Родоначальники Святой Руси
Новости Свято-Владимирского храма г.Кореновска:
Седмица девятая по Пятидесятнице в этом году знаменательна празднованием двух святых, чья деятельность буквально преобразила Древнюю Русь и заложила прочный фундамент Государства Российского. 24 июля православный мир отмечает память святой равноапостольной княгини Ольги, а 28 июля - святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Лики этих святых выполнены мозаикой на Свято-Владимирском храме Кореновска.
Княгиня Ольга (около 920 — 969) правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Руси, принявшему крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
Крещение княгини Ольги произошло в 957 году в Константинополе. Ее крестили лично император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Поучительна история о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
28 июля Русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. 1 июня 2010 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», на основании которого ежегодно 28 июля в России отмечается новая памятная дата — День Крещения Руси. В этом году мы отмечаем 1030-ю годовщину крещения Руси.
Равноапостольный князь Владимир, креститель и родоначальник Святой Руси - главнейшая фигура Российской истории, братских славянских народов: русского, украинского и белорусского. Святой Владимир заложил краеугольный камень в основание тысячелетия нашей веры, русской нации, российского государства и русской культуры. Именно он, как представитель высшей власти, взял на себя тогда личную инициативу и ответственность кардинального преображения духовного облика людей, а вслед за этим радикально переменил политический и социальный климат в своей стране в соответствии с воспринятыми вместе с крещением духовными ценностями.
Не случаен тот факт, что святой Владимир прославлен Церковью в чине князя, то есть как святой государственный деятель. Именно в государственном служении состояло его высшее призвание, та миссия, которую ему благословил исполнить Сам Господь, возжелавший создать новый народ Божий на восточнославянских просторах.
Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича (внука Рюрика и сына княгини Ольги) с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. Малуша Малковна, не была «воженной», то есть законной женой князя Святослава Игоревича. Она была ключницей, то есть хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей правящей княгини Ольги. Став наложницей молодого наследника князя Святослава, она сохраняла свое положение при дворе княгини Ольги, родила будущего князя Владимира и воспитала его при дворе, стараясь подчеркнуть его княжеское происхождение. В этом ей помогал ее брат Добрыня Малкович – воевода при дворе княгини Ольги.
Когда после смерти княгини Ольги Святослав Игоревич стал княжить на Руси и новгородские посланцы пришли к нему просить дать им в Новгород кого-нибудь из его сыновей для управления городом «в князья Новгородские», то князь Святослав отказался дать двух старших – Ярополка и Олега, которых уже назначил в другие города. Тогда новгородцы попросили дать им в князья Владимира, на что Святослав ответил: «Этого берите, если хотите». Новгородцы согласились. Князю Владимиру было тогда всего семь лет, и к нему опекуном был приставлен воевода Добрыня Малкович.
Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Можно полагать, что и люди ее окружающие, в том числе и ключница Малуша Малковна, были христианами. В то время в Киеве уже существовали христианские церкви. Можно предположить, что князь Владимир с детства познакомился с христианством, и что влияние княгини Ольги помогло ему в формировании христианского мировоззрения.
В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие.
Великий князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевской Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.
Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.
По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.
Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.
В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.
Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.
Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.
В прежние времена на Руси памятников в привычном нам смысле не было. Но в память о людях, событиях строили храмы. Они и являлись памятниками. Так в Санкт-Петербурге есть Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Величественный памятник князю Владимиру – крестителю Руси установлен в городе Киеве, на крутом берегу Днепра, где, по преданию, князь Владимир крестил жителей города. Этот памятник сооружён в 1853 году. Скульпторы и архитекторы: Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы). Кроме Киева, памятники князю Владимиру установлены в Москве (на Боровицкой площади), в Белгороде (крупнейший в мире памятник князю Владимиру), в Батайске (Ростовская область), в Севастополе (на территории Херсонеса), в Смоленске. За рубежами России памятники князю Владимиру установлены в Лондоне (Великобритания), Буэнос-Айресе (Аргентина), Торонто (Канада), Брисбене (Австралия).
Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру
глас 4
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
Кондак равноапостольному великому князю Владимиру
глас 8
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.
Икона Святой равноапостольной княгини Ольги
Икона Святого равноапостольного князя Владимира
Иконы княгини Ольги и князя Владимира на Свято-Владимирском храме Кореновска
Памятник князю Владимиру в Киеве (фото 2013 года)
Свято-Владимирский храм Кореновска