Интервью с Епископом Тихорецким и Кореновским Стефаном
О приходской жизни
Епископ Стефан (Кавтарашвили), Священник Антоний Скрынников,
Русская народная линия
Слово архипастыря / 01.05.2015
«Русская народная линия» в рамках цикла «Слово архипастыря» готовит интервью с правящими архиереями Русской Православной Церкви. На наши вопросы уже ответили Предстоятель РПЦЗ митрополит Иларион, митрополит Минский Филарет, митрополит Владивостокский Вениамин, архиепископ Южно-Сахалинский Тихон, епископ Кронштадтский Назарий и другие. Сегодня представляем вниманию читателей беседу с епископом Тихорецким и Кореновским Стефаном (Кавтарашвили). Интервью взял специально для «Русской народной линии» священник Антоний Скрынников.
***
Владыка, благословите! В последнее время в церковных средствах массовой информации, в лекциях и проповедях духовенства мы слышим о приходской миссии. Как бы Вы охарактеризовали это явление, в чем должна заключаться приходская миссия?
Это значит, что жизнь каждого члена прихода должна быть заметна за оградой храма. В свою очередь, это предполагает активную христианскую позицию духовенства и прихожан в социальной, культурной, семейной и общественной жизни. Мы не имеем права скрывать свои убеждения и ценности внутри себя и тем более стыдиться их.
Один из известных православных священников начала ХХ века протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Православие» писал: «Православие не доказывается, оно показывается». Значит, и нам надлежит показывать красоту православного образа жизни, а это, в свою очередь, предполагает, что сначала нужно научиться самим жить по-христиански. Именно самим жить, а не требовать этого от других. Господь говорит нам в Священном Писании: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Приходская миссия начинается с открытия прихода. Прежде чем поднимать вопрос о регистрации прихода и строительстве нового храма, необходимо проводить работу с населением, организовывать пастырские встречи и катехизические беседы, которые помогут людям подготовиться к изменению образа жизни и мышления. Большого труда требует объяснение людям того, что принятие крещения предполагает не получение земных благ и не решение личных проблем, как многие думают, а бескорыстное следование за Христом. Двигателем этого следования является наша ответная любовь и благодарность Богу за Его любовь к нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Ношение креста, устройство домашнего иконостаса, посещение храма, соблюдение постов, паломнические поездки, наличие Библии - это еще не христианство. Это только средства, с помощью которых человек может стать христианином, а может так и не стать. Образно говоря, наличие дома самой современной аптечки и регулярное посещение поликлиники никогда не дадут должного эффекта, если не беречь свое здоровье, игнорировать рекомендации врача и отказываться от принятия необходимых лекарств.
Если поступить иначе - открыть сначала храм, то люди придут на одну-две службы, поймут, что им ничего не понятно в богослужении, и - разойдутся. А потом их вовлечь в приходскую жизнь будет очень затруднительно.
Когда на меня было возложено послушание благочинного Тихорецкого округа, то мне приходилось открывать приходы на периферии, и мы начинали именно с организации воскресной школы для взрослых. Людям нравилось, что можно пообщаться со священнослужителем, задать свои вопросы. И они приходили. Темы бесед были самые разные: о церковных таинствах, о христианской жизни, о взаимоотношениях друг с другом. Так, в одном из приходов мы объявили, что будем изучать Библию. Всем эта идея понравилась, особенно интеллигенции. Были сформированы две группы по 15 человек. Прошло три года, группы разрослись: женская насчитывает около 40 человек, мужская - 30.
Пользу от такой формы работы получают не только прихожане, но и сами священники, которым приходится должным образом готовиться к беседам, регулярно перечитывать Священное Писание, его толкования, знакомиться с последними научными открытиями в области библеистики, церковной археологии и других наук. Многие слушатели потом признавались мне, что несколько раз в своей жизни пытались читать Священное Писание, но быстро откладывали его в сторону, так как им были непонятны какие-то моменты, связанные с архаичностью терминов, национально-бытовыми особенностями Израиля того периода.
Такая практика работы с людьми требует много личного времени, но она дает свои плоды. Те приходы, которые начинались с общения, оказались крепкими. Там есть сплоченные общины верующих, люди ведут осознанный церковный образ жизни и понимают, зачем им нужен храм.
Владыка, Вы говорили о беседах, которые в том числе проводите лично, посещая приходы. Изменился ли характер вопросов прихожан, если сравнивать с девяностыми годами, когда после десятилетий господствующего атеизма людей интересовали самые простые церковно-бытовые вопросы: как правильно креститься и куда поставить свечечку?
Позвольте напомнить известную народную мудрость: «Каков поп, таков и приход». Это касается и духовного состояния, и дисциплины, и материального достатка, и интересов, а соответственно и вопросов. Есть общины, где благочестивые священники служат по церковному уставу, совершают все требы, но при этом не обращают никакого внимания на духовное просвещение своей паствы. Там и вопросы больше касаются внешней обрядовости, а не церковного учения, догматов или Священного Писания.
В прошлом году в Москве прошел V Общецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. На нем в том числе обсуждали вопросы общих принципов приходской миссии. На Ваш взгляд, возможны ли и есть ли такие универсальные принципы, учитывая, что зачастую специфика приходов может сильно разниться от региона к региону? Допустим, на Дальнем Востоке - одна ситуация, в Астрахани - совсем иная...
Различаться могут экономические, национальные, образовательные и другие показатели. Базовые понятия христианства - такие как «возлюби ближнего своего, как самого себя» или: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», и принцип их донесения до людей есть только один - жить по этим заповедям, а не только говорить об этом.
Несомненно, что проповедь слова Божия является основной заботой пастыря, но, тем не менее, сегодня есть очень большая опасность увлечься богомудрием и риторикой и при этом потерять дух и вкус православного образа жизни.
