ОГИБДД: Дорогу пешеходу!

1 апреля 2012

Дорогу пешеходу
Пешеходы бывают разные, об этом надо знать и помнить
Наезд на пешехода по-прежнему остается одним из наиболее частых и тяжелейших по своим последствиям происшествий.
     

     О непростых отношениях водителей и пешеходов мы уже писали не раз и тем не менее считаем необходимым напомнить автомобилистам прописные истины, помогающие избежать неприятных моментов на дороге.
Наезд на пешехода — это серьезная психологическая травма для любого водителя, даже если его вины в происшествии нет. Для пострадавшего же последствия, как правило, бывают очень тяжелыми, и в лучшем случае все заканчивается направлением в больницу, а в худшем... Даже если водитель ни в чем не виноват, это событие останется в его памяти на всю жизнь как кошмар, потрясение.

     Проводя анализ подобных происшествий, исследователи установили, что около трети наездов можно было бы избежать, если бы водитель смог своевременно распознать опасность, предугадать намерения человека на дороге. 

     Особенно сложно это сделать ночью, когда видимость существенно ограничена. Даже в городе при достаточно равномерном освещении проезжей части часто возникают ситуации, когда появление на дороге пешехода становится для водителя неожиданностью. Это объясняется следующим. Когда вокруг горят фонари, светятся окна домов, у водителя создается впечатление, что он едет в широком светлом коридоре. Этот коридор таит в себе большую опасность, так как контраст между зоной со стационарным освещением и затемненной зоной очень велик. Все, что находится “в тени”, водитель не видит, и когда пешеход неожиданно выходит на освещенное пространство, то часто расстояние до него оказывается слишком маленьким, чтобы остановить автомобиль. 

     Очень внимательным нужно быть при движении по улицам с односторонним движением, при проезде вдоль бульваров, широких разделительных полос. Чрезвычайную опасность представляют плохо освещенные выходы из парков, скверов, пешеходные переходы, где происходит большая часть ночных ДТП. Это объясняется тем, что ночью пешеходы не могут правильно определить скорость приближающегося автомобиля, расстояние до него и выходят на проезжую часть. Положение усугубляется тем, что человек, освещенный светом фар, твердо уверен, что водитель его хорошо видит, хотя это далеко не так. Пешеход в темной одежде становится видимым всего за несколько десятков метров. Даже зимой, когда может показаться, что на фоне белого снега значительно легче разглядеть одетых в темное пешеходов, водителя могут подстерегать неприятности. На каком-то расстоянии темный предмет действительно выделяется на фоне светлого снега. Но по мере приближения фары все ярче освещают его, и в какой-то момент освещенность предмета сравнивается с освещенностью фона (снега) — он сливается с фоном, “пропадает”. Если в такой момент пешеход начнет переходить дорогу, то встречи с автомобилем избежать будет нелегко. 

     Из всего сказанного можно сделать один вывод: при движении ночью, в условиях ограниченной видимости нужно быть более внимательным, снижать скорость, проявлять особую осторожность в местах возможного появления пешеходов. 

     Более трети наездов на пешеходов совершаются в зоне остановок общественного транспорта. Здесь самую большую опасность представляют пешеходы, внезапно появившиеся из-за стоящего автобуса или трамвая.

     Приближаясь к остановке автобуса, троллейбуса, оцените ситуацию: как ведут себя люди, собравшиеся на остановке, чего можно от них ожидать, давно ли стоит автобус, все ли желающие покинули его салон... Проезжая мимо, снизьте скорость, сместитесь по возможности дальше от автобуса, будьте готовы в любой момент подать звуковой сигнал, применить экстренное торможение. Держите под контролем передний свес автобуса. Если за ним показались ноги пешехода — тормозите, так как через мгновенье он будет на проезжей части прямо перед вашим автомобилем. 

     Случается, что водители автобусов начинают отъезжать от остановки, когда перед ними еще находятся пешеходы. Двигаясь, автобус вынуждает людей выходить на проезжую часть, поэтому начало движения автобуса — это еще не “отбой” опасности. 

     Останавливайтесь, когда перед вами остановился трамвай, а лучше — когда еще не остановился, а только готовится это сделать. Не пытайтесь доказать пассажирам, стоящим на остановке, что они не правы, если ступают на проезжую часть до полной остановки трамвая. Не начинайте движения, пока все пассажиры, вышедшие из трамвая, не покинут дорогу. Не забывайте, что кто-то из пешеходов может неожиданно побежать, не замечая ничего вокруг, к уже начинающему движение автобусу или трамваю. Очень часто этим грешат школьники и люди преклонного возраста. 

