Благодатное время для очищения и спасения
Новости Свято-Владимирского храма г.Кореновска:
Великим Постом по средам и пятницам, а также в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной Седмицы в храмах Русской Православной Церкви совершается чин Литургии Преждеосвященных Даров. Чин этой Литургии введен в церковную практику Григорием Великим (Двоесловом) – папой Римским конца VI - начала VII века по Рождеству Христову. На этой Литургии не совершается претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а причащение происходит Дарами, освященными на предыдущей полной литургии. Правда, есть и исключение: в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели. А всего Литургия Преждеосвященных Даров совершается 16 раз в году.
Как и везде, в Свято-Владимирском храме с начала Великого поста совершено уже четыре Литургии Преждеосвященных Даров. Но чин, совершенный в пятницу, 2 марта, был особенным. Возглавил служение Литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова настоятель храма благочинный Кореновского церковного округа игумен Трифон (Алексеев). Сослужили ему иеромонахи Пимен (Новодранов) - штатный священник женского Свято-Успенского Епархиального монастыря, Анатолий (Потапенко) – настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Братковского, протоиереи Александр Бондаренко – настоятель храма Святых Новомучеников Кубанских г. Кореновска, Александр Панюта – настоятель храма преподобного Саввы Освященного г. Кореновска, Димитрий Кошенков – настоятель храма Святой Троицы ст. Платнировской, иереи Виталий Дудин – настоятель храма Вознесения Господня ст. Раздольной, Григорий Жуков – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы ст. Дядьковской. В сослужение игумену Трифону прибыли также священнослужители соседнего, Выселковского благочиния – иерей Александр Орещенко – благочинный Выселковского церковного округа настоятель Свято-Никольского храма, протоиереи Валерий Шпак – настоятель Кресто-Воздвиженского храма ст. Березанской и Вячеслав Голышев – настоятель Свято-Покровского храма ст. Ирклиевской, иерей Константин Слета – настоятель храма Святителя Николая Чудотворца ст. Новомалороссийской.
Священники, как и все православные люди, имеют потребность в исповеди, а время Великого Поста – это самое благодатное время для покаяния и совершения Таинства святой Евхаристии – Таинства Причащения Тела и Крови Христовых. Поэтому, прежде чем совершить чин Литургии Преждеосвященных даров, присутствовавшие в Свято-Владимирском храме священнослужители Кореновского и Выселковского благочиний пришли на исповедь к своим духовникам.
В последовании Преждеосвященной литургии нет первой части полной литургии – проскомидии; литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных; по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных; на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
Еще одна особенность службы — незабываемое песнопение, которое звучит во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол. Этот момент службы напоминает Великий вход полной Литургии, но содержание имеет другое. Вместо привычной Херувимской песни поется гимн «Ныне Силы Небесные…», который можно услышать только на Преждеосвященной Литургии:
Ныне Силы Небесныя
с нами невидимо служат,
се бо входит Царь Славы,
се жертва тайная совершена дориносится.
Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Во время Литургии Преждеосвященных Даров звенит колокольчик, отмечая важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном – поднимаются. Первый раз колокольчик звенит во время перенесения Святых Даров на жертвенник: читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Отмечая важность и святость этого момента, прихожане опускаются на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, разрешая присутствующим подняться с колен.
Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова. По установившейся традиции, в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.
Коленопреклонение совершали прихожане храма не раз – и во время чтения игуменом Трифоном Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Эта покаянная молитва обязательно читается на богослужениях Великого Поста: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
В этот день Святых Христовых Таин причастились не только священнослужители, но и прихожане храма. Они приняли причастие из Чаши, которую держал иеромонах Пимен (Новодранов) - штатный священник женского Свято-Успенского Епархиального монастыря.
Со словами проповеди по окончании богослужения к прихожанам обратился игумен Трифон (Алексеев). В заключение проповеди настоятель храма пожелал молящимся милости Божией.