Как русские "МИГи" американские Б-29 в клочья разрывали

Автор
Редактировалось: 3 раза — последний 18 марта 2019
0
Голосов: 0

Американские Б-29 против русских "МИГов". История противостояния



Как МиГи "Суперкрепости" в лохмотья разрывали
И не единожды. Поэому и вышла неразбериха - или "чёрный вторник" ВВС США, или "чёрный четверг". И тот и другой день для америнканцев были чернее некуда. Впрочем, янки также не были абсолютными кретинами. Обученные тяжелым опытом военных действий в корейском воздухе, они смогли скоро произвести бомбардировщики, какие много лет в лохмотья разрывали некогда неприступные границы Советского Союза, множество раз без последствий пробиваясь в глубину СССР вплоть до Москвы. Однако, все это также окончилось закономерно. И плохо для янки.

А теперь как было дело.

30 октября 1951 года 21 “Суперкрепость” из состава 307-й бомбардировочной группы при поддержке 89 “Тандерджетов” осуществляли атаку на аэродром Нанси. На перехват янковской армады были подняты 44 МиГа из состава 303-й и 324-й истребительных авиадивизий, какие легко сбили 9, 12 или даже 14 стратегических бомбардировщиков ценой утраты 1-го МиГ-15. Конечно, америнканцы подобным исходом остались недовольны, занизив собственные потери и объявив о громадной численности сбитых МиГов. Не взирая ни на что, но полный расклад обошелся откровенно не в их сторону. Русским “Ли Си Цинам” получилось сбить как минимум двенадцать четырехмоторных бомбардировщиков и еще множество “Тандерджетов” поддержки.

Сходный прецедент был весной этого же года, когда при налете на мосты на р. Ялуцзян при похожем раскладе сил бой закончился с сходным итогом ("погром 12 апреля 1951 года"). Вот таким образом появилась неразбериха “вторник-четверг”. Янки разбивали два раза. Били очень сильно и наверняка.


B-29 со сверхтяжелой управляемой бомбой "Тарзон" (британский 5-тонный Толлбой с блоком дистанционного управления). Подобные бомбы были предназначены для поражения мостов, дамб, туннелей и укрепленных конструкций на землях Кореи

Как раз за 10 лет до полёта Гагарина, русские спецы троекратно Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, командовавшего тогда 324-й истребительной авиационной дивизией, рассеяли миф о неуязвимости штатовских летающих суперкрепостях В-29 — именно тех, что отбомбились атомными бомбами на Хиросиму и Нагасаки и приготовлялись выполнить подобное с сотнями городов Советского Союза.

Этот разгром обозначал из себя безусловный провал применения стратегической авиации в дневное время.

Факт воздушных побед неопровержим. Но что за легенда о “неуязвимости” B-29? Просто-напросто к 1951 году поршневая “Крепость” устарела и требовала немедленную замену (на B-52, совершившем первый полет в 1952 году). И все это являлось понятным в том числе и наиболее закоснелым оптимистам из стратегического руководства ВВС Америки. В эру реактивной авиации даже массированное использование B-29 не оставляло практически никаких ожиданий на то, что они продержатся хоть час в советском воздушном пространстве (план “Дропшот”, угу).

Тем временем расстрел поршневой “Суперкрепости” абсолютно не давал гарантию безопасности для советского неба.

Однако, обо всех без исключения героях этих битв по порядку.

Боинг Б-29 “Суперкрепость”

“Лучше “Суперкрепости” может быть только “Суперкрепость”, заявил Сталин, распорядившись Туполеву приостановить все свои решения и откопировать B-29.

Исключительный по своим свойствам бомбардировщик. Созданный в разгар Второй мировой, он по конструкции и параметрам неимоверно выделялся из любых своих ровесников.

Шестьдесят тонн взлетного веса, приводимый в движение 4-мя 18-цилиндровыми “звездами” с турбонаддувом (рабочий объем “Циклона” 54 литра, мощность 2200 л.с.). Предельный запас горючего “Суперкрепости” достигал 30 тонн.