     Особого отношения на дороге требуют дети, даже когда они идут в сопровождении взрослых. Дети всегда стремятся показать свою самостоятельность, но еще не могут реально оценивать ситуацию, распределять свое внимание на несколько объектов. Они могут совершенно неожиданно сорваться с места и броситься через дорогу. Не надейтесь, что бегущий через дорогу ребенок, увидев автомобиль, остановится и вы опередите его. Напротив, он во что бы то ни стало будет стремиться достичь противоположной стороны улицы и намерений своих не изменит. Запомните: места, где возможно появление на дороге детей, опасны для автомобилиста. 

     К категории наиболее опасных пешеходов нужно отнести и людей престарелых и нетрезвых. И те и другие плохо ориентируются в пространстве, не различают сигналов светофора, а главное — они не в состоянии правильно оценить скорость приближающегося автомобиля и расстояние до него. От них можно ожидать самых нелогичных поступков. Например, водитель издали увидел пешехода, стоящего на обочине. Он предполагает, что и тот видит его, и потому скорости не снижает. Когда расстояние сократилось до критического, пешеход неожиданно срывается с места и бросается наперерез. Он долго размышлял: успеет или нет, а когда принял решение, то оказалось, что уже поздно его выполнять. Но это до него дойдет, когда он окажется на середине дороги, и тогда он так же неожиданно устремится обратно. Объехать его в этот момент не пытайтесь, лучше затормозите и дайте человеку добежать до намеченной им цели. 

     Довольно часто возникает такая ситуация: пьяный или престарелый человек находится в группе других людей и ориентируется на их действия. Все двинулись через дорогу — и он пошел. Однако при изменении ситуации на дороге основная группа ускоряет движение или останавливается, а он продолжает двигаться в прежнем темпе, не глядя по сторонам. И здесь, что называется, нужно быть начеку. 

     К женщинам на дороге у водителей особое отношение. Да не обидятся на нас женщины, но бывает, что их поведение не поддается никакому логическому объяснению. Водители со стажем прекрасно знают: если женщина появилась на дороге перед автомобилем и уже почти пересекла проезжую часть, то это вовсе не означает, что она продолжит движение вперед и через несколько шагов окажется на другой стороне улицы. Может случиться так: уже почти миновав проезжую часть и вдруг заметив приближающийся автомобиль, женщина останавливается, делает несколько шагов вперед-назад и устремляется обратно, несмотря на явную опасность. Можете не сигналить, не стараться предугадать дальнейшие действия, объехать ее — женщина все равно побежит к тому месту, откуда начала переход. Выход в такой ситуации один — остановиться и подождать, когда она окончательно определится в своем решении и окажется вне проезжей части. 

     Каких еще пешеходов можно считать потенциально опасными? Прежде всего пребывающих в задумчивости. Издали можно определить, что человек “ушел в себя”: он как бы ничего не слышит и не видит вокруг, не реагирует на транспорт. Не рассчитывайте на то, что достаточно будет ему посигналить — и все будет в порядке. Вероятнее всего, громкий сигнал не только выведет его из задумчивости, но и напугает. Очнувшись, пешеход начнет метаться по дороге: вы направо — он направо, вы налево — он налево, и так до тех пор, пока пути ваши не пересекутся. Особенно опасно сигналить, приблизившись к пожилому человеку сзади на близкое расстояние. Стресс, вызванный неожиданным громким сигналом, может привести к сердечному приступу, и человек рухнет на дорогу, а водитель даже не успеет среагировать, так как он ожидает совсем иной реакции. 

     Что же делать в подобных ситуациях? Лучше всего притормозить или даже остановиться перед таким пешеходом, убедиться, что он видит автомобиль и осознает опасность. Если едете сзади, попробуйте сделать перегазовку, чтобы шум мотора напомнил человеку о дороге, автомобилях, возможной опасности. Если не помогает — остановитесь или продолжайте медленно двигаться за пешеходом, немного поотстав. Поверьте, так вы выиграете во времени, да и самолюбие потешите, ощутив себя джентльменом. 

     Главным в предотвращении ДТП, в том числе и с участием пешеходов, было и остается не столько разумное поведение их на дороге, сколько умение водителя прогнозировать развитие дорожной ситуации, соблюдение правил дорожного движения и скоростного режима


Инспектор ОГИБДД ОМВД России по Кореновскому району по пропаганде безопасности дорожного движения майор полиции Т.А.Беляевская
 

ОГИБДД по Кореновскому району
Россия, Кореновск, ул. Фрунзе, 182 - а
ОГИБДД по Кореновскому району
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!