К 1000-летию памяти Святого равноапостольного князя Владимира
Игумен ТРИФОН:
«Мы для того и трудимся, что уповаем на Бога живаго» (1 Тим: 4,10)
В этом году Русская Православная церковь отмечает 1000-летие памяти Святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. Повсеместно пройдут различные мероприятия, посвященные этой дате. А для главного храма района – Свято-Владимирского храма г.Кореновска нынешний год знаменателен и еще несколькими событиями. Настоятель храма игумен Трифон в январе отметил 50-летие – значительный жизненный рубеж, исполняется 15 лет с тех пор, как впервые был назначен на должность настоятеля, 10 из которых – настоятель Свято-Владимирского храма.
В связи с этими важными событиями наш корреспондент встретился с игуменом Трифоном и задал ему несколько вопросов.
- Батюшка, прежде всего, примите поздравления с полувековым юбилеем со дня рождения, с юбилейными датами настоятельской деятельности. Как Вы считаете, уже можно подводить некоторые итоги жизни и Вашего пастырского служения?
- Любой жизненный отрезок пути человека показывает, насколько удовлетворительны те или иные его этапы. Настоятельство в храме требует от священника более высокой ответственности за выбор пути, за весь приход и каждого прихожанина в отдельности. И насколько Господь благословляет священника в его пастырском и настоятельском служении, можно увидеть лишь спустя достаточно большой отрезок времени. Подводить итоги служения необходимо лишь, сверяя свой путь с Евангелием, жизнью Самого Спасителя. И, как правило, в этом разрезе самому человеку Господь не открывает итогов. Это косвенно может проявляться в устроении жизни прихода, в судьбах людей, находящихся в приходе, в благоукрашении храма, в желании прихожан участвовать в приходской жизни, насколько люди могут увидеть разницу в своей жизни до прихода в церковь и на текущий день.
- Отец Трифон, расскажите о Вашем пути к православной вере. Почему Вы избрали монашеский путь? Как к этому отнеслась Ваша семья?
- Скажу сразу – очень сложный вопрос Вы задали мне. Путь к Богу, к вере сугубо индивидуален, никаких стереотипов и шаблонов нет и быть не может. У каждой души свой тернистый путь. Лично мой выбор был не скоропалительным, не основанным на внезапных эмоциях. Напротив, долгим и трудным. Началось, наверное, от крестных родителей, которые еще в детстве дали понятия о вере православной, научили задумываться о Боге как творце всего видимого мира (в детстве рано было говорить о мире невидимом). Потом была советская школа с атеизмом и дарвиновской теорией, вуз с марксистско-ленинской философией. Но была и почвоведческая экспедиция в Узбекистан от нашей Тимирязевской академии. Глядя на узбеков, уклад их жизни, я крепко задумался: ну почему они сохранили свою веру, основанные на ней порядки жизнеустройства, древнюю культуру, отношения между людьми, а я, вроде цивилизованный и образованный человек, ничего не знаю и не ведаю: ни своей истории, ни веры, ни культуры предков. И захотел узнать о Православии побольше и разобраться поглубже.
Работа после вуза нравилась, была успешной, даже, на сторонний взгляд, излишне успешной, что порождало зависть коллег и начальства. И это тоже как бы подтолкнуло меня сделать еще один шаг к Церкви, к вере. В 27 лет я стал воцерковляться: произошла первая исповедь, первое Причастие Таин Господних. Стал искать книги святых отцов, а тогда они были большой редкостью, достать их было трудно. Эти книги давали исчерпывающие ответы на мои порой наивные вопросы. Из этих ответов как бы строились очередные ступеньки моего пути к Господу. Будучи еще по-юношески максималистом, я захотел выбрать такой духовный путь, с которого потом нельзя было бы ни отступить, ни свернуть. Путь, сделанный этими святыми отцами совершенен и истинен. Единственно верным для себя путем я счел путь следования за Христом. Почему я сделал выбор между белым и черным духовенством в пользу черного? Был целый ряд причин, а кроме того, мне запали в душу слова апостола Павла: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор: 7, 32 – 34). В 1996 году я поступил в число братии мужского монастыря г. Тимашевска. В 2006 году окончил Ставропольскую семинарию. Рукоположен в сан диакона в 1996 году архиепископом Исидором, в сан священника – в 1997 году архиепископом Исидором. В 2000 году был назначен настоятелем Свято-Никольского храма поселка Прогресс Новокубанского района. С августа 2005 года – настоятель Свято-Владимирского храма г. Кореновска.
Что касается реакции моих родителей, то она на разных этапах была разной. Когда я решил принять монашеский постриг, мама была очень расстроена, папа принял мое решение, как решение взрослого мужчины, брат воспринял это известие положительно. А потом всё успокоилось, эмоции улеглись, и сейчас, по-моему, родители очень довольны моим положением. Все поняли, «насколько милостив Господь через чад ея».