3 герметических кабины, на расстоянии контролируемые боевые турели, наводимые по данным 5-ти аналоговых компьютеров (учет упреждения исходя из взаимного расположения бомбардировщика и его мишени, их скорости, температуры и влажности окружающего воздуха, влияния силы притяжения). Но подлинная неубиваемость “Суперкрепости” обусловливалась не вооружением, а её летными параметрами: скорость 500 км/ч на высоте 10 километров! В стремлении настичь “Стратофортресс” перехватчики надсадно садили моторы и затем безудержно вваливались вниз. Ликвидация B-29 являлось огромной удачей, а частенько и волей случая. При всем этом самим “Крепостям” не было нужды опускаться над целью, они имели возможность точно бомбить через облака. Любой B-29 штатно снабжался сантиметровым радаром APQ-7 “Орел”.


B-29 вблизи со своим развитием, переростком B-36 "Миротворец" (1948 г.)

Бомбардировщик №1 на все времена, гроза и сила небес. Единственный самолет, использовавший ядерное оружие на деле.

МиГ-15

500 км в час на высоте 10 км. Для реактивного МиГа штатовская “Крепость” представлялась малоподвижной мишенью. Реактивная тяга и стреловидное крыло гарантировали истребителю двукратно высокую скорость и впятеро большую скороподъемность в установившимся режиме. С учетом большего потолка (15000 метров) МиГи имели возможность с пикирования на трансзвуке промчаться через строй “Суперкрепостей”, изрешетив беззащитные самолеты из имеющихся автоматических пушек. В сравнение от пулеметов “Сейбров”, калибр у русских истребителей был выбран первосортно. В самый раз под этакую крупную и жизнеспособную цель, как “Суперфортресс” (две скорострельные 23 мм + 37 мм “рапира”).


В отличие от “Сейбров”, у наших истребителей не было радиолокаторов (радиоприцелов). Всего лишь пылкое сердце, холодный ум и точный глаз. И русская сметливость: взамен радара — антирадар, заполучивший прозвище “Товарищ”.

“Товарищ предостерегает. На хвосте — “Сейбры”.

Впрочем в тот “черный четверг” Сейбров в воздухе не имелось. Имелись в наличии лишь бомбардировщики и их инертное сопровождение.

Вести на равных дуэль с МиГами они решительно не имели возможности: защитное вооружение “Крепостей” оказалось малодейственно против реактивных истребителей. Прицельная дальность у 23- и 37-мм пушек была вдвое выше, чем у “Браунингов” 50-го калибра. В это же время на малых дистанциях компьютеры “Крепостей” не имели возможность высчитать правильное упреждение, при скоростях сближения 150-200 м/с. А сами турели то и дело не поспевали наводиться на цель, имевшую угловую скорость в десятки градусов в секунду.

Напоследок, крыло охватом 43 метра (практически как 16-этажный дом) — промазать по “Суперкрепости” было невозможно.

С возникновением реактивной авиатехники когда-то опасный “Суперфортресс” трансформировался в “Слоуфортресс” (медлительная, малоразвитая крепость). При всем этом, сам масштаб Корейской войны мало подходил теории использования стратегических бомбардировщиков: безусловное большинство бомбовых ударов наносилось с реактивных многоцелевых истребителей. Единственной миссией “Крепостей” являлось использование сверхтяжелых бомб. А их одним-единственным вариантом добраться до цели было присутствие массивного истребительного конвоя. Но в тот “черный четверг” янки не обеспокоились даже этим.

Взамен быстрых “Сейбров” для прикрывания бомбардировщиков были назначены допотопные, неподготовленные для этого качестве F-84.

F-84 “Реактивный гром”

Снаряжение реактивных самолетов в Корею инициировала много прений, сопряженных с базированием на грунтовых аэродромах. Для того, чтобы рассеять колебания, военные осмелились на рискованный эксперимент: прогнать через мотор пару горстей песка. Предание говорит, что “Эллисон” J-35 сломался лишь после попадания в него 250 кг песка...

F-84 “Тандерджет”! Преемник знаменитого “Тандерболта” и предтеча героя Вьетнама, “Тандерчифа”. Как и все машины Александра Картвели (Картвелишвили), F-84 красовался своими объемами и изумлял соперников своими боевыми способностями.

Обычная взлетная масса — почти в 2 раза больше, чем у МиГ-15. Первый полет — 1946 год.

С самого начала создававшийся как истребитель, “Тандерджет” всего за 5 лет изрядно устарел и был вынужден покинуть ряды истребительной авиации, перекинувшись на бомбометание.


