Мраморный реквием любви

Автор
Опубликовано: 362 дня назад (10 декабря 2015)
+1
Голосов: 1
Мраморный   реквием  любви


Мраморный реквием любви

Жемчужина мировой архитектуры, слеза на щеке времени? Как только не называли Тадж-Махал. Эта грандиозная усыпальница стала для Индии таким же символом, как Эйфелева башня во Франции. Историю создания этого мирового шедевра...




В своей книги «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Историческую атмосферу городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить – уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение».
Так легко и бесследно, с 20 мая по 4 сентября 2015 года, были уничтожены памятники древней и прекрасной Пальмиры, достопримечательности которые внесены во всемирный фонд культурного наследства ЮНЕСКО. Боевики из террористической организации «Исламское государство» уничтожили два древних мавзолея, мраморные скульптуры во дворе музея и трёхметровую статую льва, защищающую газель, которая была собрана из фрагментов, найденных на территории храма арабской богини Аллат. Затем был разрушен один из значительных пальмирских храмов – святилище Баалшамина, а также ещё одна святыня древнего города – храм Бела. 18 августа боевики ИГИЛ публично казнили 82-летнего главного хранителя исторического комплекса древней Пальмиры, известного во всём мире археолога Халеда аль-Асаада. Его выдающиеся археологические открытия и более 20 написанных книг об истории древнего города, которые практически открыли Пальмиру для всего мира.
Уничтожая памятники культуры, люди этим уничтожают своё будущее, так как без прошлого нет будущего. И очень отрадно, что это явление трагическое исключение из общего правила. Наглядным примером бережного отношения к своим памятникам прошлого можно считать Индию. Посетивший её в конце XIX века, американский писатель Марк Твен писал: ''Индия – это поистине страна грез, это сага о сказочной роскоши и невероятной нищете, блеске и рубищах, дворцах и лачугах. Это колыбель людской расы, место рождения человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, прабабушка традиции. Это земля, которую все бы хотели увидеть''.
Индию можно смело сравнить с гигантским архитектурным музеем, вместившем лучшие образцы строительного гения человечества, по крайней мере, за последние 500-600 лет. И Агра, в этом музее, – один из самых ярких и запоминающихся залов. Агра – это город-заповедник. Его исторические памятники покоряют глубиной замысла и мастерством исполнения. Но главной жемчужиной «этого зала» является беломраморный дворец, стоящий на берегу реки известный под названием Тадж-Махал. Хотя хадимы, экскурсоводы Таджа, вас обязательно поправят, сказав: «Тадж-Махал – это не правда, Тадж-Махала не существует. Императрицу звала Мумтаз-Махал, и это её раоза. И правильно её будет назвать раоза Мумтаз-Махал. Это англичане назвали гробницу Тадж-Махалом».
Трудно сказать, чем больше притягивает к себе миллионы людей Тадж-Махал – романтической историей любви, коварства и смерти или своим совершенством. Несомненно, это лучший образец индо-мусульманского стиля в архитектуре. Недаром название его переводится как «Венец дворца». Нельзя сказать, что этот памятник возник на пустом месте. Столь совершенное творение было бы невозможным, если бы ему не предшествовал длительный период синтеза индийской, арабской, персидской и тюркской традиций зодчества.