- В чём, на Ваш взгляд, сегодня заключаются первостепенные задачи священнослужителя?
- Вопрос насколько сложен, настолько и прост. На него можно отвечать часами, перечисляя все обязанности священника, настоятеля, благочинного, говоря о человеческих качествах священнослужителя и просто гражданина своей страны. Я рискну ответить Вам коротко, словами апостола Павла: «Будь образцом для верных в слове, в житие, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим: 4,12).
- Свято-Владимирский храм стал центром духовной жизни не только города, но и всего района. Как родилась идея его возведения, почему было принято такое архитектурное решение?
- Храм Святого равноапостольного князя Владимира по праву считается главным храмом Кореновского района по величию и красоте. Инициатива строительства храма принадлежит известному государственному деятелю Владимиру Васильевичу Устинову. Он родился в Кореновске в семье прокурора района, впоследствии сам стал юристом и занимал высокие государственные посты - Генерального прокурора Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации. Сейчас он - уполномоченный Президента РФ по Южному федеральному округу. Местом строительства был выбран центр города по ул. Красной, рядом со школой № 1, за территорией школьного сада.
28 июля 2003 года в день праздника Святого равноапостольного князя Владимира был установлен крест на месте закладки храма и состоялось его освящение, которое провел митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Накануне Великого Праздника Воскресения Христова, в апреле 2004 года был установлен главный купол с крестом.
1 марта 2005 года был освящен цокольный (нижний) придел Свято-Владимирского храма - Крестильный, в честь Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая чаша».
10 лет назад, 28 июля 2005 года, в престольный праздник - день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, состоялось освящение храма, которое совершил Высокопреосвященнейший владыка Исидор, Митрополит Екатеринодарский и Кубанский.
Храм построен в стиле русской церковной архитектуры из красного кирпича, с художественной кладкой стен, увенчанный пятью золочеными куполами. Фасад храма украшен мозаичными иконами: в центре — Спасителя Иисуса Христа, по бокам - любимых русских святых: равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Роспись стен и потолков выполнена красными, оранжевыми и золотистыми красками, убранство алтаря блещет золотом, паникадило, светильники и малые люстры тоже золотистого цвета. Все это создает атмосферу тепла и благолепия. Это тепло остается в душах прихожан, посещающих богослужения в храме. Оно как бы еще раз подчеркивает ту роль князя Владимира, которую он сыграл в духовной жизни как древней Руси, так и всего государства Российского, унаследовавшего православную веру. Православие, наполненное любовью людей друг к другу, пришедшее на смену дикому язычеству с кровавыми жертвоприношениями, так пришлось по душе нашим предкам, что они уже вскоре после крещения Руси дали князю Владимиру теплое и сердечное имя: Владимир – Красно Солнышко.
Митрополит Исидор назначил меня настоятелем храма 3 августа 2005 года, то есть когда храм был уже освящен и в нем прошли первые богослужения. Но это отнюдь не значит, что я пришел на все готовое.
Мне нужно было начать главную работу - формирование приходской общины. А, кроме того, провести просто огромный объем строительно-хозяйственных работ: построить причтовый дом, просфорню, церковную лавку, вымостить двор плиткой. Следуя традициям православия, территория вокруг любого храма в России обязательно благоустраивается: производится ограждение участка, посадка деревьев, кустарников, разнообразных цветов. Это имеет символическое значение райского сада. Все это предстояло сделать и нам. И самое трудное: храм был сдан без внутренней росписи, а найти нужный стиль, художников, средства, чтобы храм не просто украсить, а чтобы он засиял благодатью Божией – вот что было необходимо.
- Вас не пугали масштабы предстоящих задач и неизбежные сложности на этом не проторенном пути? С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Все в руках Господних, Бог не вручит человеку крест не по его возможностям. Конечно, приходилось затрачивать много сил, что-то доказывать в кабинетах властных структур, отстаивать свою точку зрения, как было, например, с выбором плитки для облицовки стен и полов в причтовом доме, когда из-за непомерно высокой платы за тепло отказывался от услуг предприятия «Тепловые сети» и переводил отопление всех помещений храма на индивидуальную котельную.
Были и приятные моменты. В 2006 году во время благоустроительных работ некий старец принес саженец дуба со словами: «Он ровесник вашему храму, посадите его». Дуб растет около просфорни и его вершина уже выше здания просфорни.
В 2007 году сюда провели сетевой газ и изготовили навес. Зимняя кухня с трапезной находятся в причтовом доме. В трапезной вместо временных дощатых столов в 2007 году изготовили новые из добротного дерева. Трапезничают здесь духовенство, работники храма, гости, нуждающиеся прихожане, дети, посещающие кружок основ православия. В дни больших праздников и родительские поминальные субботы готовится большая трапеза, на которую приглашают всех.
