"Виртуальный Кореновск" в военном музее в станице Выселки
Друзья.
Проект "Виртуальный Кореновск" в очередной раз приглашает вас в виртуальное путешествие. На этот раз мы отправимся в станицу Выселки.
18 августа 2015 года наш проект побывал в военном музее под открытым небом в станице Выселки Краснодарского края.
Музей находится под открытым небом и доступен для каждого желающего. Находится он на территории СДК ст.Выселки, слева от центрального входа.
В музее представлено несколько образцов военной техники, начиная от времён Великой Отечественной войны и до наших дней, включая танки, боевые машины пехоты, пушки и даже две ракеты. Может, для большого музея это и немного, но для музея обычной кубанской станицы- это очень большой выбор техники и, к тому же, содержащейся в идеальном состоянии.
Музей основан в 2010 году и принадлежит администрации Выселковского сельского поселения, которое предоставляет жителям своей станицы, а также приезжим- посмотреть военную технику, ознакомиться с её характеристиками и историей, а также сфотографироваться с нею.
Вход в музей абсолютно свободный, экспонаты можно свободно трогать и фотографироваться даже на них.
Ассортимент музея достаточно широкий и у каждого экспоната имеется табличка с краской историей и техническими характеристиками экспоната:
152-мм гаубица «Мста-Б» (2А65)
152-мм гаубицу «Мста-Б» (2А65) можно считать самой последней моделью в длинном списке полевых гаубиц советской, а ныне российской конструкции. Однако о гаубице 2А65, известной также под обозначением «Мста-Б» (на Западе она имеет обозначение М1987), известно относительно немного, хотя в последнее время она активно продвигается на мировой рынок оружия с целью возможных экспортных поставок.
Видео стрельбы из гаубицы «Мста-Б»:
В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом.
Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе.
Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты. Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту. Пушка может буксироваться со скоростью 80 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунтовой дороге.
Гаубица «Мста-Б» (2А65) может стрелять большинством существующих типов боеприпасов калибра 152 мм, но специально для нее и других подобных орудий разработано новое семейство боеприпасов.
При использовании новых видов боеприпасов в зависимости от задачи выбирается заранее снаряженный картуз одного из трех типов. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом последнего поколения дальность стрельбы составляет 24000 метров, а при использовании ОФС с газогенератором дальность выстрела увеличивается до 29 000 метров.
Среди других новых типов 152-мм боеприпасов, впервые появившихся у 2А65, кассеты, содержащие 42 шрапнельные гранаты двойного действия (противопехотные и бронебойные), каждая из которых содержит 45 граммов взрывчатого вещества.
Еще одним новым видом боеприпасов является контейнер, разбрасывающий крошечные радиопередатчики, предназначенные для нарушения неприятельских связных коммуникаций. Кроме того, из гаубицы 2А65 можно стрелять бронебойным корректируемым снарядом с лазерным наведением «Краснополь».
Ствол гаубицы 2А65 в основном аналогичен тому, которым оснащена самоходная гаубица 2С19.
Тактико-технические характеристики гаубицы «Мста-Б» (2А65):
Боевой расчет 8 человек
Полный боевой вес 7000 кг
Максимальная дальность стрельбы 24 000 м (ОФС);
29 000 м (ОФС с газогенератором
Начальная скорость снаряда 28 м/с
Масса снаряда 42,86 кг
Максимальный угол склонения/возвышения, град. —3,5/+70
Угол горизонтального наведения, град. 52
Скорострельность, выстрелов/мин до 7
85-мм зенитная пушка образца 1939 года (52-К)
(в музее на табличке почему-то названная 122-миллиметровой корпусной пушкой Д-74)
52-К (Индекс ГАУ — 52-П-365) — советское зенитное орудие калибра 85 мм.
Полное официальное название орудия — 85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Создано в подмосковном Калининграде М. Н. Логиновым в соответствии с концепцией инженера Г. Д. Дорохина по модернизации 76-мм зенитной пушки Логинова образца 1938 года.
Оно активно использовалось в Великой Отечественной войне, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской Армии ВС СССР до принятия на вооружение зенитных ракетных комплексов.
Пушка 52-К передавалась или продавалась в другие страны для оснащения их вооружённых сил. Часть зениток 52-К после снятия с вооружения была переделана для мирного применения в горной местности в качестве противолавинных орудий.
Тактико-техничесике характеристики 52-К:
- Заряжание: унитарное
- Номенклатура боеприпасов:
Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем Т-5,ТМ-30,ВМ-30: 53-УО-365.
Осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем ВМ-2: 53-УО-365,
Осколочная зенитная граната с переходной головкой и взрывателем КТМ-1: 53-УО-365
Бронебойно-трассирующий калиберный снаряд 53-УБР-365
Бронебойно-трассирующий остроголовый калиберный снаряд 53-УБР-365К
Бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд 53-УБР-365П
- Досягаемость по высоте, м: 10 230
- Дульная скорость снаряда, м/с
Осколочно-зенитная граната с Т-5: 800
Осколочная цельнокорпусная граната: 793
Бронебойно-подкалиберный катушечный : 1050
Бронебойного калиберного остроголового: 800
- Масса снаряда, кг
Бронебойного калиберного : 9.2
Бронебойного подкалиберного: 4.99
Осколочного: 9.2-9.43; 9.24-9.54.
- Угол встречи относительно касательной плоскости к броне 60 градусов
Дистанция 100 м: 100
Дистанция 500 м: 90
Дистанция 1000 м: 85
- По нормали к броне
Дистанция 100 м: 120
Дистанция 500 м: 110
Дистанция 1000 м: 100
Средний танк Т-62 (объект 166)
Средний танк. Разработан КБ завода №183 (позже - КБ "Уралвагонзавода") на базе танка Т-55, главный конструктор Л.Н.Карцев. Разработка начата в 1957 г. Изготовление и испытания опытного прототипа "объект 165" - 1957-1958 г.г., опытного образца "объект 166" - 1959-1960 г.г., испытания "объекта 166" - 1960-1961 г.г. Танк принят на вооружение под наименованием Т-62 в 1961 г. Серийно производился на заводе №183 ("Уралвагонзавод", г.Нижний Тагил). По умолчанию данные базовой модификации Т-62 (если наименование модификации не указано, то данные относятся ко всем основным моделям танка).
В 2013 г. планируется полностью снять с вооружения армии России танки Т-62.
Конструкция танка в целом аналогична конструкции Т-55. Корпус сварной из катанной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм. Лобовая часть корпуса образована верхней и нижней 100 мм бронеплитами.
Наклон верхней плиты 65 град к вертикали, нижней - 55 град. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80 мм листов, корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70 град. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением 16 мм.
Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 16 мм листов и имеет корытообразное сечение. Материал - лоб, борт - хромо-никеле-молибденовая сталь 42СМ, корма и крыша - сталь 49С, днище - хромо-молибденовая сталь 43ПСМ. В 1967 г. в ходе серийного производства убраны люки с надмоторной ниши.
Башня литая полусферическая новой конструкции (по сравнению с Т-55). На башне танка Т-62М установлены дополнительные защитные экраны из комбинированной брони по типу Т-55М.
Бронирование:
Лоб корпуса (мм) Лоб башни (мм)
объект 166, объект 166М 100 200
Т-62 100 242
Т-62А 100 240
Т-62К, Т-62 (1978 г.), Т-62МВ без НДЗ 102 242
Т-62Д, Т-62М 30+120+102 60+230+242
В ходе войны в Афганистане на серийных танках Т-62 по бортам начали устанавливать экраны из резины (1982-1985 г.г.). На Т-62Д установлены многослойные экраны из комбинированной брони на башне, лобовой части корпуса, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище корпуса для защиты механика-водителя.
Т-62МВ - устанавливается навесная динамическая защита по типу Т-55АМВ - по 42 элемента на борт (облегченный вариант - 10 элементов на борт над надгусеничной полкой), на башне около 40 элементов (данных нет, считал по фото), лоб корпуса так же защищен, лоб корпуса так же защищен. Так же используются резиновые бортовые экраны.
На Т-62М / Т-62МВ кроме дополнительного бронирования по типу Т-62Д используется усиленный противонейтронный полимерный подбой в башне.
Двигатель:
1) "объект 166", Т-62А / "объект 165" - дизель В-55 мощностью 580 л.с.
2) Т-62 - дизель В-55В мощностью 580 л.с.
3) "объект 166М" - дизель В-36Ф мощностью 640 л.с. с турбонаддувом;
4) Т-62Д, Т-62М, Т-62МВ - дизель В-55У мощностью 620 л.с.
5) Т-62Д-1, Т-62М-1, Т-62МВ-1 - дизель В-46-5М мощностью 690 л.с.
T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны
Танк был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны.
Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мироваго танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.
Танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии в 1940 вместе с тяжелым КВ-1.
Модификации :
Танк Т-34 образца 1940 г. имел массу в 26,0 т., экипаж в 4 чел., броню толщиной до 45 мм. Отличительной особенностью танка был V-образный 12-циллиндровый дизельный силовой агрегат В-2-34 мощностью 500 л.с. (двигатель современного танка Т-90С, В-46-1 мощностью 840 л.с. – прямой потомок В-2). Вооружение – 76,2 мм пушка Л-11 и 2 7,62 мм пулемета ДТ.