По официальным статистическим данным, истребители данного типа осуществили 86 408 самолето-вылетов, скинули 50 427 т бомб и 5560 т напалма, выпустили 5560 неуправляемых ракет, нанесли 10 673 удара по железнодорожным и 1366 по шоссейным дорогам. В процессе данных вылетов уничтожено 200807 зданий, истреблено 2317 автомобилей, 167 танков, 4846 орудий, 259 паровозов, 3996 железнодорожных вагонов и 588 мостов.

Пусть даже если разделить эти значения на 3, “Тандерджет” остается исчадием ада, крушившим абсолютно все на своей дороге. На их счет довелось 2/3 всех бомбовых ударов. Собственно они, а не “Суперкрепости”, стали основными бомбардировщиками в небе Кореи. При всем этом, в отличие от последнего, F-84 был в силах произвести впечатляющий боевой разворот и, сбросив бомбы, повоевать за себя в воздушном бою. Как бы не была старомодно его устройство с прямым крылом, он сохранялся реактивным истребителем. На войне, где основательно использовалась в том числе и поршневая авиация прошлых лет.

Как бы там ни было, его тяговооруженность при обычной взлетной массе являлась в два раза меньше, чем у “МиГа”. Ниже скорость, скороподъемность и больше нагрузка на крыло. Большая инерция и нелучшая маневренность за счет наличия на законцовках крыла массивных топливных баков.

Как говорится, абсолютно ни какой он был не противник для стремительного МиГ-15 со стреловидным крылом.

В “черный четверг”, 12 апреля 1951 года, в небе над Ялуцзяном по стечению обстоятельств столкнулась авиатехника различных эр: реактивные истребители конца 40-х гг. и поршневые бомбардировщики эпохи ВМВ, сопровождаемые реактивными истребителями-бомбардировщиками начальных послевоенных лет.

Столкновение завершилось с логичным итогом. Самонадеянных янки порвали в хлопья как глупцов.

Но америнканцы, к сожалению, глупцами не были.

Бой со последующим поколением завершился уже в пользу бомбардировщика. Целый полк МиГов гнался за нарушителем, но “Стратоджет” снял все задуманые объекты и улетел на Запад (воздушный бой над Кольским полуостровом 8 мая 1954 года). Невзирая на частично отстреленное крыло, команде “Стратоджета” получилось дотянуть до авиабазы Фаерфорд в Великобритании.


Реактивный стратегический бомбардировщик B-47 "Стратоджет". Скорость 977 км/ч. Взят на вооружение в 1951 году

Осуждать пилотов-перехватчиков не за что. Потратив боекомплект, один из МиГ-17 даже отважился на таран — установленные на “Стратоджете” видеокамеры засняли его практически впритирку. Воздушный бой 8 мая — жестокая констатация факта того, что владея только пушечным вооружением и не располагая преимуществом в быстроте, истребитель не может перехватить бомбардировщик.

Удостоверившись в этом на практике, ВВС США перешли к более радикальным действиям. Дальнейшие несколько лет B-47 без последствий летали над Ленинградом, Киевом и Минском. Показывались они иногда и в небе над Подмосковьем (инцидент 29 апреля 1954 года). В 1956 году началась операция “Хоум ран”. Группа из 20 реактивных B-47 с приполярной авиабазы Туле осуществили за месяц 156 вторжений в советское воздушное пространство.

“Золотая эра” бомбардировочной авиации закончилась в 1960 году, когда летчик Василий Поляков на сверхзвуковом истребителе МиГ-19 спокойно настиг и размазал из пушек RB-47H. В том же духе, как сбивали беззащитные поршневые “Крепости” в небе Кореи.


С данного эпизода сказка кончилась и стартовали жестокие будни.

Но вот что необходимо принять в расчет тем, кто аппелирует к фактам истории. Документально засвидетельствованы сотни эпизодов умышленного нарушения границ СССР американскими самолетами. Погибли сотни штатовских летчиков. И, пусть с меньшей интенсивностью, это длилось не один десяток лет.

Никаких и близко похожих фактов со стороны СССР, даже если подытожить все нарушения всех без исключения воздушных границ стран НАТО, и близко не было.


_____________________________
Внимание: В этом разделе блога могут присутствовать ненормативная лексика и материалы с ограничением по возрасту +18!!!
Начало записей на форуме в соответствующей теме: ТУТ
______________
1714 просмотров

Читайте также:

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!