Для зимней трапезы заготавливаются припасы - картофель, овощи, консервируются овощи, фрукты, ягоды. Прихожане выезжают на заготовку яблок, дикой груши, шиповника и грибов. Для хранения переработанных фруктов, ягод и овощей оборудованы два подвала, в просфорне - для компотов и большой подвал в причтовом доме. Подвалы оборудованы стеллажами. В причтовом доме выделены жилые комнаты для работников храма и гостей.
Должен особо отметить, что мне самому не удалось бы сделать и десятой доли того, что сделано. Мне постоянно помогали прихожане, предприниматели, жертвователи.
Но самое большое дело, которое нам удалось сделать – это роспись храма. Она венчала благоустройство и законченность храма. С божьей помощью мне удалось сформулировать, если можно так выразиться, генеральную линию, а Господь исполнил наши намерения. Художники из Москвы приступили к росписи храма в октябре 2009 года, а до работ у нас они расписывали храм Новомучеников и исповедников российских в Подмосковье, восстановленный храм в здании Ярославского вокзала, вели реставрацию Сретенского монастыря столицы, писали иконы для нижнего храма придела Тихвинской Божьей матери Храма Христа Спасителя, создавали иконостасы в других православных храмах.
Но, прежде чем они могли начать роспись, необходимо было создать в храме систему вентиляции. Установка воздуховодов, вентиляторов, кондиционеров потребовала полной переделки системы отопления и частично – водоснабжения.
Чтобы обеспечить доступ художников к любому уголку храма и обеспечить их безопасную работу, в храме были установлены сотни метров лесов на многих уровнях. Поэтому все службы временно были перенесены в нижний, крестильный храм. Но и там тоже параллельно велись работы по замене отопления. А прежде, чем на стены художники начали наносить роспись, все стены и потолки были сначала очищены от штукатурки, сделанной строителями, затем художники нанесли особый грунт. Работы эти шли одновременно и в верхнем, и в нижнем храмах. Поэтому на протяжении почти полутора лет каждая служба давалась большими трудами: помещение нижнего храма надо было предварительно освободить от строительного мусора, вымыть от остатков побелки и грунтовки, из дома причта перенести всю церковную утварь, а после службы отнести все обратно. Основная тяжесть этого труда легла на плечи женщин – прихожан и работающих в храме.
Было избрано каноническое письмо, так как храм носит имя равноапостольного князя Владимира. Поэтому в росписи нужно было увязать историю Государства Российского и жизнь князя, избравшего религией Древней Руси Православие, показать, что жизнь страны и жизнь Церкви тесно переплетены. В картинах росписи отображались этапы восприятия Русью Православной веры.
- Гордость любого храма – его святыни, которые пребывают теми или иными путями в течение многих лет. А как с этим обстоит дело у Свято-Владимирского храма?
- Главные святыни храма – это мощи святителей, преподобных и других истинных христиан, положивших душу и жизнь свою на алтарь веры Христовой. В мощевике храма хранятся мощи: святителя Иннокентия Одесского, преподобного Кукши Одесского, святителя Митрофана Воронежского, святой великомученицы Варвары, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Гавриила Афонского, преподобного Алексия Голосеевского, мучеников Римских, преподобных старцев Задонских, святого праведного Ионы Одесского, преподобного Серафима Глинского, преподобного Иова Почаевского.
- В начале работы настоятелем Свято-Владимирского храма в интервью газете «Кореновские вести» Вы говорили о необходимости создания духовного фундамента, формирования общины. О планах на строительство многочисленных хозяйственных построек, открытии библиотеки, воскресной школы и многом другом. Всё ли удалось осуществить? Какие возникли на этом пути сложности?
- Да, Божьей милостью удалось осуществить все намеченное. А сложности возникают на любом пути, ведь еще в Ветхом завете сказано, какими словами Бог провожал Адама из рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Выше я уже рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться на первых этапах своей деятельности в качестве настоятеля. Сегодня одной из главных проблем является проблема нехватки кадров. Нет учителей, которые бы не только в храме, но и постоянно на уроках основ православной культуры давали бы детям не просто знания, а закладывали бы основы веры христианской.
- Расскажите о Ваших помощниках, священнослужителях, прихожанах, работниках церкви. Чувствовали ли Вы поддержку Всевышнего, небесных покровителей, может быть святого Владимира?
- Как я уже сказал, без помощников мне мало что удалось бы сделать. Первым помощником был Михаил Гаврилович Зыкин. В числе первых на различные полслушания были назначены Галина Аркадьевна Копачевская (казначей), Лидия Дмитриевна Герман (заведующая церковной лавкой), Татьяна Ивановна Полякова (дежурная), Любовь Ивановна Егупова (дежурная), Николай Васильевич Мишин (пономарь) ныне иерей. Церковный совет возглавил Иван Демьянович Зинченко. Просфорницами были Вера Ивановна Чередниченко и Надежда Михайловна Захарова. Таисия Михайловна Маркова была назначена заведующей трапезной.