В 1941 при производстве на некоторых заводах литую башню заменили сварной. Толщина брони при этом возросла с 45 до 52 мм. Кроме того, на этом танке было усилено вооружение – вместо пушки Л-11 была установлена Ф-34 того же калибра, но более высокой мощности. Этот танк, в отличие от танка образца 1940 г. не имел ящиков для укладки инструмента на бортах и правой фары.
В 1942 г. корпуса и башни танков стали обрабатываться значительно хуже, но обработка самых важных узлов и агрегатов осталась на таком же уровне. Толщина брони башни и корпуса увеличилась до 60 мм, на модификациях завода №112 в Горьком на танки стали устанавливать дополнительные топливные баки.
Стоимость одного танка упала с 269500 до 193000 рублей. Общий выпуск танков Т-34 в 1942 году составил 12553 единицы.
ГКБ-Т-34 в Нижнем Тагиле старались внести любые изменения в Т-34 не только с целью снижения производственных расходов, но и вследствие отчаянной потребности в танках на фронте. На танке Т-34 образца 1943 г., в отличие от Т-34 образца 42 г. устанавливалась шестигранная башня с броней в 70 мм, взятой от отклоненного проекта Т-34М.
Т-34 образца 1943 выпуска ЧТ3 имели необрезиненные цельнометаллические катки. В конце 1943 г. на башне Т-34 появилась командирская башенка со смотровыми щелями. На всех танках появились топливные баки больших или малых размеров.
Этот танк стал самым массовым Т-34 с 76 мм пушкой.
В январе 1943 г. Красная Армия под Ленинградом захватила один из первых немецких танков «Тигр-1». В результате стрельб по трофейному танку выяснилось, что наибольшая эффективность достигается при попадании снаряда калибра 85 мм. Работа над танком Т-34-85 приобрела особую актуальность.
Так как производство пушки ЗИС-С-53, предназначенной для Т-34-85, задерживалось, в качестве временной меры на танк установили уже производившуюся пушку Д-5Т. Эта пушка устанавливалась только на танках первой партии Т-34-85 образца 1943 г.
В начале 1944, наконец, начала производиться пушка ЗИС-С-53, которой была заменена Д-5Т. Таким образом появился Т-34-85 образца 1944 г.
Т-34-85 имел башню увеличенных размеров, в которой размещалось не два, а три человека. Броня – 75-90 мм. Вместо пулеметов ДТ устанавливались пулеметы ДТМ.
На некоторые Т-34 образца 1943 г. вместо курсового пулемета устанавливался огнемет АТО-41 со 100 литрами огнесмеси. В таком варианте танки назывались ТО-34. С началом производства Т-34-85 на него таким же образом установили огнемет АТО-42 с 200 литрами огнесмеси. Такие машины использовались для поражения долговременных огневых точек.
На часть танков устанавливался катковый минный трал. Имелась также модификация - мостоукладчик
В декабре 1942 г. на УЗТМ в Свердловске началось производство самоходных орудий на базе танка Т-34. На танковое шасси установили бронированную рубку с гаубицей М-30С калибра 122 мм. Позже началось производство САУ с 85 мм пушкой Д-5Т, позже замененной 100 мм пушкой Д-10Т, великолепно показавшей себя в борьбе с немецкой тяжелой бронетехникой.
БМП-1 обр. 1965 года (Объект 765)
БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою, место машины в строю — в 50-ти метрах позади пехотинцев.
Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П. Боевая машина принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.
Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву, на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди гусениц, формой корпуса поток направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.
БМП-1 получила принципильно новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.
Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля «В-2», являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий ЧТЗ и ГСКБ-2. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя «БМП-1» был В. Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П. П. Исаков
Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и «БМП-2».
Защита и вооружение
Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и противотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».
Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твердости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы.
Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подъёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.
Годы производства 1966—1988
Годы эксплуатации с 1966
Количество выпущенных, шт. более 20 000
Р-11/Р-11М (Индекс ГРАУ — 8А61/8К11, по классификации МО США и НАТО — SS-1 Scud-A (англ. Шквал)), экспортное обозначение — R-170)
Р-11/Р-11М (Индекс ГРАУ — 8А61/8К11, по классификации МО США и НАТО — SS-1 Scud-A (англ. Шквал)), экспортное обозначение — R-170) — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета на долгохранимых компонентах топлива.