Есть еще одно современное искушение для пастырей - попытка употребления в проповеди различных форм давления. Но нам нельзя забывать о том, что нельзя заставить любить. Любовь можно только заслужить!
Общие же принципы и виды проповеди, конечно, существуют. К примеру, нам нужно усерднее работать с молодежью на ее площадках - в социальных сетях, актуализировать наше учение, доносить его простым, понятным языком и способом.
Так, например, мы уже в течение нескольких лет практикуем встречи духовенства с трудовыми коллективами, с молодоженами в загсе и посылаем на них наиболее подготовленных пастырей. К сожалению таковых не так много, как этого требует время.
В преамбуле итогового документа съезда сказано, что «развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера в современном мире». Не противопоставляется ли таким образом задача миссии внутри прихода - миссии вне его рамок? Ведь если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что большую часть сил апостолы отдавали проповеди среди язычников, внешних людей, хотя, безусловно, периодически навещали и ранее созданные общины, наставляли и укрепляли их в вере.
Здесь нет никакого противопоставления. Работа внутри прихода - это тоже миссионерство, а каждый прихожанин должен быть миссионером. В храмах в течение года, особенно по большим праздникам, появляется много так называемых «захожан», и наша задача - воспользоваться этим, может быть единственным, шансом, чтобы обратиться к людям, показать им красоту и жизненную силу православия.
Владыка, по Вашему мнению, насколько востребованным сегодня может быть опыт приходской миссии в дореволюционной России? Можно ли в XXI веке применять те наработки, которые использовались, к примеру, в XVIII-XIX веках?
Всякий опыт хорош и может быть использован, если его применять с учетом существующей исторической и иной реальности. Даже отрицательный опыт приносит плоды - он позволяет в будущем избежать ошибок. Безусловно, ценный опыт миссионерской работы был наработан до революции. Мы можем использовать, например, опыт святителя Николая (Касаткина), обратившего в православие многих японцев. Он смог найти ту форму миссии, те слова, которые тронули сердца представителей этого народа. Можно вспомнить обращение в православие алеутов и других народов. Это потрясающий опыт, когда люди совсем другой культуры, мировоззрения, уклада жизни принимали христианство. А разве можно без внимания отнестись к трудам митрополита Сурожского Антония (Блюма), митрополита Киевского Владимира (Сабодана)? А труды нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, которые начались еще задолго до политики перестройки в весьма сложных реалиях советской жизни и явили собой пример усердного несения миссионерского подвига и служения?..
Владыка, Вы много лет были приходским священником, благочинным. Возглавив епархию, транслировали ли Вы свой личный опыт приходского священника на приходы епархии? Если да, то в чем он заключается и насколько сложно распространять опыт одного прихода на несколько?
Своим опытом делюсь. Заключается он в доступности священника, когда батюшка не только совершает богослужения, но и активно занимается внебогослужебной деятельностью, то есть общается с людьми и отвечает на их вопросы.
Бывает, священник мне говорит, что сделать то или иное невозможно, но мне как бывшему приходскому настоятелю вполне очевидно, что батюшка просто не хочет тратить время и силы. Приходится по-отечески вразумлять. При этом стараюсь не забывать о том, что епископское служение предполагает уважительное отношение к духовенству, понимание того, что у каждого священнослужителя есть и свои немощи, и свои дарования.
Владыка, не кажется ли Вам, что на многих приходах сложилась странная практика, когда большая часть верующих людей, посещающих тот или иной храм, не ассоциируют себя с его жизнью? Они регулярно приходят на службы, участвуют в таинствах, но при этом им совершенно безразлично, чем и как живет храм, какие у общины проблемы, нужды и так далее...
К сожалению, такое явление имеет место. Опять возвращаюсь к ранее сказанному: нужно работать с людьми, чтобы, придя в храм, они остались в нем навсегда и влились в общину. Они должны начать чувствовать себя частью Церкви. Стараюсь напоминать людям, что Церковь - это не кто-то и где-то, а все мы и здесь.
В 2010 году Архиерейское совещание постановило, что на каждом приходе, где есть такая возможность, настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора. Есть ли какой-то результат от принятого решения, если оценивать в рамках вашей епархии?
На мой взгляд, для разговора о результатах нужно еще какое-то время, более продолжительное, чтобы можно было проанализировать ситуацию до и после. Однако это, несомненно, очень важный и своевременный посыл Святейшего Патриарха Кирилла - дать возможность мирянам реализовать себя внутри храма. Приходы, где есть финансовая возможность, должны иметь таких работников в храме. Плоды все равно будут, люди трудятся, и их слово и послушание не останутся напрасными. Это большая помощь священнику, позволяющая ему перераспределять свои силы и экономить время.
Каким должен быть социальный, интеллектуальный и образовательный уровень приходского миссионера и каковы его функции?
Приходской миссионер или катехизатор - это не функционер и не аппаратный работник. Самыми лучшими миссионерами в истории Церкви были те люди, которые являлись христианами не по названию, а по своей жизни. Они могли быть и безмолвными проповедниками, являя собой добрый образ Христа.
Можно вспомнить выдающегося миссионера - святителя Иннокентия (Вениаминова), чьи проповеди захватывали дух. Но люди тянулись к нему не только из-за его грамотности, но прежде всего видя его безукоризненное житие.
Приходской миссионер должен иметь не только соответствующее образование, но и личный опыт церковной жизни, опыт молитвы, которым он может поделиться с пришедшими в храм людьми. Если же в человеке нет внутреннего стержня благочестия, горения, то даже если он будет говорить красивые, умные и правильные слова, люди его послушают, но после лекции пойдут своим путем.