Одним из предшественников Тадж-Махала исследователи называют гробницу второго императора из династии Великих Моголов Хумаюна. Ее возвели в Дели столетием раньше, в середине XVI века. Это мавзолей могольского падишаха Хумаюна в Дели, построенный по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён Хумаюнов предок Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шах-Джахана мавзолеем Тадж-Махал. Строительство мавзолея началось в 1562 году и закончилось 8 лет спустя. Зодчими считаются Саид Мухаммад и его отец Мирак Гиятхуддин, на проект которых, очевидно, сильно повлияли самаркандские постройки Тимуридов. Гробница Хумаюна включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
…Шел 1659 год. У тюремного окна стоял человек, который когда-то был Великим Моголом шах Джахан, властителем Индии, и чьё величие было безграничным. Теперь у него ничего не было. У тюремного окна стоял больной немощный старик, у которого в жизни остались только две радости: похлебка, которую приносили только вечером, и узкое окно-бойница в стене. Окно не вмещало в себя ни рыжих пропыленных долин, ни темных кущ манговых деревьев у храмов, ни глиняных кубиков деревянных домиков. Из тяжелой каменной рамы окна был виден лишь легкий, как облако, белый мавзолей давно умершей жены. Тяжело больной, отстраненный от власти, шах Джахан часами смотрел из агрской крепости на Тадж-Махал, где покоилась Мумтаз-Махал, которую он так любил. До конца жизни шах Джахан находился под домашним арестом, как тайный узник (для всех других он был объявлен умершим), в Мраморном дворце Красного форта Агры, построенном им в свое время для любимой супруги. После смерти его тело тайно перевезли на барже в Тадж-Махал, где он и был погребен со своей любимой женой. А началась эта история так.
Существует легенда о том, что якобы до рождения ребенка императрица знала о своей неизбежной кончине, ибо ребенок, то была девочка, заплакал в чреве. Услышав рыдания, Мумтаз тотчас же послала за мужем, а когда он явился, то сказала ему, что не перенесет родов и что кончина ее предрешена. Она попросила мужа больше не жениться и построить над ее могилой величественную гробницу, которая была бы достойной любви связывающей их на протяжении 18 лет супружеской жизни. Сначала её похоронили в городе Бурханпуре, поскольку там разбило лагерь войско шах Джахана. И лишь спустя 9 месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вырос мавзолей-сказка, который по замыслу шах Джахана должен был стать символом красоты его усопшей супруги.
В общей сложности строительство пятиугольного здания мавзолея, превосходящего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось 22 года. Годы эти отмечены, согласно легенде, 22 небольшими куполами, венчающими карниз над въездными воротами в мавзолей. Высота Мумтаз-Махала вместе с куполом достигает 74 метров. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров. Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Шах Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.
В старых учебниках по истории архитектуры имеются фотографии с изображением Тадж-Махала. На них один из бывших хозяев книги, движимый недоверием к авторитетам, взял линейку и провел карандашом несколько линий по фотографии. И хотя он испачкал книгу, зато убедился в удивительном мастерстве строителей мавзолея. Авторы учебников по архитектуре не ошиблись: Мумтаз-Махал построен так, что его полная высота равна ширине фасада, то есть он полностью вписывается в квадрат со стороной 75 метров, причем высота портала равна половине высоты здания. Линий провести можно еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях этого удивительного шедевра мировой архитектуры.
Имя архитектора, воплотившего замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако, изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии. «…Создатель Мумтаз-Махала, даровав своим искусством, бессмертие Шах-Джахану, сам не пожелал славы, хотя и создал творение, которое является самым значительным во всей индийской архитектуре. В те времена мастера оставались безымянными», - с горечью говорил индийский исследователь С. Н. Канунго.
Некоторые ученые автором этого шедевра называют разных, но вполне конкретных людей. Для осуществления дворца-сказки шах Джахан пригласил известнейших специалистов самых различных областей строительного и декоративного искусства: мастер-строитель Мухаммад Ханиф приехал из Кандагара, другой строитель Мухаммад Сайлд, был приглашен из Мултана. Кроме того, были вызваны специалисты по сооружению куполов – Исмаил Хан Руми (видимо, местный мастер), а также Мухаммад Шариф из Самарканда и Казим Хан из Лахора. В работе участвовали мастера-декораторы из Сирии, Багдада, Бухары, Дели, Канауджа. Из Бухары, например, приехали ''ваятели цветов'' Ата Мухаммад и Шупур Мухаммад. И этому коллективу зодчих Шах-Джахан приказал нарисовать такой прекрасный рисунок, на который только было способно их воображение.