Первые советские управляемые жидкостные ракеты, разработанные на основе немецкой А-4 (Фау-2) стали поступать на вооружение с начала 1950-х годов. Они имели существенный недостаток — в качестве окислителя у них использовался жидкий кислород. С одной стороны, это не позволяло поддерживать готовность ракеты к пуску продолжительное время (вследствие испарения кислорода и необходимости постоянной его дозаправки); а с другой стороны, ставило в зависимость стартовые подразделения от кислорододобывающих заводов, что сковывало их мобильность и повышало уязвимость.
Кроме того, весьма ненадёжным был и сам процесс запуска «спиртовых» ракет: так как компоненты топлива (спирт и жидкий кислород) не являются самовоспламеняющимися, то для запуска двигателя необходимо вводить в сопло специальное «зажигающее устройство» (деревянную конструкцию с магниевой лентой), при поджиге которого производится пролив из двигателя спирта и кислорода.
Поэтому, в 1950 году согласно постановлению правительства были начаты научно-исследовательские работы по теме «Н2» с целью изучения возможностей создания баллистических управляемых ракет большой дальности на высококипящих компонентах топлива. При этом были использованы немецкие наработки по ракете «Вассерфаль» (Wasserfall).
Использование энергоёмких компонентов ракетного топлива (основное горючее — светлые нефтепродукты, окислитель — «меланж» на основе концентрированной азотной кислоты, пусковое горючее, самовоспламеняющееся при контакте с окислителем, «продукт Самин» — аналог немецкой жидкости «Тонка») и вытеснительного (давлением сжатого газа) способа подачи компонентов топлива в жидкостный ракетный двигатель позволило значительно сократить массо-габаритные характеристики новой ракеты и её стоимость, а также значительно увеличить время нахождения ракеты в высших степенях готовности.
Ракета Р-11, разработанная по результатам этих исследований, обеспечивала такую же дальность стрельбы, что и Р-1, но имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу (однако при этом пришлось снизить и вес боевой части).
Ракета Р-11 была разработана в ОКБ-1 С. П. Королёва. Первый успешный пуск состоялся 21 мая 1953 года, а на вооружение ракета была принята в 1957 году. Первые модификации имели дальность 270 километров и очень невысокую точность: круговое вероятное отклонение составляло 3 км. Главное отличие Р-11 (и её модификаций) от более ранних ракет (Р-1 и Р-2) — несущие баки горючего и окислителя, благодаря использованию которых удалось значительно уменьшить общий вес сухого изделия. Ракета имела неотделяемую в полёте фугасную боевую часть.
На Р-11 применялась вытеснительная система подачи топлива. В отличие от классической схемы Р-1, отдельного приборного отсека для размещения аппаратуры системы управления не имела, часть аппаратуры размещалась в межбаковом пространстве (между баками горючего и окислителя), часть в хвостовом отсеке.
В качестве компонентов ракетного топлива на Р-11 использовалось основное горючее Т-1 на основе керосина и окислитель АК-20, в котором 80 % составляла азотная кислота. В качестве пускового горючего использовалось ТГ-02 «Самин», самовоспламеняющееся при контакте с окислителем.
Пуск ракеты осуществлялся со стартового стола, устанавливаемого на грунт. Подъём ракеты в вертикальное положение выполнялся так же, как и у Р-1 — с помощью установочного лафета, на который предварительно перегружалась ракета с транспортировочной тележки. В 1955 году был испытан (и позже принят на вооружение) установщик 8У227, который «захватывал» ракету с транспортировочной тележки, разворачивал её на весу и сразу устанавливал на стартовый стол.
Это позволило значительно сократить время предстартовой подготовки. Несколько позже для транспортировки и запуска ракет Р-11М был разработан самоходный стартовый агрегат 8У218 на базе ИСУ-152.
Ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У"
Тактическая ракета Ракета средней дальности
Год принятия на вооружение 1989
Разработчик КБ машиностроения г.Коломна
Дальность стрельбы минимальная, км 15 - 20
Дальность стрельбы максимальная, км 120
Высота траектории полета ракеты, км 6-26
Полетное время на максимальную дальность, с 163
Отклонение ракеты от цели с учетом ошибки в определении координат целей не более 100м и точки пуска не более 80м, м:
- на дальность 35км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 35км с БЧ 9Н123К
- на дальность 70км с БЧ 9Н123Ф
- на дальность 70км с БЧ 9Н123К
165
210
200
235
Время подготовки к пуску из готовности №1, мин 2
Время подготовки к пуску с марша, мин 16
Старт наклонный по углом 78 градусов
Ракета 9М79-1
Количество ступеней, шт 1
Диаметр миделевого сечения, мм 650
Длина ракеты, мм 6410
Длина ракетной части, мм 4085
Размах рулей, мм 1440
Стартовая масса ракеты, кг 2010
Масса снаряженной ракетной части, кг 1528
Пусковая установка 9П129М-1
Масса пусковой установки (с ракетой и расчетом),кг 18145
Технический ресурс , км 15000
Экипаж, чел. 3
Температурный диапазон эксплуатации, град.С от -40 до +50
Срок эксплуатации, лет не менее 10, из них 3 года в полевых условиях
Колесная формула 6x6
Масса ПУ,кг 17800
Грузоподъемность,кг 7200
Скорость на суше, км/ч 70
Скорость на плаву, км/ч 8
Запас хода, км 650
Двигатель дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с 300 при 2600 об/мин
Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.
Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.
Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.
В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. При этом конструкция ракеты, за исключением боеголовки, оставалась без изменений. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.
В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab". Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая с Х-образным расположением рулей и крыльев. Головная часть (ГЧ) может быть ядерная АА-60, фугасная 9Н123Ф, кассетная 9Н123К и другие. Головная часть ракеты в полете не отделяется.
Стыковка ракетной и головной частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь ГЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Крылья складываются навстречу друг другу попарно.
Система управления ракеты 9М79 - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва ГЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°.
С этой же целью ось заряда фугасной ГЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв ГЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров. Корпус приборного отсека - силовой элемент, выполненый из аллюминиевого сплава, представляет собой цилиндрическую обечайку. Для обеспечения оптической связи КГП на борту ракеты с наземной аппаратурой пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819 служит светопровод, который включает в себя: иллюминатор, партубок, раструб и крышку.
Двигатель ракеты твердотопливный однорежимный, обеспечивает скорость полета 300-500 м/c. Корпус двигательной установки выполнен из высоколегированной стали. Снаружи на корпусе находятся крылья, бугели верхние и нижние, предназначеные для транспортировки и перегрузки ракеты, а также датчик схода, подающий сигнал в момент схода ракеты с направляющей.
Заднее днище выполнено из высоколегированной стали. Заряд 9Х151 - топливный заряд ДАП-15В (перхлорат аммония, каучук с добавлением аллюминиевого порошка). Зажигание заряда производится воспламенителем 9Х249. Для зажигания воспламенителя служат два пиропатрона предохранительного типа 15Х226.
Корпус хвостового отсека представляет собой обечайку, изготовленную из аллюминиевого сплава. В хвостовом отсеке находятся блоки системы управления - 4 рулевые машины (9Б68 - нижняя рулевая машина - 2шт., 9Б69 - верхняя рулевая машина - 2шт.) с исполнительными органами управления (4 аэродинамических и 4 газодинамических руля). Газодинамические рули служат для управления ракетой на начальном участке траектории, впоследствии ракета управляется аэродинамическими решетчатыми рулями.
В хвостовом отсеке размещается также питающая гидравлическая установка 9Б67 с гидроприводом 9Б616, служащая для обеспечения работы рулевых машин, и турбогенераторный источник питания 9Б149, который включает в себя: 9Б152 - газотурбинный блок, 9Б151 - блок сопротивлений и 9Б242 - блок регуляторов.
В расчетах полётного задания при наведении "Точки-У" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника." Для транспортировки ракет используются контейнеры 9Я234, боевые части транспортируются в контейнерах 9Я236.
Во время демонстрации комплекса «Точка-У» на международной выставке IDEX-93 было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.
Комплекс "Точка-У" активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся 58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в районе Бамута.
В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено средствами космической разведки.
"Катюша" (БМ-13) на базе шасси ЗИС-5
«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны. Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны.
Гл. конструктор А.В. Костиков.
Испытана в 1938 г.
Завод им «Коминтерна» г. Воронеж, завод Компрессор г. Москва.
Серийное производство с 1941.
В 1938 - 1940 годах группа конструкторов Реактивного научно-исследовательского института в составе И.И. Гвая (руководитель), В.Н. Галковского, А.П. Павленко, А.С. Попова, А. Г. Костикова (1899 - 1951гг.) и др. создала опытный образец многозарядной пусковой установки для РС-132 на базе грузового автомобиля, названного позже БМ-13 (боевая машина-13).
В это же время были существенно усовершенствованы РС-82 и РС-132, получившие впоследствии индексы М-8 и М-13. По успешным испытаниям на полигоне и показным стрельбам накануне войны (21 июня 1941 года) было принято решение о запуске в серийное производство М-13 (реактивный снаряд) и БМ-13 (боевая машина). Длинна ракеты составляла 1970 – 2000 мм, калибр 100 мм, размах стабилизаторов 220 мм. Дальность стрельбы осколочно-фугасного реактивного снаряда М-13 с пусковой установки БМ-13 составляла 8470 м.
