Кладбище становится чище, или место упокоения нельзя осквернять запущенностью и свалками
По благословению благочинного Кореновского церковного округа игумена Трифона принято решение навести порядок на старом кладбище в районе школы №3 г. Кореновска. Вся территория кладбища разбита на четыре сектора, каждый из которых закреплен за одним из приходов – Свято-Владимирского храма, Свято-Успенского женского монастыря, храма Саввы Освященного и храма Новомучеников кубанских. Это решение принято в связи с тем, что в центре нашего городского некрополя сохранились остатки памятника захороненному здесь священнику Петру Назаренко и могила священника Павла Калиновского. Оба священнослужителя были замучены в самый разгар гражданской войны.
Работы по расчистке уже начались. Первыми начальную тропинку к скрытому в густых зарослях кустарников, деревьев, дикого винограда и сорняков памятнику Петру Назаренко проложили прихожане Свято-Владимирского храма во главе с настоятелем игуменом Трифоном. Им пришлось буквально вгрызаться с топорами и пилами в непроходимые дебри. Прихожан поразили даже не столько заросли, сколько варварское отношение определенной части жителей Кореновска к святому месту упокоения их же предков: повсеместно попадались пустые бутылки, пакеты, бытовой мусор, шприцы…
По благословению настоятеля Свято-Успенского женского монастыря архимандрита Никона (Пипинеева) и с непосредственным его участием, штатный священник иерей Виталий Дудин в последнее воскресенье июня вместе с полусотней прихожан приступили к расчистке своего сектора кладбища. На следующий после праздника Первоверховных апостолов Петра и Павла день прилегающая к кладбищу часть улицы Красной была запружена десятками автомобилей. Это на работы по расчистке кладбища приехали прихожане Свято-Владимирского храма. Они привезли и своих домочадцев – детей, мужей, хотя некоторые из них и не посещают храм в дни богослужений.
Как и всякое дело, работы на кладбище начались с молитвы. Возле останков памятника погибшему в годы гражданской войны священнику настоятель храма игумен Трифон совершил панихиду по убиенному Петру Назаренко. Игумену Трифону сослужил протоиерей Александр Смывин.
С обеда и до вечера стучали топоры, визжали мотопилы, вырезая деревья, гудели мототриммеры, срезая бурьян и ветки кустарников. Несколько огромных куч веток и травы, различного бытового мусора прихожане снесли к обочине кладбища, чтобы после работники ЖКХ смогли вывезти все это на тракторных тележках на свалку.
Непроходимые дебри постепенно преображаются. Как говорят в народе, глаза боятся, а руки делают.
О необходимости привести в порядок старое кладбище разговоры в городе время от времени то возникают, то затихают. На традиционных весенних субботниках городские власти делают попытки расчистить территорию кладбища. Но завершить работы на всей площади захоронений не удается, дело откладывается до следующего субботника, а за это время заросли не только не уменьшаются, а становятся даже гуще: срезанная ветка очень скоро прорастает целым веником молодой поросли.
А навести порядок на закрытом уже давно городком некрополе надо не столько потому, что заброшенное и заросшее кладбище придает Кореновску неряшливый вид. Дело гораздо серьезнее, ибо речь идет о нашей нравственности, духовности, ПАМЯТИ, наконец.
Вот что по поводу отношения к месту захоронения сказал в свое время иерей Анатолий Петров:
«По учению Православной церкви, тела усопших людей предаются земле по заповеди Божией: «Земля еси, и в землю отыдешь». Тело каждого человека вне зависимости от его веры, национальности и времени жизни будет воскрешено Богом при Втором славном пришествии Господа Иисуса Христа. Восстановленное Богом тело человека вновь соединится с душой, и человек предстанет пред Богом на суд, чтобы получить воздаяние за всю жизнь, которую прожил на земле. Причем воздаяние за жизнь получит не только душа человека, но и его тело, неразрывно связанное с душой, ведь человек жил и творил поступки на земле вместе с телом. Значит, если Бог так почтил тело человека, то и живые люди должны с не меньшим уважением относиться к своему телу. Наша забота о теле выражается в соблюдении его при жизни в чистоте. В хранении себя от греха, которым оскверняется не только душа, но и тело. А после смерти наше уважение к телам наших усопших ближних выражается в том, что мы омываем перед погребением тело усопшего и в сопровождении молитв препровождаем тело, как будущего участника вечной жизни, со всяким почтением в землю. Соответственно и место упокоения человека - его могила – должно быть для нас священным местом. На этом месте пребывает тело усопшего человека, которое в будущем будет воскрешено, восстановлено и преображено всесильной десницей Божией и вновь соединится с душой человека для участия в вечной жизни.
Мы, если считаем себя верующими и богобоязненными людьми, воспитанными в нашей христианской культуре, должны священно относиться к телам наших предков, захороненных на нашей земле. Нельзя забывать, что жизнь каждого из нас неизбежно придет к своему завершению, и тело будет погребено в землю, и наша могила останется единственным местом, напоминающим живым о нас самих.»