Одна из легенд главным зодчим Тадж-Махала называет выходца из персидского города Шираз Устада Ису Хана, как порой даже уточняли – «индиец турецкого происхождения". История (точнее, очередная легенда) сохранила ещё несколько имён. Среди строителей были француз Остен из Бордо, венецианец Веронео, мозаист Чиранджи Лал из Дели, каменщик Мохаммед Саджад из Афганистана, скульптор Ата Мохаммед из Бухары, а также другие мастера из различных районов Индии, Персии, арабского Востока и Центральной Азии. Некоторые сторонники европейского происхождения Тадж-Махала пытались доказать, что Джеронимо Веронио и Устад Иса – одно и тоже лицо, так как «устад иса» якобы означает «учитель-христианин». По одной из версий лучший проект предложил персидский мастер Мухаммед Иса Кхан. Иса Кхану помогали его ученик Ахмад и знаменитый зодчий Исмаил Хан, который создал купол Тадж-Махала. О судьбе Иса Кхана известно, что по окончании работы шах Джахан повелел отрубить ему руку, чтобы тот никогда не смог повторить подобный шедевр, и взял мастера на пожизненное содержание во дворец.
Этого же мнения придерживается и авторитетный исследователь Тадж-Махала доктор М. Абдула Чаготай, который считает императора шах Джахана единственным человеком способным создать столь прекрасный и неповторимый символ вечной любви. Он отмечал, что известно несколько крупных сооружений собственноручно спроектированных шах Джаханом. Тем не менее, несмотря на то, что этот правитель был действительно выдающимся градостроителем, предположения Чаготая основано не на документах, а на преданьях. В них говорится о том, что сам Шах-Джахан создал проект гробницы Мумтаз. Это предание было широко распространенно в Индии в XVIII – XIX веках. Свидетельство тому – поэма Рабиндраната Тагора «Шах-Джахан»:
… Но лунной ночью, в белом храме
Назвал ты с горькими слезами
Любимой имя. Этот зов
Звенит еще в ушах веков.
Любви тоскующая нежность
Раскрылась в красоте цветов,
И мраморная белоснежность
Навек таит ее, без слов.
О, шах Джахан, какое волшебство –
Ты создал слепок сердца своего!..
Браслеты больше не звенят
В углах разрушенных дворцов,
И только голосом цикад,
Тоскуя, плачет ночь, без слов.
Но беломраморный твой Вестник,
Как музыка безмолвной песни,
Презрев крушенье, возвышенье
И жизни вечное движенье,
Из века в век, из года в год
Одну и ту же весть несет:
« Любимая, я не забыл!»
Основной внутренний зал строения - это правильной формы восьмиугольник. В него можно зайти с любой стороны здания, но для входов сегодня используется только дверь, которая расположена с южной стороны. Для отделки интерьера были использованы оригинальные драгоценные и полудрагоценные камни. Внутри есть 8 больших арок, которые служат разделителем комнат. Те арки, что центральные формируют балконы, а так же смотровую площадку с большим обзорным окном, которое вырублено в мраморе. Стены внутри Тадж-Махал достигают высоту 25-ти метров и упираются в потолок выполненный в виде внутреннего купола строения. Он в свою очередь украшен по виду солнца. Главный купол усыпальницы – двойной: внешний, увенчанный шпилем, подчёркивает совершенство пропорций здания, а внутренний купол придаёт интерьеру завершённость.
Первое, что бросается в глаза посетите¬лю Тадж-Махала, когда он входит внутрь мавзолея, это арабская вязь 14 сур из Ко¬рана, которая венчает сводчатые арки над окнами в главном зале. Письмена выложе¬ны черным мрамором, как и стебли расте¬ний, сплетенные в изысканный орнамент. Художники изобразили методом гравировки, инкрустации и моза¬ики крупные букеты цветов и веток. В зале всегда царит торжественная тишина, кото¬рую прежде прерывали только молитвен¬ные песнопения. В открытые всем ветрам окна падают рассеянные солнечные лучи. Пол и стены мавзолея вечным ковром пок¬рывают гирлянды неувядающих, прекрас¬ных цветов из камня.
