Что может сказать наука о Боге?
I. Подавляющее большинство ученых всего мира были и оставались верующими. Но доводов для оправдания своей веры в небытие Бога у желающих Его небытия не было, кроме ненависти, как у саддукеев.
II. Наука сама по себе это – система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования. Науки в наиболее общей классификации обычно разделяют на две основные категории: естественные, или точные, и гуманитарные. К первой категории относят физику, химию, биологию и др. Ко второй – науки социальные и философские.
III. Научное знание можно разделить на две части: 1) знание и 2) предположения и вера. К знанию принадлежат твердо установленные истины и факты. К предположениям – гипотезы, теории, модели, методологические приемы, позволяющие делать прогнозы будущего. Рост науки – это не столько накопление знаний, сколько непрестанная переоценка накопленного – создание новых гипотез, опровергающих предыдущие. Естественные науки по самой своей природе не включают в себя постановку именно тех вопросов, которые являются специфически мировоззренческими, а именно: о Боге, о смысле и цели жизни отдельного человека и человечества в целом, о первооснове бытия, о добре и зле. По своей сути нет теорий материалистических и идеалистических, а есть теории вероятные и достоверные, истинные и ложные. Поэтому ученые, стоящие вместе в первом ряду творцов науки, имеют разные мировоззрения.
IV. Многие выдающиеся ученые были и остаются верующими и решительными сторонниками союза науки и религии, что было бы невозможно, если бы научные данные действительно свидетельствовали против религии. У Церкви имеется своя цель – познание Бога и достижение вечной в Нем жизни. Религия является особой опытной наукой, в которой не рассудочная вера и логические выводы дают человеку познание истины – Бога, а только личный духовный опыт. Понимание Бога, Его бытия и свойств, а также человека и цели его жизни, которое получает ищущий человек на основании познания самого себя и окружающего мира, есть естественное богопознание, естественное откровение. Многие языческие мыслители древности, как например Гераклит, Сократ, искавшие истину, приходили к твердому убеждению в существовании единого Бога. Они свидетельствуют о принципиальной ограниченности человеческого разума, нуждающегося в откровении от Бога и смиренном познании истины в Нем, а не в самом себе.
V. Особое благодатное действие Божие на человека, дающее ему истинное знание о Боге, о человеке, о спасении. Такое действие может быть общим и индивидуальным. Высота нравоучения, святость и глубокая чистота, к которому призывается человек, не воздаяние злом на зло, любовь ко всем, даже к личным врагам, полная готовность душу свою отдать за других.
Пример личности Господа нашего Иисуса Христа – Бога, смирившегося до реального вочеловечения и крестной казни ради спасения человека, - все это не сравнимо ни с одним учением мира.
Святой Лука (Войно-Ясенецкий) - известный хирург, ученый, талантливый писатель и архиепископ Русской Православной Церкви. В годы гонений на Церковь не боялся открыто исповедовать свою веру - святой Лука лечил больных, читал лекции, не снимая облачения и наперсного креста. Вера и наука были для него неразрывны.