Подчеркнем еще раз слова отца Анатолия: если мы считаем себя православными людьми, должны священно относиться к телам наших предков, к их памяти. Ибо, кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выпалит из пушки. Подтверждение этой народной мудрости мы видим в наши дни, когда на Украине идет братоубийственная гражданская война, когда сотни тысяч наших братьев стали беженцами, спасающимися от пуль и снарядов в России. Там, в Киеве, матери городов русских, колыбели Русской Православной Церкви, на берегах великого Днепра, где 1026 лет назад произошло крещение Руси, наплевали на прах предков, в том числе и на невинно убиенных бандеровцами наших братьев и допустили возрождение фашизма. Надо чтить память каждого усопшего и покоящегося на городском кладбище. Тем более мы обязаны свято чтить память невинно убиенных в годы гражданской войны, в годы репрессий. А таких людей на кладбище покоится великое множество. В числе первых мы должны вспомнить священников Петра Максимовича Назаренко и Павла Васильевича Калиновского. Согласно метрическим книгам Саввинской церкви за 1918 год (эта церковь до революции и немного позже располагалась рядом с кладбищем), священник Саввинской церкви Петр Максимович Назаренко был расстрелян 18 февраля 1918 года в возрасте 63 лет и похоронен 20 февраля. Запись в метрической книге об этом сделали священник С. Ковалев и псаломщик Михаил Лавров. Вдова батюшки, Анастасия Михайловна Назаренко, умерла от тифа 15 декабря 1918 года в возрасте 56 лет и была похоронена в могиле рядом со свои мужем. А несколько раньше, 25 октября 1918 года, заштатный священник Павел Калиновский был зверски замучен в Ставрополе и похоронен 3 декабря на приходском кладбище Саввинской церкви, о чем священник Н.Глаголев и псаломщик Михаил Лавров сделали соответствующую запись. На момент кончины Павлу Васильевичу был 71 год. На месте упокоения Петра Назаренко после окончания гражданской войны был установлен памятник. Он состоял из двух частей. Большой – нижней и меньшей - верхней с закругленными краями и нишей для иконы и свечей. В годы гонений на православие памятник оказался заброшенным, могилы возле него поросли травой. По воспоминаниям жительницы Кореновска Анны Трофимовны Стариковой (в девичестве Вивчарь) памятник не раз пытались разрушить, даже взрывали, но даже динамит не смог справиться с ним, так как кирпичная кладка была выполнена на известковом растворе с яйцами. Яйца собирали по всем станицам и везли на кладбище, где уважаемому во всей округе священнику Назаренко сооружался надмогильный обелиск. (Сейчас и представить себе невозможно, что в труднейшие годы разрухи люди отдавали последнее, чтобы увековечить память батюшки!).
Сейчас от этого памятника осталось совсем ничего: выщербленный со всех сторон кирпичной кладки куб высотой около метра. И все же он стоит, хранит память о священнике Петре Назаренко. Возвращаясь к итогам трудов прихожан Свято-Владимирского храма на расчистке кладбища, должен с глубоким уважением к ветерану педагогического труда Надежде Ивановне Жабковой сообщить, что она из обломков кирпичей обозначила могилу Анастасии Михайловны Назаренко и выложила из щебня православный крест.
А вот могилу другого священника, Павла Калиновского, найти пока не удалось.
На кладбище немало и других могил, достойных особого почитания. В братских могилах покоятся останки воинов белой гвардии генерала Корнилова и бойцов главкома красных Сорокина. Их хоронили вместе, после отпевания в Саввинской церкви, не деля на красных и белых. Сыны России, восставшие друг против друга и принявшие свой последний смертный час в страшных кровопролитных боях. Почти полностью здесь захоронен Студенческий батальон ростовских студентов, принявший 4 марта 1918 года свой первый и последний бой. Многим из тех бойцов было по 16-18 лет.
Около 1000 человек погибло лишь за один мартовский день в станице Кореновской, а бои длились в течение 1918 -1919 годов.
Связанное исторически с Ледяным походом генерала Л.Г. Корнилова, сохранившееся старое кладбище, несомненно, имеет большое значение как памятник истории не только нашего города, но и России. (Подробнее об этих событиях и фамилии погибших можно прочитать в книге С. Сынчи «Погиб в бою под Кореновской, или Терновый венец сынов России», которая имеется в районной библиотеке).
Другие братские могилы относятся к 30–м годам прошлого века. В них и в отдельных захоронениях находится большое количество умерших от тифа, холеры, малярии и других инфекционных заболеваний, которые буквально косили людей в тот период. Есть там и общие могилы умерших в страшные голодные годы. Здесь же похоронен атаман станицы Кореновской В. Париев, также принявший мученическую смерть в годы гражданской войны. Память о нем, несомненно, должна быть тоже увековечена.