Внутри Тадж-Махал выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два кенотафа, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом. На самом деле прах прекрасной Мумтаз и ее безутешного супруга покоятся в глубоком подземном склепе, в одной из 17 подваль¬ных камер, вход в которую был заложен кир¬пичной кладкой во избежание разграбления. Подобная двухэтажная система захоронения традиционна для мусульман и наблюдается почти во всех исламских странах. Соглас¬но религиозным представлениям из ниж¬них гробов дух умерших переходит в кено¬тафы и уже оттуда возносится через купол на небо, к престолу Аллаха. По мусульман¬скому обычаю женщину хоронят значитель¬но глубже, с тем чтобы в день воскрешения из мертвых она не могла опередить мужчи¬ну, представ перед взором Аллаха первой. Кенотафы выполнены из бело-розовых пород мрамора. На саркофаге Мумтаз вы¬резана надпись: «Прекрасная гробница светозарной Арджуманд Бегум, прозван¬ной Мумтаз-Махал, которая умерла в год хиджры 1038». Вначале, когда в мавзолее покоилась только умершая жена властителя, ее ке¬нотаф стоял на парапете из золота перед окном, смотрящим в сторону Мекки, а саму гробницу покрывала ткань, усыпанная жемчугом. Позднее, когда шах Джахана захоронили рядом с супругой, её кенотаф сдвинули, теперь он стоит не у окна, а прямо по центру зала, тогда как саркофаг шах Джахана находится как бы в стороне, у самой стены.
Гробницы, как ширмой, окружены почти двухметровой беломраморной резной огра¬дой. Изначально при шах Джахане она была золотой, множество драгоценных камней украшало ее. Но после смерти отца новый падишах Аурангзеб приказал переплавить решетку и сделать ограду мраморной. Оба саркофага, представляющие собой чудо искусства декора, гравировки и инк¬рустации, покрыты символическим орна¬ментом, который напоминает узор мра¬морной ширмы, окружающей их. Одной из примечательностей интерьера является акустический эффект: слово или музыкальная фраза, произнесенная шепотом, звучат под сводом на протяжении 16 секунд.
Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров, построенный по принципу Чар Бага: участок земли, разделяют на 4 части. Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн, в котором полностью отражается мавзолей (от него к четырём минаретам ведут дорожки). Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид ее существенно изменился – и она стала походить на обыкновенный английский газон. В отличии от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, усыпальница Мумтаз расположена в его начале. Вдоль оросительного канала с фонтанами сейчас растут кипарисы, очертания, крон которых гармонируют с куполами четырех минаретов. А раньше здесь росли большие деревья, которые закрывали раозу от любопытных глаз, но они и охраняли ее.
После того как мраморные стены были готовы, на их белоснежной пене искусней¬шие мастера выложили мозаики из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Камни добывались в Индии. По большей части это были кораллы, жемчуг, рубины, сердолик и оникс. Кроме того, шах Джа¬хан скупал самоцветы по всему миру. Так, камни для отделки мавзолея доставлялись из копей Афганистана, Персии, Централь¬ной Азии. Из Египта везли желто-зеленые хризолиты, с острова Цейлон - ляпис-ла¬зурь, из Тибета - бирюзу, а из заснеженной Московии, с уральских шахт, - малахит. Для возлюбленной жены, упокоившейся навеки под сводами Тадж-Махала, пади¬шах не пожалел и главное свое сокровище: голубой алмаз «Кох-и-Нор», украшавший много лет Павлиний трон Великого Мого¬ла. Он был извлечен из трона и вставлен в изголовье гробницы Мумтаз-Махал.