Ласковое прозвище "Катюша" БМ – 13 получила уже в первые недели войны. Откуда оно возникло, сейчас сказать трудно. Одни считают, что от буквы "К", выбитой на раме: от названия завода "Компрессор". Другие считают, что на этом заводе "катюшами" называли бригаду девушек-сборщиц, а затем и собранные ими машины.
Существует еще одна версия возникновения такого необычного прозвища. Во время наступления немцев на Москву в 1941 г. на одну из оборонявшихся дивизий Красной Армии обрушился ураганный шквал снарядов. Затем все стихло и с неприятельской стороны через громкоговоритель раздалось – «Рус, сдавайся, ты окружен».
Ответом было молчание. «Не хочешь сдаваться, запевай «Катюшу», капут будем делать под нее…» Не успели отзвучать эти слова, как на немецкие позиции обрушился шквальный огонь подоспевших БМ-13. «Вот вам и Катюша – смеялись бойцы, - пляшите на здоровье».
Первый боевой опыт «Катюша» приобрела уже в самом начале Великой отечественной войны. 28 июня 1941 года была сформирована и 2 июля отправлена на Западный фронт первая в Красной Армии батарея реактивной артиллерии под командованием капитана И.А. Флерова в количестве 7 боевых машин.
14 июля 1941 г. в 15 ч. 15 мин., по приказу начальника штаба артиллерии фронта генерал – майора артиллерии Г. С. Кариоофилли, батарея дала первые залпы по врагу в районе Орши. Не прошло и нескольких минут, как станция и находящиеся на ней неприятельские эшелоны были охвачены бушующим огненным морем.
Второй залп 94 снарядами был произведен в 17 часов 20 мин. Стрельба велась из шести пусковых установок, так как на 7 – ой был поврежден кабель от пульта управления стрельбой.
Появление на фронте батареи капитана Флерова явилось полной неожиданностью для руководства абвера и вермахта. Главное командование сухопутных сил Германии 14.08.1941 г. оповещало свои войска: "Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку …. Выстрел производится электричеством. Во время выстрела образуется дым. … При захвате таких пушек немедленно сообщать".
Через две недели появилась директива: "Русское орудие, метающее ракетообразные снаряды". В ней говорилось: " … войска доносят о применении русскими нового вида оружия, стреляющего реактивными снарядами. Из одной установки в течение 3 – 5 с. может быть произведено большое число выстрелов. …
О каждом появлении этих орудий надлежит донести генералу, командующему химическими войсками при верховном командовании, в тот же день". Вслед за первой батареей, в июле - августе 1941 года на подмосковные рубежи Западного фронта были сформированы в Москве и Подмосковье и выведены еще семь батарей.
В конце июля батарея под командованием А. Куна (9 боевых машин) залпом в 144 реактивных снаряда нанесла существенный урон под Смоленском, севернее Ярцева.
Учитывая особую значимость и эффективность нового вида оружия, Государственный комитет обороны СССР 8 сентября 1941 года принял решение о создании командования и Военного совета гвардейских минометных частей с непосредственным их подчинением Ставке Верховного Главнокомандования.
Чтобы подчеркнуть особую важность и роль этих частей, было решено присваивать им почетное звание “гвардейских” со дня их формирования.
Первым командующим гвардейскими минометными частями Красной Армии был назначен военный инженер 1-го ранга (впоследствии генерал-лейтенант) В.В. Аборенков. Одновременно он же являлся заместителем наркома обороны СССР.
К декабрю 1941 года в действующей армии находилось 8 полков и 42 отдельных дивизиона гвардейских минометов, в которых насчитывалось около 500 боевых машин БМ-8 и БМ-13 при преобладающем числе БМ-13.
На защиту Москвы были брошены основные силы гвардейских минометных частей. Дивизионы наносили врагу невосполнимый урон. Так, 32-й отдельный гвардейский минометный дивизион (командир П.В. Колесников, комиссар-политрук И.В. Мамонов) за октябрь - декабрь 1941 года уничтожил на разных участках фронта более трех тысяч солдат противника, подавил шесть минометных батарей, подбил 11 танков, рассеял и частично уничтожил эскадрон кавалерии, подбил до 50 машин и повозок с боеприпасами и горючим.
Залпы гвардейских минометных частей вселяли бодрость, веру в победу, а это так нужно было и в тяжелейшее время первых месяцев войны и в сражениях, завершивших перелом в ходе войны.
А на нашего противника Катюши, кроме военного эффекта оказывали еще и психологическое воздействие. Один попавший в плен немецкий офицер, испытавший на себе действие советской реактивной артиллерии, спрашивал на допросе: «Я ранен и скоро умру. Я никому не смогу передать ваших секретов. Но скажите мне перед смертью — что это? Что это страшное, наваливающееся на нас сверху, как гнев божий?»