В центре кладбища стоял высокий синий железный памятник со звездой, здесь были захоронены летчики, погибшие в небе над станицей Кореновской в годы Великой Отечественной войны.
Было в городе еще одно кладбище - общее кладбище станицы. Оно отличалось тем, что там, в основном, хоронили зажиточных людей станицы не казачьего сословия - торговцы из разных мест, иногородние и иностранные подданные. Именно их памятники и отличались особой пышностью. В годы гражданской войны здесь нашли последний приют беженцы разных сословий. Умершие от разных инфекционных заболеваний, погибшие в годы гражданской войны солдаты и офицеры, иногда даже привезенные с фронтов, их жены и даже дети.
В 50-е годы кладбище из-за богатых памятников как наследие проклятого царского прошлого сравняли с землей и построили на нем стадион. Были снесены даже захоронения красноармейцев, сражавшихся за новую жизнь против этого самого «проклятого прошлого». И даже переименовали улицу, которая вела к братским захоронениям красноармейцев (ее тогда так и называли – Братская). Сейчас это улица Григория Мироненко. Во время недавней реконструкции стадиона рабочие снова обнаруживали останки похороненных некогда людей. И продолжают бегать по утрам люди, ведущие здоровый образ жизни, проходят тренировки спортсменов, звучат песни в дни праздников. И вряд ли кто задумывается, что бегают они и тренируются по костям своих предков, что поют веселые песни и радуются многоцветью праздника над могилами. Давно разрытыми и попранными, но все же – могилами.
Начав с сообщения о работах прихожан на расчистке кладбища, хочу подвести итог пространной цитатой из выступления протоиерея Геннадия Беловолова из Санкт-Петербурга:
«Кладбище – это не просто территория для погребения умерших, а особое сакральное пространство, место последнего упокоения человека. Этот сакральный смысл кладбища выражен в самом его названии в русском языке, происходящем, кстати, из церковно-славянского языка. Мы как-то не обращаем внимания на то, что слово «кладбище» происходит от слова «клад». Этот клад – останки тела человека, которое в Православии мыслится как храм Духа Святаго по слову апостола Павла, как освященный сосуд души, начаток будущего всеобщего воскресения. Тело христианина в Церкви всегда почиталось как духовная ценность. Высшее воплощение этой идеи мы видим в почитании мощей святых угодников. Поэтому и после смерти оно имеет определенные права. Прежде всего, право на неприкосновенность и покой. Кладбище – это место упокоения, место особого сна наших предков до всеобщего восстания (отсюда слово «успение» – то есть «усыпание, сон»), в конце концов, – это место встречи второго пришествия Христова.
Кроме того, кладбище – это клад памяти народа. Ведь у каждого человека есть предки, почивающие в земле. Кладбище должно надежно хранить свой клад. Не случайно и сам процесс предания тела земле в русском языке называется похоронами: «хоронить» – происходит от слова «хранить».
Поэтому Церковь всегда была неравнодушна к этому месту. Издревле существует чин освящения кладбища. Оно освящается при основании, также отдельно освящается могила каждого христианина в чине погребения. Именно по этой причине при кладбищах всегда строили храмы или часовни. Большинство старых кладбищ обязательно имеют на территории церковь. Поэтому, можно сказать, что нет более заинтересованного лица в этом вопросе, чем Церковь Христова.
Не претендуя на открытие, напомню, что уровень культуры общества лучше всего определяется по его отношению к кладбищам. На Руси всегда любили свои кладбища. Это было составной частью патриотизма. Как здесь не вспомнить слова великого поэта:
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Впору спросить, где же теперь эта наша «любовь к отеческим гробам»? Как хранят нынешние кладбища сокрытые в них «клады»?! Пожалуй, более варварского отношения к кладбищам, чем то, которое было в советское время, в истории человечества неизвестно. Усопшие также подверглись репрессиям наряду с живыми. Тем могилам, которые не подверглись осквернению, можно сказать, повезло. Тем не менее, эта инерция пренебрежительного отношения к кладбищам как к месту по статусу близкому к мусорным ямам, сохраняется и поныне. Многие старые кладбища напоминают скорее свалки мусора.
Я всегда напоминаю нашим прихожанам, что кладбище - это не только место упокоения, это - место воскресения. И крест - это не символ смерти, а это символ победы над смертью!»
Работая на расчистке кладбища, многие прихожане задавались вопросом, почему же место упокоения стало действительно чем-то вроде свалки. А именно потому, что люди, приходящие сюда пить спиртное, колоться наркотиками или просто выбросить мусор, давно потеряли связь с Богом, перестали быть христианами (хотя почти все были крещены в церкви). А место Бога в душах заняли бесы. Вот поэтому люди беснуются на кладбище, и происходящее здесь не называется иначе, как бесовщина.
Николай Палёный
При написании материала использован материал Светланы Сынчи «Загадки старых кладбищ» из газеты «Кореновские вести» за январь 2007 года.