Шах Джахан намеривался возвести на противоположном берегу Джамны точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора. В этом мавзолее должны были покоиться его собственные останки. Оба мавзолея планировалось соединить черно-белым мраморным мостом, символизирующим вечность супружеской верности. Свидетельством этого может служить Мэхтаб-багх (''Лунный сад'') на восточном берегу Джамны. Остатки стены Мэхтаб-багх имеют такую же длину, что и стена Тадж-Махала, видимая со стороны реки. Шах Джахан незадолго до своего падения приказал начать строительство ''Черного Таджа'', но его мечта осталась неосуществленной. Так как уже ко времени завершения беломраморного мавзолея императорская казна оказалась пуста. Для окончания некоторых неотложных работ пришлось занимать денег у вассалов, да еще облагать непосильными податями и без того разоренных непосильными поборами простых индийцев. Стоимость гробницы была баснословной по тем временам. Трудно вообразить, во что обошлось бы строительство копии Тадж-Махала сделанного из черного мрамор. Второй мавзолее шах Джахан собирался строить из черного кавказского мрамора, а он в пять раз дороже белого. А это означало, что черный Тадж-Махал обошелся бы в 5-6 раз дороже, чем строительство Мумтаз-Махала.
Однако планы и замыслы шах Джахана не осуществились, так как он тяжело заболел и встал вопрос о том кому из сыновей оставить престол. Старший сын, Дара-шикол, был единомышленником отца, деда и прадеда. Он хотел единства страны, мира с индусами, союза с раджпутскими и маратхскими раджами. Мусульманские муллы и вельможи сетной стояли за второго сына – Аурангзеба, фанатика своей веры. Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он узнал, что отец благополучно выздоровел и не собирается освобождать трон. Но власть, однажды попавшую в руки, нелегко добровольно отдавать, и Аурангзеб приказал арестовать отца.
В 2005 году индийские ученые забили тревогу – минареты Тадж-Махала отклонились от вертикальной оси! Впервые это заметили в 1942 году, но, по мнению ученых, за прошедшие годы наклон увеличился. Правда, потом археологи провели тщательное исследование и установили, что паниковать рано: наклон трех минаретов составляет от 4 до 8 см, а четвертого – 22 см. По сравнению с 1942 годом наклон увеличился не более чем на 3 мм, а это можно списать на погрешность измерений. Как полагают специалисты, минареты изначально были воздвигнуты не строго вертикально, чтобы в случае землетрясения или иного природного катаклизма они упали в разные стороны, не повредив мавзолея и не причинив вреда находящимся в нем людям. Минареты сейчас закрыты, так как многие юноши, страдая от безответной любви, взбирались на минареты и кидались вниз с верой, что на том свете добьется расположения возлюбленной. Это сделано для того, чтобы охладить пыл влюбленных, жертвующих жизнью в надежде обрести любовь.
Во время индийского восстания 1857 года Тадж-Махал находился под угрозой разрушения от рук британцев, которые выковыряли драгоценные камни с его стен. В конце XIX века британский вице-король Лорд Керзон, который много внимания уделял проблеме сохранения древних индийских памятников, объявил о начале проекта восстановления Тадж-Махала, который был завершен к 1908 году. В дизайне газонов и сегодня прослеживается стиль британской реконструкции. В период Второй Мировой войны Тадж Махал был замаскирован, что бы не стать объектом для нападения немецких лётчиков Люфтваффе. Так же был защищен комплекс в период Индийской войны 1965 года, и войны 1971 года. Зимой 2002 года, когда произошло обострение отношений между Индией и Пакистаном, Тадж-Махал закамуфлировали защитной сеткой, так как серьёзно опасались авианалётов. Как мы можем видеть сегодня, такие действия увенчались успехом, и сегодня Тадж-Махал стоит на своем месте. С 28-ого ноября 2004 года разрешено ночное посещение Тадж-Махала: мавзолей открыт пять ночей в месяц (ночь полнолуния и по два дня до и после неё), кроме пятницы и месяца Ромадан.
Мавзолей Тадж-Махал полностью облицован редкими сортами белого мрамора необыкновенных свойств и качеств. Благодаря этому стройный гармоничный силуэт Тадж-Махала, отражающийся в воде, ослепительно красив: и при первых лучах солнца, когда нежно-розовая усыпальница похожа на пробудившуюся красавицу, и, когда солнце в зените, а от блеска белоснежного мрамора слезы бегут из глаз, и, когда полированный мрамор стен и легкий купол мавзолея мерцает в лунном сиянии. Лучшим временем для посещения Таджа является раннее утро, когда белоснежный мавзолей золотится в лучах восходящего солнца, а толпы народа еще не успели заполнить все вокруг. В шестом часу утра нужно прийти к Таджу, - тогда вы увидите великий шедевр в его безмолвном одиночестве, украшаемом золотистым сиянием нового дня...
