Пассажиры - такие же участники движения, как пешеходы и водители. Они также имеют свои права и обязанности. Однако, в отличие от последних, их роль в общей безопасности на дорогах сведена к минимуму. Сидящие в салоне легкового автомобиля или рейсового автобуса пассажиры практически полностью зависят от выполнения правил дорожного кодекса пешеходами, а особенно – водителями.
Можно ли избежать, или снизить тяжесть последствий аварий у пассажиров? Положительный ответ на этот вопрос единогласно дают врачи-травматологи, работники ГИБДД и ученые. Летальный исход, инвалидность, различные травмы, получаемые пассажирами в автомобиле, можно во многих случаях исключить, если применять специальные удерживающие средства – ремни безопасности.
Вероятность смертельного исхода для водителей, пользовавшихся ремнями безопасности, уменьшается в два раза, а для пассажиров более чем втрое. Применение ремней безопасности помогает избежать гибели в 75 случаях из 100. Поэтому не случайно сегодня во всех цивилизованных странах мира применение ремней безопасности стало обязательным.
Сама идея по использованию ремня безопасности отнюдь не нова. Первый патент на него был выдан в Америке еще в 1885 году. Сначала ремни безопасности стали использовать в авиации, а чуть позже – в гоночных и обычных автомобилях. Наибольший вклад в развитие ремней защиты пассажиров внес авиационный инженер Нильс Болин, который в 1959г. создал V – образный трехточечный ремень безопасности.
В январе 1973г. в Советском Союзе на автополигоне НАМИ в Москве были проведены ударные испытания: автомобиль на скорости 50 км/час с четырьмя манекенами, привязанными ремнями, и датчиками ударялся в бетонный куб. От «железного коня» остались груды искореженного металла, а манекены невредимы. В том же году был налажен массовый выпуск ремней безопасности.
Многочисленные исследования последствий всевозможных столкновений автомобилей показали, что при столкновении с неподвижным препятствием на скорости 50 км/час на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой 2 тонны. Для сидящих сзади пассажиров, не пристегнутых ремнями, лобовое столкновение также крайне опасно: в момент удара они могут получить смертельные травмы головы при ударе о потолок; при фронтальном ударе сидящий посредине пассажир даже может вылететь через лобовое стекло.
Особенно серьезные травмы во время дорожно-транспортных происшествий получают дети. Для не пристегнутого ребенка риск тяжелого ранения или смерти в результате ДТП в 7 раз выше по сравнению с взрослым человеком.
Наиболее тяжелые последствия аварий с участием ребят приходятся, к несчастью, на детей дошкольного возраста. Держать малыша на руках – вариант, оказывается, не такой уж и безопасный. При скорости 40 км/час ребенок весом в 5,5 килограммов в момент столкновения оказывает нагрузку на руки держащего в двадцать раз больше собственного веса. Удержать в этом случае малыша, особенно женщинам, вряд ли удастся. Ясно, что зафиксировать ребенка ремнями безопасности немного труднее, чем взрослого. И причина здесь не в конструктивных недочетах, а в физиологических характеристиках человека. Поэтому для самых маленьких пассажиров были разработаны специальные детские удерживающие устройства, соответствующие весу и росту ребенка, - лучший вариант его безопасности.
Нельзя забывать, что если при перевозке людей в транспортном средстве не были заранее приняты соответствующие меры безопасности, любое столкновение может привести к непоправимым последствиям.
ОГИБДД ОМВД России по Кореновскому району