к сожалению, появилась тенденция правителей государства к спаиванию собственного народа, они стали все активнее и активнее спаивать население собственной страны. К середине 60-х годов даже появилось такое понятие, как пьяный бюджет, то есть наполненный выручкой от продажи спиртных напитков. К середине 70-х годов потребление чистого алкоголя на душу населения достигло 11 литров.
Сегодня в России эта цифра составляет 15–18 литров. Пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. Церковь серьезно обеспокоена сложившейся ситуацией и считает пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о том, что систематическое употребление алкогольных напитков не приносит вреда здоровью — препятствием для профилактики алкоголизации. Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в обществе. И как в начале ХХ века Церковь стала инициатором оздоровления нации, так и сейчас перед ней стоит та же задача. Протоиерей Владимир Роговой рассказал, что Концепция Русской Православной Церкви включает в себя много уровней воздействия. На общецерковном уровне координацию деятельности по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма осуществляет Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. На уровне благочиний ведется общая организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости, а также организация межприходского взаимодействия. На приходском уровне организация, координация и контроль за деятельностью по утверждению трезвости находятся в компетенции настоятеля. Деятельность прихода по утверждению трезвости включает в себя следующие направления: создание при приходах братств, обществ, общин трезвости, информационных и консультационных центров, горячей телефонной линии, домов трудолюбия, реабилитационных центров, клубов и школ трезвости, групп само- и взаимопомощи, адаптации к трезвой жизни, а также реализацию иных форм работы. Но самое главное состоит в том, что называется воцерковлением человека, в постоянном, осознанном участии в литургической жизни Церкви, совершении специальных молебнов и молитвенных правил, в утверждении трезвости и избавлении страждущих от недуга пьянства.
Отец Владимир привез с собой обширный видеоматериал по обсуждаемой теме. Присутствующие с большим интересом познакомились с историческими фактами, документальными фильмами.
В своем выступлении на конференции настоятель храма благочинный Кореновского церковного округа игумен Трифон подчеркнул: главное, на чем должны сосредоточиться настоятели храмов благочиния – это пробудить в каждом человеке образ и подобие Божии, как это было до грехопадения человека. Каждый христианин должен вести себя достойно, как велит Церковный устав, чтобы, кроме всего прочего, быть еще и примером для окружающих, для тех, кто еще не вошел в лоно Церкви, кто только присматривается к христианству.
Заместитель атамана районного казачьего общества Владимир Григорьевич Байбаков в своем выступлении отметил, что одних усилий Церковной общины в утверждении трезвости в обществе будет недостаточно. Нужно, прежде всего, чтобы в православных семьях царил трезвый образ жизни, чтобы дети не знали, что такое алкоголь, до полного совершеннолетия, как это было в том же 1911 году, когда парням разрешалось употребление спиртных напитков только после достижения 21 года.
Прихожанка храма Лия Криворотова спросила докладчика, в какой пропорции разводится вино для причастия. Докладчик ответил, что применяемое в церкви вино «Кагор» разводится кипяченой водой пополам.
В заключительной части Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма сказано: «Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых». В этом направлении и намерены работать настоятели приходов Кореновского благочиния, их помощники – активные и неравнодушные прихожане.
Николай ПАЛЁНЫЙ
Фото автора