Особенно шикарно он выглядит на рассвете: усыпальница отражается в воде, создавая иллюзию нереальности и, если смотреть на неё с противоположного берега, создаётся впечатление, будто это чудо парит в предрассветном тумане, а появившиеся лучи создают на стенах удивительную игру цвета. Воз¬можно, тому причина - особая конструкция купола мавзолея, созданного Исмаил Ха¬ном. Поэты не раз сравнивали купол мавзо¬лея с облачком, застывшим на призрачном воздушном троне. Боковые купола, минаре¬ты и шпили по углам мавзолея усиливают его устремленность в небо. Созданию эффекта невесомости спо¬собствуют также оригинальные пропорции всего здания мавзолея, в которых высота равна ширине фасада, а сам фасад, про¬резанный огромными, полукруглыми ни¬шами, кажется воздушным.
Красоту этого величественного символа любви можно понять лучше всего, если дождаться, когда розовые перистые облака побледнеют на закате солнца и струи Джамны примут серовато-стальной оттенок в угасающем свете. Слышится шорох взлетевшей птицы, листья туи и смоковницы шепчутся между собой в сгущающемся мраке. Летучая лисица с кожистыми крыльями слетает с дерева, и стаи кружащихся этих существ возвещают появление месяца в вечерней тишине. И тогда можно понять истинное значение мавзолея, даже не видя его. В эту пору мы забываем о куполе и воротах, о серебряной чеканной работе и дорогой инкрустации. Но по мере того как сгущается сумрак, нам становится все яснее, что тленное тело женщины, лежащей внизу в мраморной гробнице рядом с верным супругом, служит символом всего, что дорого и свято человеку в этом мире. При всем своем великолепии, пышности, известности и красоте сама гробница есть только эмблема и символ. Символ того, что пока людям на земле будет знакомо чувство любви, они будут приходить в тихий сад на берегу реки Джамны и класть цветы на гробницу Мумтаз, только в честь ее одной, так как она любила и была любима.
…Горька утрата, смерть неодолима,
Но будет Тадж стоять неколебимо –
Как вечный памятник моей любви!..
…Шах повелел любовь увековечить,
И каменным цветком она взошла…
…Любимая, зачем ты умерла?!.
(Сахир Лудхианви)

Мраморный   реквием  любви

Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви


Мраморный   реквием  любви

ЛИТЕРАТУРА
 Митрохин Л. В. Индия: вступая в XXI век. – М.: Политиздат, 1987. – с. 152 – 178.
 100 великих чудес света /Автор-сост. Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999. – с. 384 – 387.
 Можейко И. В. 7 и 37 чудес света /Худож. К. Сошинская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1983. – с. 236 – 244.
 От пирамид до небоскребов: Краткая энциклопедия чудес, созданных природой и человеком. /Пер. с англ. А. Н. Папера. – М.: Современник, 1997. – с. 19 – 22.
 Сокровища человечества: Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО /Автор текста Т. Фезер. – М.: БММ АО, 1997. – с. 92 – 93.
 Тагор Р. Собрания сочинений в 4 –х т.: Т. 1: Стихи. Пьесы /Пер. с бенг.; вступит. ст. Э. Комарова. – М.: Художественная литература, 1981. – 572 с.
 Индийская поэзия ХХ века в 2-х т.: Т.1. – М.: Художественная литература, 1990. – с. 119.
 Индийская поэзия ХХ века в 2-х т.: Т.2. – М.: Художественная литература, 1990. – с. 115.
 Соловьёва Т. Реквием по Пальмире//Техника-молодёжи. – 2015. - № 11. – с. 30-38.
 Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: детская литература, 1988. – 238 с.: фотоил.
 ru.wikipedia.org.
Мраморный   реквием  любви

Мраморный   реквием  любви
898 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!