Летом 1942 года началось формирование отдельных гвардейских минометных дивизионов, которые оснащались пусковыми установками в виде неподвижных рам для стрельбы тяжелыми реактивными снарядами М-30 (калибр 300 мм).
В ноябре 1942 года по решению Ставки ВГК началось формирование гвардейских тяжелых минометных дивизий. В целом за 1942 год количество гвардейских минометных дивизионов возросло примерно в пять раз и на 1 января 1943 года составило 432 дивизиона всех типов РС (М-8, М-13, М-30).
В Сталинградской битве участвовало 142 дивизиона гвардейских минометов. Все стрелковые дивизии и общевойсковые армии были усилены такими дивизионами, и они сыграли заметную роль в разгроме врага.
В честь особо важных заслуг артиллерии, в том числе и реактивной, в Сталинградской битве день начала контрнаступления войск на Волге - 19 ноября - стал Днем ракетных войск и артиллерии. Под таким названием он отмечается в России и сегодня.
В Курской битве реактивная артиллерия сыграла важную роль, как в оборонительном, так и в наступательном периоде. К этому времени решением Ставки ВГК уже формировались гвардейские минометные дивизии, которые состояли из нескольких бригад, вооруженные боевыми установками (рамами) М-31.
Кроме того, в боевых действиях принимали участие 21 полк и несколько отдельных дивизионов, на вооружении которых находились боевые машины БМ-13 и БМ-8. Всего насчитывалось более 200 дивизионов гвардейских минометов различных типов.
Любыми путями фашисты пытались заполучить образцы «Катюш», или, в крайнем случае, пытались найти наиболее эффективное средство борьбы с ними. Так в августе 1943 г. на Брянском фронте в районе Харачаева действовала 17-я гвардейская минометная бригада. И как только она располагалась на отдых появлялись юнкерсы и бомбили боевые машины. Позднее силами самих минометчиков был задержан Музыченко, настоящая фамилия которого была Скрипинов, он то и ставил на боевые установки радиомаяки и с их помощью подавал сигнал авиации противника, предатель был наказан, а в минометных частях усилили бдительность личного состава.
1944 год был годом решающих побед Советских Вооруженных сил на советско-германском фронте. Во всех наступательных операциях стратегического, фронтового и армейского масштаба широко использовались дивизии, полки и дивизионы гвардейских минометов.
Практически каждая стрелковая дивизия, действующая на направлении главного удара, как правило, имела в оперативном подчинении дивизион гвардейских минометов.
«Катюш» и «Андрюш» в Берлинской операции участвовало 219 дивизионов, всего 215 боевых установок.
В послевоенный период реактивная артиллерия продолжала развиваться. Конструкторы настойчиво работали над тем, чтобы увеличить дальность стрельбы, повысить эффективность действия снаряда у цели.
Уничтожение наземных целей установками БМ не было окончательной целью создателей, война требовала многофункциональности ПУ, в том числе и для уничтожения авиации противника.
За рубежом в гг. Второй мировой войны так же создавались РСЗО, так в США в 1942-1944 гг. применялись в армии боевые машины реактивной артиллерии калибра 115 мм на базе автомобилей "Виллис", "Интернейшнл", "Дженерал моторс".
Они имели дальность стрельбы лишь 1 км (в конце войны – 3,8 км) и не шли ни в какое сравнение с "катюшами". Немецкие конструкции также явно уступали нашим установкам по своим тактико-техническим данным. Советские машины были самыми лучшими.
Тактико-технические характеристики:
Число направляющих - 16
Длина направляющих, м - 5
Вес в походном положении без снарядов, кг - 5000
Время перехода из походного положения в боевое, мин - 2-3
Время заряжания установки, мин - 5-8
Продолжительность залпа, сек - 4-8
Тактико-технические характеристики снаряда М-13:
Тип снаряда
реактивный снаряд М-13 осколочно-фугасный
Калибр, мм - 132
Габаритные размеры, мм:
Длина - 1415
Размах крыльев стабилизации, мм - 300
Вес снаряда со взрывателем, кг - 42,5
Вес взрывчатого вещества, кг - 4,9
Вес топлива порохового двигателя, кг - 7,1
Дульная скорость снаряда, м/с - 70
Максимальная скорость снаряда м/с - 355
Дальность, м - 8470
БТР-70
(В музее почему-то на табличке названный БТР-152)
В начале 1970-х годов в КБ Горьковского автозавода была спроектирована колесная боевая машина пехоты ГАЗ-50, разработанная на базе узлов и агрегатов БТР-60ПБ. В 1971 г. был изготовлен опытный образец ГАЗ-50. Колесная БМП имела такую же башню с вооружением, что и гусеничная БМП-1, а ее десантное отделение вмещало 8 полностью экипированных пехотинцев.
