- 22 мая 2024: В п.Новоберезанском забросили аллею Героям СВО
- 9 мая 2022: День Победы 9 мая 2022 года в Кореновске. Фотоотчёт
- 29 апреля 2022: Жители ст.Платнировской остались без медицинской помощи в своей поликлинике...
- 8 апреля 2022: Осуждён телефонный террорист, "заминировавший" Кореновский молочно-консервный...
- 21 марта 2022: В Кореновске сотрудники Росгвардии спасли мужчину из горящего дома
- 2 марта 2022: В Кореновске простились с погибшими в спецоперации на Украине военнослужащими
- 16 января 2022: В Кореновске мужчина повредил машину соседа с помощью серпа и вил
- 21 сентября 2021: В Кореновске 83-летнюю бабушку с переломом перевели в ковидный госпиталь и...
- 23 июля 2021: В центральном парке Кореновска произошла потасовка со стрельбой, трое ранены
- 16 июня 2021: Двух братьев из Кореновского района приговорили к 17 и 15 годам лишения...
Уроки истории
22 февраля 2017
Неужели история ничему не научила,
Новости Свято-Владимирского храма г.Кореновска:
Духовно-образовательные чтения, научно-практические конференции на эту тему проводятся во всех епархиях не только Екатеринодарской и Кубанской митрополии, но повсеместно на Святой Руси. В Кореновском церковном округе конференция «1917 – 2017: уроки столетия для Кореновского района» прошла 17 февраля 2017 года - буквально накануне 100-летия февральской революции 1917 года и 99-й годовщины трагического события для духовенства района – расстрела красными священника станицы Кореновской - отца Петра Назаренко. Организаторами конференции выступили Благочиние Кореновского церковного округа и Кореновское районное общество историков-архивистов. Проведение конференции потребовало глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно последствий и итогов государственного переворота октября 1917 года, или, по другим формулировкам, Октябрьской революции. Но как бы мы ни называли событие, происшедшее в России, оно стало, без преувеличения, поворотным моментом как в новейшей истории нашей страны, так и всей мировой истории трагического XX века.
Благословив начало работы, батюшка сообщил, что доклады этой научно-практической конференции будут изданы отдельным сборником. А пока широкой аудитории они неизвестны, попытаемся сделать краткий анализ сказанного на конференции.
Это была как бы дань традиции, когда принимающая сторона рассказывает гостям о месте, где проходит мероприятие. А уже в ходе конференции воспитанники группы подробно рассказали о храмах благочиния.
Многие ли жители Кореновска знают, почему мост через Бейсужок в конце улицы Бувальцева называется Баронов мост? Мы уверены, что кинотеатры в городах и станицах появились лишь в советские времена, а между тем в станице Кореновской кинотеатр «Чара» работал еще до революции 1917 года (потом там был кинотеатр «Юность», теперь торговый дом). Знаем ли мы, что до революции 1917 года в Кореновской работали пять мельниц, три маслозавода, два кожевенных завода, 14 кузниц, три хлебопекарни, две нефтебазы, два кустарных предприятия по изготовлению валенок и шуб, мыловарня и завод по выпуску ситро? Так что считать Кореновскую чисто сельскохозяйственной станицей было бы неправильно. Да и торговля была весьма развита: только на улице Красной работали 36 магазинов. А тот самый мост построил купец Баронов, который занимался скупкой зерна и имел вальцовую мельницу. Он и соорудил мост, чтобы доставлять для помола зерно с железнодорожной станции. А еще купец Баронов торговал сельскохозяйственными машинами отечественного производства, создавая конкуренцию европейскому предпринимателю Гельфери Саде, который торговал западной техникой. Открылось несколько банков. Здание одного из них построено в 1911 году, это было единственное двухэтажное здание в станице. Действовало девять учебных заведений: 2-, 3-, 4- и 5-классных и прогимназия на втором этаже здания банка. Несмотря на спокойную и размеренную жизнь, в станице, как и в других селениях, появились волнения и недовольства, связанные с гибелью земляков на фронтах первой мировой. В книге Е.П. Бондаря описываются эти события так: «В центре на главной улице вспыхнул бунт женщин-солдаток, мужья которых не вернулись с фронта, и вместе с иногородними протестуют одинокие казачки. А когда начались и революционные волнения, то остро стал вопрос о земельном праве, так как преимущественно население к тому времени составляли иногородние. Все эти события неизбежно вели станицу, как и всю страну к революции».
Кратко пересказывать очень ёмкий и насыщенный фактами, фамилиями и событиями доклад просто невозможно. Скажем только, что в окрестностях Кореновской и в ней самой шли весьма ожесточенные бои. В станице то устанавливалась, то свергалась Советская власть. 14 марта 1918 года в Кореновскую на автомобиле въехал сам командующий Добровольческой армией генерал Лавр Корнилов, но на следующий же день войска белой гвардии покинули станицу. Летом того же года начался новый поход белых против большевиков. В июле начались бои, и станица несколько раз переходила то в руки красных, то в руки деникинцев. Как и везде во время гражданской войны, в Кореновской шли брат на брата, отец на сына, Докладчик привел малоизвестный факт, что в армии Корнилова сражались против большевиков не только мужчины казаки и иногородние, но и совеем юные девушки, в том числе 18-летняя Юлия Пылаева и прапорщик Евгения Тихомирова. Они погибли в братоубийственной войне и были похоронены на кладбище. Завершая доклад, атаман О.В. Бычков предложил обратиться к властям города и района с предложением на месте кладбища, где сейчас идут работы по сносу захоронений, установить мемориал памяти предков, погибших в годы гражданской войны, чтобы мы и наши потомки помнили и чтили всех павших.