За истекшие годы многие так и остались при храме: Иван Демьянович Зинченко, Таисия Михайловна Маркова, Ангелина Григорьевна Бухтияр и другие. Появилось много новых служащих и прихожан, помогающих содержать в порядке комплекс храма. Это Иван Анатольевич Мельник – чтец, звонарь и специалист, обеспечивающий работу компьютеров, пономарь Стефан Трофимович Толстогузов, помощник настоятеля Михаил Антонович Лозицкий, Наталия Станиславовна Володина – регент хора, просфорницы Надежда Михайловна Захарова и Алла Павловна Гордиенко, Алексей Васильевич Громаков – пономарь в храме и врач по профессии и призванию. Не могу не отметить постоянное участие во всех делах храма Сергея Китова, Марины Кругловой, Екатерины Бобровской, Екатерины Воробьевой. В последнее время в число активных помощников влился заместитель атамана районного казачьего общества Владимир Григорьевич Байбаков. Сейчас он активно готовит всех прихожан и их детей к празднованию 1000-летия памяти князя Владимира.
А насчет поддержки небесных покровителей - да тут двух мнений быть не может: на любом поприще в делании церковном всегда была, есть и будет помощь Господа. Она выражается не только в успешном исполнении предполагаемых событий, но и во всех нестроениях, которые встречаются на пути. Без воли Божией с нами ничего не происходит.
- Какая работа сегодня ведётся со светскими службами? Возможно, сложились уже традиции празднования с приходской общиной, жителями Кореновска важных для Вашего храма, Церкви дат?
- У нашего храма, как и у других храмов района, сложилась определенная система взаимодействия со светскими службами и организациями. С управлением образования администрации района и школами, детскими садами, с лечебными учреждениями, воинскими частями и отделом министерства внутренних дел, с администрациями сельских поселений. Вместе отмечаем главные церковные праздники – Пасху, Рождество, Спас, Крещение, престольные праздники. Духовенство района активно приглашают на светские мероприятия – День Победы, День Военно-Воздушного Флота, школьные линейки. Памятной, например, была линейка в школе №18, на которую 1 сентября 2014 года прибыли Премьер-министр России Дмитрий Медведев и епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан. Регулярно проходят православные чтения, в которых участвуют священнослужители епархии и района, администраций района, города, поселений, преподаватели и учащиеся школ, как было и в минувшем году. Проходят и другие совместные мероприятия. А в эти дни готовятся разнообразные мероприятия к 1000-летию памяти князя Владимира, в которых будут задействованы все светские службы района и все приходы. Намечено провести театрализованное представление о крещении Руси. Приглашаются коллективы краснодарской иконописной мастерской, Кубанского казачьего хора.
- Большая ответственная работа ложится на Ваши плечи и как благочинного. Насколько велико Ваше благочиние? Как Вы на всё находите время?
- Кореновский церковный округ входит в границы Кореновского района. На его территории находится 13 приходов. О некоторых аспектах деятельности храмов района я упомянул в предыдущих ответах на вопросы. Относительно времени отвечу так: я получил благословение на благочиние и молю Господа, чтобы достойно и в полной мере исполнять обязанности благочинного.
- Каковы Ваши планы и мечты в работе прихода Свято-Владимирского храма, благочиния на ближайшее будущее и более отдалённую перспективу?
- Как сказал преподобный Лев Оптинский, «Аще Господь восхочет, жив буду, намереваюсь» исполнить задуманное. Я получил благословение на окормление прихода Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в поселке Новоберезанском. Вот уже несколько лет вместе с прихожанами Свято-Владимирского и Петропавловского храмов мы строим храм в поселке и ухаживаем за садом и огородом, примыкающими к будущему храму. Построить и освятить храм в поселке, где никогда не было даже маленькой церквушки – одна из моих целей как священнослужителя. Есть задумка построить часовенку возле железнодорожного вокзала Кореновска, чтобы отъезжающие и приезжающие были под омофором Пресвятой Богородицы и сень иконы ее Казанская. Большая икона размером 2х1,5 метра уже написана. Будем вместе искать средства, благодетелей, чтобы построить часовню. Еще как у благочинного у меня есть задумка поставить достойной красоты поклонные кресты на всех въездных дорогах всех населенных пунктов района. Уповаю на Господню помощь мне в этих делах.
- Спасибо большое, батюшка Трифон, за откровенные ответы на наши вопросы. Да хранит Вас Господь и помогает Вам в Ваших трудах на благо Православной церкви.
Беседовал Николай ПАЛЁНЫЙ.