Корпус герметичный, сварной, из катаных броневых листов. Общая компановка с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса находилось десантное отделение, в котором стрелки располагались лицом к борту машины. Вооружение, размещавшееся во вращающейся конической башне, состояло из 73-мм пушки 2А28 "Гром", спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТ и установки ПТУР 9К11 "Малютка".
В ГАЗ-50 использовались два четырехтактных карбюраторных двигателя мощностью по 125 л.с. Трансмиссия механическая. Бескамерные шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Для движения на воде использовался водомет. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 80 км/ч, по воде 10 км/ч. Запас хода по шоссе - 700 км.
По различным причинам БМП ГАЗ-50 серийно не выпускалась, но ее шасси было использовано для создания нового бронетранспортера ГАЗ-4905, который после проведения испытаний в 1972 г. был принят на вооружение под обозначением БТР-70. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 г., а с 1981-го - на Арзамасском заводе автомобильных запчастей, входившем в ПО "ГАЗ".
БТР-70 представляет собой модернизированный вариант бронетранспортера БТР-60ПБ с повышенными боевыми и эксплуатационными характеристиками.
На БТР-70 установлены новые, более современные (на тот момент) и мощные двигатели ГАЗ-66; изменено размещение десантников, которые сидят лицом к бортам; устроены нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных от двигателя отсеках; введены автоматические системы ПАЗ и ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя отключить его и работать только на другом - исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшена на 185 мм.
БТР-70 в целом повторяет компоновку БТР-60ПБ. В передней части корпуса находится отделение управления с местами командира машины и механика-водителя. За отделением управления расположено десантное отделение, а в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное.
Бронетранспортер БТР-70 имеет то же вооружение, что и БТР-60ПБ: в бронированной башне кругового вращения установлены 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ (с боекомплектом, соответственно, 500 и 2000 патр.). Был разработан опытный образец БТР-70 с автоматическим гранатометом АГС-17, смонтированным на башне, но серийно он не выпускался.
Кроме основного вооружения, установленного в башне, внутри БТР в укладках перевозятся два автомата Калашникова, два ПЗРК 9К34 "Стрела-2", один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, могут перевозиться два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя", при этом количество перевозимых десантников уменьшается на 2 на каждый гранатомет.
БТР-70 имеет силовую установку повышенной мощности. В моторно-трансмиссионном отделении на общей раме установлено два V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-66 мощностью 120 л.с. каждый.
Радиаторы систем охлаждения установлены на шарнирах, что улучшает доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии. Топливные баки расположены в изолированных отсеках, бронетранспортер оборудован автоматической системой пожаротушения.
Ходовая часть выполнена по колесной формуле 8х8. Управляемыми являются первые две пары колес. Подвеска торсионная, колеса с разъемным ободом, шины бескамерные сверхнизкого давления. Имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
При движении по шоссе БТР-70 развивает максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортер плавает со скоростью 9 - 10 км/ч, которая обеспечивается двухступенчатым водометным движителем. Запас хода на плаву составляет 12 ч.
На БТР-70 используется водометный движитель - двухступенчатый с диаметром рабочих колес 425 мм. Переднее колесо левого вращения приводится от правого двигателя, заднее колесо правого вращения - от левого. Для поддержания непотопляемости бронетранспортер оборудован подключенной к водомету системой эжекционной откачки воды из корпуса с подачей 800 лмин.
Для предотвращения заливания носовой части бронетранспортера на плаву, который при движении по суше находится в поднятом и уложенном верхний передний лист положении.
В состав оборудования БТР-70 входят радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство, отопитель, лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 6 т и буксирные приспособления.
В процессе серийного производства конструкция и внешний облик бронетранспортера не претерпели серьезных изменений. Однако, машины разных лет выпуска в деталях несколько отличаются друг от друга. Так, на бронетранспортерах первых серий устанавливалась башня, полностью идентичная таковой у БТР-60ПБ.
Однако вскоре на ней дополнительно стали устанавливать прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы.
Помимо изменений в конструкции башни у машин разных выпусков есть небольшие отличия в конструкции корпусов. Так у БТР-70 поздних выпусков появились четыре амбразуры для стрельбы вверх в крыше корпуса.
В самом конце производства машины стали оснащать волноотражательными щитками, металлическими задними буферами и ограждением фар такой же конструкции, как у БТР-80.
(Указан на табличке как БА-6, но похоже, это не тот автомобиль)
Несмотря на неточности в описании экспонатов- всё равно очень хорошая экспозиция для кубанской станицы.