Он напомнил слушателям, что в книге нашей землячки Светланы Сынча есть рассказ об уроженце станицы Кореновской прапорщике казачьей сотни Иване Аксаковском. Младший офицер за мужество, отвагу и находчивость в боях был удостоен высоких наград – орденов Святой Анны IV степени и Святого Станислава IV степени. В годы первой мировой войны он командовал партизанским отрядом на Персидском фронте и был удостоен еще одной награды – Георгиевского креста IV степени. Воинская часть, в которой служил И. Аксаковский, вела боевые действия и после переломных событий в России в феврале – октябре 1917 года. Поясним этот момент: военные действия на территории Персии между странами Антанты (России и Великобритании) с одной стороны и турецкими войсками шли за влияние в Закавказье. Таким образом, Иван Аксаковский воевал не за белых и не за красных – за интересы Российской империи уже тогда, когда на его Родине вовсю полыхала гражданская война. И если бы не революционные события в России 1917 года, карта Закавказья имела бы несколько иные очертания… Кстати, Иван Аксаковский погиб в 1918 году, когда ему, отважному младшему офицеру было всего 22 года. Но имя этого человека не осталось вписанным золотыми буквами в историю Кореновского района, потому что для пришедшей тогда новой власти он был всего лишь офицер царской армии, а таких тогда и после не чтили. Так может, нам, сегодняшним, стоит исправить эту историческую ошибку?
В своем исследовании «Кубанское общество и РПЦ накануне Октябрьской революции» Алла отметила, что в событиях 1917 года негативную роль сыграли и некоторые деятели церкви. К началу ХХ в. сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, православная церковь как институт была неразрывно связана с российским самодержавием, являлась его составным компонентом. С другой - православная церковь как часть российского общества, впитывала его пороки и болезни. В результате, духовный кризис, охвативший к началу ХХ века все слои российской империи, затронул и православное духовенство. Не случайно многие среди священства поддержали революционные события 1905-1907 гг. В это время на страницах епархиальных ведомостей часто печатались статьи о родстве социалистических идей с христианскими, о необходимости церковного реформирования, именно тогда впервые появились идеи, позже получившие название обновленчества. РПЦ поддержала и февральскую революцию. В начале марта 1917 на имя временного правительства ото всех епархий пришли поздравительные телеграммы, приветствующие свержение самодержавия. Правда, как отметила докладчик, в отличие от жителей центральных губерний России кубанское казачество и духовенство долгое время сохраняли приверженность дедовским традициям, и менее других были подвержены влиянию просветительской идеологии. Поэтому духовный кризис здесь проявился значительно позднее. Главным носителем нового мировоззрения в казачьем крае были приезжие. На Кубани именно иногородние в большей своей массе вступили на путь атеистической пропаганды, именно приезжее духовенство составило основной костяк обновленческого движения, а активное сопротивление ему оказывали местные священники. Но, к сожалению, их силы были неравными.
Суждения автора доклада были иногда довольно резкими, непривычными не только для сторонников самодержавия, но даже и для убежденных его противников.
Да, люди, родившиеся в 30 - 40-х годах, жили традициями и культурой советской эпохи, участвовали в советских праздниках и обрядах, чуть не насильно насаждавшихся. Однако они не смогли окончательно переделать и создать нового человека, подменить веру. Люди продолжали тайно крестить детей, отпевать умерших, праздновать престольные дни и т. д. Среди жителей станиц и хуторов всегда были исповедники веры, продолжавшие жить церковной жизнью. Благодаря им открывались молитвенные дома в 60-е годы, сохранялись святыни старых храмов, осуществлялись паломнические поездки.
Он обратил внимание присутствующих на то, что в начале ХХ века люди подменили духовность обрядовой стороной жизни. Тогда многим показалось, что обряды, фольклорные традиции – это и есть духовная составляющая русского народа. Нечто подобное происходит и сейчас: люди крестят ребенка не потому, что веруют в Бога, а потому, что «так положено». Они считают себя православными христианами, а в церковь не ходят. Некоторые казаки считают себя таковыми лишь потому, что носят красивую форму, а не потому, что в них дух казачий. Говорят: форма дух бережет. Но если нет духа, то и форма пуста. Жизнь человеку дана Богом, а вот какова она, чем наполнена, каким духом – от этого зависят наши дела и содержание жизни. Если мы умеем только красиво говорить, то в нас дух не Божий, а диавольский. Сегодняшняя жизнь общества искусительна: когда время благополучно, мы не питаем душу Духом Святым. Мы подменяем потребности души потребительством, удовлетворением материальных потребностей. Со времен революций 1917 года прошел век, но время хоть и промчалось, а в нас ничего не изменилось с той поры. Вот мы снова подменяем духовность обрядовой стороной. Взять ту же масленицу. Для нас она – это блины, веселье, пляски, сожжение чучела. Но ведь это совсем неправильно, масленица для того установлена церковью, чтобы каждый из нас в течение недели побывал у родных, зашел к друзьям, испросил прощения за обиды вольные и невольные, сам простил их за обиды. И подойти к Прощеному Воскресению очистившимися, чтобы войти в Великий пост полностью подготовленными.
|
Свято-Владимирский Храм
Россия, Кореновск, ул. Красная, 21 - В
(86142) 4-09-99 mykor.ru
|
Нет комментариев. Ваш будет первым!