Николай ЗИНОВЬЕВ:
«Мне очень бы хотелось БЫТЬ православным поэтом»
Как мы уже сообщали на нашем сайте здесь и здесь, жителю Кореновска поэту Николаю Зиновьеву некоторое время назад были вручены Диплом 1 степени и памятная медаль Всероссийской православной литературной премии имени святого и благоверного князя Александра Невского за большой вклад в русскую литературу. А не так давно в Москве состоялось вручение первой Международной открытой литературной премии «Куликово поле» памяти православного поэта Вадима Негатурова.
Его имя эта литературная премия носит неслучайно. Когда к власти на Украине пришли новые бандеровцы, он не смог спокойно смотреть на то, что происходит вокруг. Вместе с другими одесситами приходил в палаточный лагерь антимайдана на площади Куликово Поле; там он читал активистам свои стихи и там же написал «Марш Куликова Поля». Второго мая, узнав, что боевики «Правого сектора» громят лагерь, Вадим бросился на помощь, чтобы защитить безоружных женщин и стариков, а также спасти иконы, которые были в палатке-часовне. Но не успел - палатки уже горели, а мирные антимайдановцы пытались укрыться от бандеровцев в Доме профсоюзов. Боевики подожгли здание, Вадим получил сильные ожоги, а затем его выбросили из окна. Позже он скончался в реанимации. Жизнь и смерть поэта стали примером беззаветного служения своей стране и идеалам русского мира.
Среди лауреатов и кореновец известный в России поэт Николай Зиновьев. Он стал победителем в номинации «Поэзия». Предлагаем вниманию посетителям нашего сайта небольшое интервью с поэтом.
- Николай Александрович, Литературная премия «Куликово поле», лауреатом которой Вы стали, задумана для того, чтобы укреплять связи между славянскими народами, вернуть понятию «патриотизм» его истинный смысл. А что «патриотизм» для Вас?
- Патриотизм - чувство истинной любви к своей стране, к родной земле, которая дала тебе самое дорогое - жизнь. Это ещё умение отдать это самое дорогое, если потребуется, служению Родине. Это как раз то чувство, которое помогает самому разобраться, кто ты: частичка своего народа или обычный обыватель, у которого, где тепло, там и родина.
Вы говорите: «вернуть понятию его истинный смысл...» Но темы долга, чести, любви к Родине всегда были неотъемлемой частью русской классической, позже советской литературы. Писатели и поэты тех времён умели находить самые простые, но вместе с тем проникновенные, искренние и честные слова. И сейчас среди наших современников, поэтов и писателей, много достойных имён, продолжающих традиции. К сожалению, их очень мало, единицы, на страницах школьных учебников и на полках библиотек. Вот с этого всё и начинается, и преклонение перед западом, перед литературой, воспевающей западный образом жизни, и стыд, и брезгливость к национальным традициям, культуре в том числе. Лет десять назад я написал вот такое стихотворение:
Окно в Европу
Я жить так больше не хочу.
О, дайте мне топор, холопу,
И гвозди - я заколочу
Окно постылое в Европу.
И ни к чему тут разговоры.
Ведь в окна лазят только воры.
- На церемонии вручения премии Вы прочитали ещё более раннее стихотворение:
Как ликует заграница
И от счастья воет воем,
Что мы встали на колени.
А мы встали на колени
Помолиться перед боем...
- Если я не ошибаюсь, оно было написано в начале 90-х. Вы считаете, что время «встать с колен» пришло?
- Считать я могу так или иначе, но факты, как говорится, вещь упрямая. Вхождение Крыма в состав России, принятие против нашей страны санкций - это прямое следствие роста нашей силы или, я бы сказал, возрастающей значимости в мировом пространстве.
- Как Вы относитесь к происходящему на Украине?
- Если позволите, ещё одно стихотворение:
Пусть кулачки от злости сжаты,
Пусть грязи на меня ушаты
Ты льёшь, но я сказать хочу:
- Зачем тебя, сестрёнка, Штаты
Так нежно треплют по плечу.
И что бы там не голосили,
Поймёт любой, коль не дурак:
На самом деле, у России
И Украины - общий враг.
Его я написал спустя несколько месяцев после начала кровавых событий на нашей общей славянской земле. Мне глубоко антипатичны визги националистов всех мастей о «незалежности» Украины, раздающиеся из-под башмака Вашингтона. Но всё это пришло не в одночасье. Теперь, думаю, все понимают, что двадцать лет шла идеологическая обработка украинского народа, особенно молодёжи русофобскими силами. Слово обладает огромной мощью, невероятной силой. На Украине мы видим результат того, что эта сила оказалась «в руках» людей, далёких от принципов, которые они лицемерно провозглашают на весь мир.
Мы, в свою очередь, обязаны противопоставить своё Слово. Слово правды, милосердия, любви к ближнему. Кстати, ближним сегодня считаются все, кто ни попадя: любой, оказавшийся рядом с нами, «в контакте», так сказать. Вы спросите: кто же на самом деле близок православному христианину? Обращаясь к святоотеческой литературе, можно сказать, что только единоверный, единодушный, соратник. И никто другой! Только за такого человека - ближнего своего - Господь призывает «положити душу свою».
- Вам часто ставят в упрёк то, что Вы пишете «на злобу дня». Что Вы скажете на это?
- Пожалуй, я перестану писать на «злобу дня», когда исчезнет злоба, и настанет Вечный день, и Поэзия станет надсобытийной. И если исчезнут поэты, как выразители событийной поэзии, то Поэзия, как таковая, останется, как гармония Вселенной, созданной Творцом. Поэзия, как и душа, бессмертна. Недаром Новый завет по сути своей - поэма, продиктованная пророкам Духом Святым. «Гармонии таинственная власть, - как писал Евгений Баратынский, - тяжёлое искупит заблужденье и укротит бунтующую страсть». Поэзия является частью религии, на мой взгляд. Недаром же она «Темна, в словах невыразима», - как писал Иван Бунин. А что невыразимо в словах? Абсолют. Бог. И поэтому, называя Поэзию Божественной, мы нисколько не лукавим. И горе атеисту, если он берётся писать стихи.
- А как же быть с томами стихов, написанных в советское время, когда слово «Бог», писалось с маленькой буквы и считалось нежелательным в тексте?
- А кто Вам сказал, что, к примеру, Твардовский, или Глазков, или Кочетков были атеистами? Да, возможно, они не посещали церковь, не исповедовались, но кто жил в их сердцах? Ленин или Христос? Этого мы не знаем.
- Считаете ли Вы себя православным поэтом?
- Если я скажу «да», то в этом будет какой-то элемент гордыни, если же «нет», в чём-то солгу. Пока сказать, как требует Святое Писание: «Да - да или нет-нет» - я, к сожалению, не могу. Но мне очень бы хотелось БЫТЬ православным поэтом. И вот почему: каждый человек в разной степени ощущает глубину колодца своей генетической памяти. Глубина его простирается на столетия. И из этой глубины мне светят лики моих православных предков.
Подготовила Светлана СТРОГАЯ.